Осенний праздник. Утренник в старшей и подготовительной группах
Дети входят в зал встают лицом к зрителям в шахматном порядке, исполняют песню «Осень», музыка О. Буйновской. слова Е. Карасева
Ведущая.
Сегодня осень пригласила
Ребят из сада детского к себе,
Она наряд осенний сшила
И хочет показать тебе и мне.
Она подарки щедрою рукою
Подарит взрослым, да и нам с тобою.
В ее корзине вкусного так много.
Отведать хочется?
Придется потерпеть немного!
Дары осенние собрать нам нужно.
Но только поработать надо дружно.
Готовы вы к земле согнуться?
До веточки высокой дотянуться?
Тогда за город ехать надо.
Нас осень встретить будет рада.
Она собрать поможет урожай.
Но только лени волю не давай.
Звучит гудок поезда.
Ведущая.
Вот поезд нам сигнал дает.
И говорит наш путь — вперед!
Под стук колес, в вагоне тесном.
Нам всем, ребята, хватит места.
(Дети садятся на стулья, расположенные как в вагоне поезда.)
Пусть ноги по полу стучат.
Ведь этот поезд — для ребят.
Мы едем в поле, в огород.
Заглянем в лес и в щедрый сад.
Под звуки поезда дети сидя на своих местах, топают ногами (имитируют стук колес).
Поезд останавливается.
Вынести табличку «Полевая».
Ведущая.
Хочу я прочитать для вас,
Какая станция встречает нас.
А, может, кто-то из ребят
Прочтет, что буквы говорят?
Умеющий читать ребенок громко объявляет название станции.
Ребенок.
Встречает нас поле бескрайнее.
Приветствует рожь утро раннее.
Тугие колосья склонились к земле.
Они поклониться так рады тебе.
Ведущая.
Теперь и тебе надо кланяться в пояс,
Чтоб срезать серпом созревающий колос.
Колосья мы свяжем в тугие снопы.
Пока они сохнут, для вас спляшем мы.
Танец «Колосья»
Исполняют 8 девочек или 4 мальчика и 4 девочки подготовительной группы под фонограмму песни группы «Иван Купала» «Ай, заинька».
№ движения |
Описание движения |
1 — 16-й такты: вступление. | |
Размер 1. |
Первый куплет. 1—4-й такты: дети выходят из-за кулис цепочкой лицом к зрителям, руки согнуты в локтях, в руках «колоски». Останавливаются в линию у центральной стены, развернувшись лицом к зрителю. |
2. | 5 — 6-й такты: обшей линией идут вперед на зрителя. |
3. | 7 — 8-й такты: 1 ВАРИАНТ. Перестраиваются в две линии в шахматном порядке при медленном движении на полупальцах назад. 2 ВАРИАНТ. Четверо детей, стоящие по центру, отходят назад во 2-ю линию, а крайние сходятся в 1 -ю линию. |
4. |
Припев. |
5. | 3 — 4-й такты: «лодочка». Дети кружатся в парах. Затем разворачиваются лицом к зрителю. |
6. | 5 — 6-й такты: «дозадо» в линиях. Повторяют движение 4. |
7. | 7 — 8-й такты: «лодочка». Повторяют движение 5. |
8. | Вторая часть припева. 9-м такт: дети выполняют пружинку, одновременно подняв правую руку вверх над головой и проводив ее взглядом, опускают руку вниз, выпрямляются. 10-й такт: те же движения левой рукой. Движения плавные, глаза следят за руками. 11-й такт: дети поднимают правую руку вверх, одновременно встают на полупальцы. Удерживают паузу («колоски тянутся к солнышку»). 12-й такт: выполняют поворот вокруг себя в правую сторону и на конец фразы опускают руку. 13-й такт: дети выполняют пружинку, одновременно подняв левую руку вверх над головой и проводив ее взглядом, опускают руку вниз, выпрямляются. 14-й такт: те же движения правой рукой. Движения плавные, глаза следят за руками. 15-й такт: поднимают левую руку вверх, одновременно приподнимаются на полупальцы. Удерживают паузу («колоски тянутся к солнышку»). 16-й такт: выполняют поворот вокруг себя в левую сторону и на конец фразы опускают руку. |
9. | Проигрыш. 1 — 8-й такты : повторяют движение 8 или 4— 7. |
10. |
Второй куплет. |
11. | 5 — 8-й такты: повторяют движение 10 еще раз. |
12. |
Припев. (Изображают поле с колосьями.) |
13. | 9 — 10-й такты: сходятся в центр круга, постепенно поднимая руки перед собой вверх. («Вяжем снопы».) 11 — 12-й такты: расходятся из центра круга на большой круг, постепенно опуская руки вниз. 13 — 16-й такты: повторяют движение 13 еще раз. |
14. |
Проигрыш. перестраиваются в 1 колонну через центр зала. |
15. |
9 — 16-й такты: поочередно на каждый такт дети перестраиваются в две линии: образом образуется первая линия. |
16. | Третий куплет. 1 — 8-й такты: повторяют движение 4— 7. |
17. | 9 — 16-й такты: повторяют движение 8. |
18. |
17 — 24-й такты: |
19. | 25 — 26-й такты: общей линией идут вперед на зрителя. |
20. | 27 — 28-й такты: выполняют поклон. |
21. | с 29-го такта: уходят. Громкость музыки убавляется. |
Остальные дети присоединяются к танцорам,и все исполняют песню «Золотые колоски». После окончания песни можно добавить фрагмент песни «Косил Ясь конюшину»в исполнении ансамбля «Песняры». Под него мальчик с «серпом» или «косой» собирает у девочек колоски и показывает зрителям большой «сноп». Раздается гудок поезда.Лети садятся на свои места в «поезде».
Ведущая.
Как быстро мы управились!
Вы слышите сигнал?
С уборкой хлеба справились —
Нас поезд подождал.
Ребенок (сидя).
Стучат колеса громко: «В путь!»
И дети — по местам.
В окно взглянуть не позабудь,
Пейзаж увидишь там.
Ребенок (сидя в «поезде»).
А, может, там и натюрморт.
А, может, и портрет.
А. может, прибыл лайнер в порт...
Картина там — красивей нет!
Ведущая.
Березки белые кивают нам ветвями.
Им очень хочется поехать в лето с нами.
Но ты, березка, не грусти сейчас.
Послушай песню, проводи в путь нас.
Дети поют. сидя на своих местах песню «Белая березонька», музыка и слова И. Осокиной.
Помощник вносит табличку «Садовая».
Ведущая.
Пока в дороге с песнею
Смотрели за окно.
Мы как-то не заметили.
Что станция «Садовая»
В окне видна давно.
1-й ребенок.
Осень заглянула даже в сад.
Здесь поспели груши, сливы.
Яблоки, арбузы,виноград
Так душисты и красивы!
2-й ребенок.
На высоких ветках вишни
Подмигнуть лукаво выйти.
Каждому лам говорят:
«Урожаю будешь рад!»
3-й ребенок.
Мы в саду с большой корзиной
Цепью встанем очень длинной.
Фрукты дружно собираем.
В витаминах толк мы знаем/
Проводится эстафета «Собери фрукты».
Выносят два бутафорских дерева с плодами: яблоню и грушу. Если нет муляжей фруктов по числу играющих детей, их можно заменить на плоскостные плоды из бумаги. Дети делятся на две команды: одна собирает яблоки, другая — груши. У первого ребенка в команде — пустая корзина, с ней он бежит к дереву, снимает с него один плод, кладет в корзину и возвращается к следующему игроку, передает ему корзину. Таким образом, вся команда должна быстро собрать плоды с дерева. Какая из них это сделает быстрее, та победила. Можно усложнить задание — повесить на деревьях не только фрукты, но и орехи, грибы, овощи и другое.
Ведущая.
Теперь в корзины к вам заглянем.
Считать плоды мы дружно станем.
Посмотрим, кто из вас скорей
Плодами сада угостит друзей.
Подводят итог соревнования, считают фрукты, откладывая в сторону то. что не растет в саду, называют победителя.
Звучит гудок поезда.
Дети топают ногами и произносят.
Дети.
Мы поедем дальше в путь,
Не забудь рукой махнуть.
Позади нас — сад и поле,
Впереди — простор на воле!
(Выносят табличку «Огородная».)
Ведущая.
А теперь все прочитаем.
Что за станция нас ждет.
Мы уже все буквы знаем —
Пусть услышит весь народ.
Все-дети читают название станции.
Исполняется песня «Осень, в гости просим». музыка и слова М. Еремеевой. Дети встают со стульчиков, но не выходят из «поезда», по окончании песни садятся.
Ребенок.
Выходи, честной народ.
Ждет давно нас огород
Овощи созрели тут,
Нас к себе они зовут.
Исполняется инсценировка « Кто из нас, из овощей, всех вкуснее и нужней?» Дети-артисты берут маски со стола, надевают их на голову, садятся
на корточки в стороне. Каждый, прочитав свое стихотворение, садится снова на «грядку».
Ведущая.
В огороде в теплой грядке
Овощи вступили в спор.
Вам — ответ найти к загадке.
Они спорят до сих пор.
Выходит на середину Морковь.
Морковь.
Я прошу сказать вас, дети.
Кто полезней всех на свете?
Ведь, конечно, это я —
Меня любит вся семья.
В суп кладут меня, в салаты
И грызут, кто маловаты.
Потому что помогаю
Детям вырасти до звезд.
Лишь во мне есть витамин,
Самый главный — каротин!
На середину выходит Свёкла.
Свёкла.
А я — свёкла, всем на диво.
Так румяна и красива.
Без меня и борщ невкусный.
Загрустит в нем лист капустный.
И картошка будет бледной.
Ей одной так грустно, бедной.
Я подкрашу щечки детям,
Сок мой всех вкусней на свете!
Выходит Чеснок.
Чеснок.
Да, помогут витамины
От болезней... Но ангины
Не убить им наповал,
Я давно об этом знал.
Потому что есть микробы.
От которых все хворобы.
Уничтожу их. друзья.
С ними справлюсь только я!
Выходит Огурец.
Огурец.
Да, чеснок — мой друг сердечный,
В банке я с тобою вечно.
Я с тобой дружить готов.
Ведь зимой ребята любят
Съесть соленых огурцов.
Выходит Капуста.
Капуста.
Вас прошу запомнить, дети.
Главный овощ я в диете.
Без меня не сваришь щи.
Не получатся борщи,
Я — капуста — всех важней,
Всех вкуснее и нужней.
Мне гордиться не пристало.
Зайцу я любимой стала!
Выходит Картошка.
Картошка.
Вы послушайте немножко.
Ведь нужнее всех картошка.
Пусть невзрачная по виду.
Но лишь из земли я выйду
Да в амбаре поселюсь,
(по секрету. Правда, мышек я боюсь).
Мне порадуются люди.
Ведь нужна я в каждом блюде.
Выходит важный Помидор.
Помидор.
Вы несете глупый вздор.
И кончайте этот спор.
Посмотрите все сюда —
(Показывает на себя.)
Я красавец, хоть куда!
Нет главнее помидора!
Ну-ка, встаньте вдоль забора!
(Все овощи встают в линию.)
Все.
Вы, ребята, нам ответьте —
Кто важнее всех на свете?
Кто из нас, из овощей.
Всех полезней и вкусней?
Ребенок.
Вы полезны и вкусны.
Дети это знать должны.
Вы здоровье нам даете...
Овощи.
А из нас вы соки пьете?
Ребенок. Да — и соки, и салаты.
Винегреты и супы,
Ведь еще мы маловаты.
А расти нам до луны.
Овощи кланяются и садятся.
Ведущая.
Что же, дети нам сказали —
Они дружат с овощами.
А отведать их нельзя ли?
Вкус их угадайте сами.
Только, чур, — с закрытыми глазами!
Проводится аттракцион «Угадай овощи по вкусу».
Вносят большую тарелку с кусочками овощей: свёкла, картофель — отварные; морковь, чеснок, лук, огурец — свежие. Выбирают несколько детей, по количеству кусочков, завязывают глаза. Каждый ребенок из рук воспитателя пробует на вкус овощи (подавать на ложечке), говорит, что он съел. Второй воспитатель после ответа ребенка показывает муляж съеденного овоща. Таким образом, определяется правильность ответа ребенка.
Ведущая.
Побывали в огороде.
Но забыли что-то вроде...
Ребенок.
Урожаи собрать забыли.
Ведь помощники — не мы ли?
Ведущая.
Урожай у нас хорош,
И помощников найдешь!
Проводится инсценировка песни «Урожай собирай», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Четверо детей садятся на корточки в линию перед зрителями. На голове у них маски огурца, кабачка, фасоли и гороха. Между ними остается расстояние для огородников. Четыре девочки (огородницы) с корзинкой в левой руке, правая рука — на юбочке, встают вдоль боковой стены зала. В стороне — двое детей ( ворота ) и мальчик (шофер с рулем).
Мы корзиночки несем.
Хором песенку ноем.
(Девочки с корзинками на носочках бегут вдоль центральной стены. Встают сзади овощей (каждая сзади своего)
Урожай собирай
И на зиму запасай.
Ой, да. собирай
И на зиму запасай.
(Девочки, стоя за овощами, выполняют «пружинку» с поворотом: влево, прямо, вправо, прямо.)
Мы ребята — молодцы,
Собираем огурцы.
(Первая девочка подбегает сзади к «огурцу», правой рукой берет его за левую руку, поднимает. Вдвоем они возвращаются спиной назад,
встают на место девочки)
И фасоль, и горох,
Урожай у нас неплох.
(Вторая, а затем третья девочки подбегают к своим овощам, берут их за руку и уводят на свое место (спиной назад)
Ой, да. и горох.
(Все дети в линии выполняют «пружинку» с поворотом (см. выше))
Урожай у нас неплох.
Ты. пузатый кабачок.
(Четвертая девочкаподбегает к «кабачку»,грозит ему пальцем,)
Отлежал себе бочок,
Не ленись, не зевай,
(берет за левую руку, отводит спиной назад в общую линию. Все дети в линии выполняют «пружинку» с поворотом (см. выше).)
А в корзинку полезай
Ой. да, не зевай,
А в корзинку полезай.
Едем, едем мы домой
На машине грузовой.
(Мальчики-«ворота» поднимают сцепленные руки вверх, «шофер» с рулем встает впереди колонны детей в парах.)
Ворота отворяй.
Едет с поля урожай.
Ой, да. отворяй.
(Все топающим шагом «едут» за шофером, проходят, накопившись, в «ворота», которые пристраиваются за последней парой и двигаются таким же шагом.)
Едет с поля урожай.
(Все дети выстраиваются вдоль центральной стены, кланяются.)
Ведущая.
Урожай убрали быстро,
Дальше нас зовет дорога.
Солнце светит, небо чисто.
Отдохнем теперь немного.
Звучит гудок поезда.
Дети, сидя на своих местах, выполняют покачивание туловища вперед — назад, при этом хором говорят слова.
Все.
В поле, в сад и в огород
Заглянули мы, ребята,
Впереди нас что-то ждет...
Выносят табличку «Лесная».
Все вслух читают название станции.
Ведущая.
Белки, ежики, зайчата!
Девочка в шапочке белки выбегает на середину.
Белка.
Белочки-подружки.
Ставьте выше ушки,
Я сказать вам очень рада:
Наши гости — из детсада!
Выбегают девочки, надевают маски белочек.
1 -я белочка.
А давайте нм станцуем.
Их приветствовать мы будем.
Пусть на белок поглядят.
Мы сменили свой наряд. (Хвалится)
2-я белочка (грустно).
А я шубку не успела поменять.
Зима наступит ведь не скоро...
Белка.
Ой. белочка-красавица, как знать?
Уж листья облетают с бора. (Показывает в сторону.)
Давайте спрячемся в лесу.
Покажем всем свою красу.
Убегают за занавес.
Танец белочек
под фонограмму песни «Просто танцевать», в исполнении Дианы (В . Тюрин, В. Сотова),
размер 4/4
(Исполняет старшая группа)
№ движения |
Описание движения |
Девочки-«белочки» стоят за кулисами. |
|
1. |
9 — 10-й такты: из-за кулис («из дупла») выходят на полупальцах 4—5 «девочек-белочек» в линию у центральной стены, руки на юбочке. О О О О О- ► На последнюю долю 10-го такта разворачиваются на зрителя. |
2. |
I11 — 12-й т а к т ы : первая группа девочек выполняет хлопки, чередуя по 2 |
3. |
13 — 14-й такты: первая группа девочек тем же шагом идет на зрителя (в первую
Одновременно из-за кулис выходит вторая группа девочек в линию у центральной |
4. |
15 — 16-й такты: все девочки выполняют хлопки 2:2 . |
5. |
Первый куплет. |
6. |
3 — 4-й такты: «каблучок». Поочередно выставляют правую и левую ноги на |
7. |
5— 6-й такты: повторяют движение 5. |
8. |
7— 8-й такты: «каблучок» (См. движение 6.) |
9. |
Припев. 1— 4-й такты: «лодочка». |
10. |
5— 8-й такты: выполняют приставной шаг на каждый такт с «пружинкой» поочередно |
11. |
Второй куплет. |
12. |
5— 8-й такты: «хвостик». Имитируют причесывание «хвостика» — волнообразные |
13. |
Припев. 1 — 8-й такты: поочередно выставляют правую и левую ноги на носок: |
14. |
Проигрыш. «Дозадо». Дети меняются местами в линиях мелким бегом. Причем дети первой линии двигаются назад (во вторую линию) спиной. |
15. |
1— 8-й такты: «хвостики». На каждый 2-й такт выполняют прыжок на месте с |
16. |
Припев. |
17. |
3 - 4 -й такты: «каблучок» (См. движение 6.) |
18. |
5 — 6-й такты: повторяют движение 5. |
19. |
7— 8-й такты: повторяют движение 6. |
20. |
Повторение припева с модуляцией. |
21. |
8-й такт: поклон: «пружинка» с кивком головы. |
Белка остается на середине зала.
Белка.
Мы к зиме уже готовы.
Запасли орехов впрок,
И еловых, и сосновых.
А зимой придет их срок.
Ведущая.
И грибов вы насушили?
Ведь зимой без них никак!
Чтобы вы здоровы были.
Есть их надо натощак.
Белка.
А грибы ежи собрали.
И зима им не страшна.
Веселиться они стали.
Ведь сейчас им не до сна.
Ежи идут к столу, берут маски, надевают их.
Танец ежей
под фонограмму песни «Кукарача». эстрадный вариант
(Исполняют дети старшей и подготовительной групп)
№ движения | Описание движения |
Мальчики-ёжики стоят за кулисами по одну сторону зала. 1 — 4-й такты: вступление. |
|
1. | Первая часть. 1— 8-й такты: услышав музыку, мальчики-«ежики» выходят на «полянку» из- за кулис друг за другом, высоко поднимая колено, руки согнуты в локтях, в руках перед грудью держат трость. Дети проходят круг и выстраиваются в две линии, параллельно центральной стены. 9— 12-й такты: маршируют на месте с высоким подниманием колен, положение рук то же. |
2. | 13 — 16-й такты: поворачиваются вокруг себя на 180° вправо, затем влево. |
3. | Вторая часть. 1 — 4-й такты: «лошадки». Стоят лицом к зрителю, удерживая трость перед грудью обеими руками. Поочередно поднимают правое (левое) колено. Тростью касаются поднятого колена. 1:1(4 раза). |
4. | 5— 8-й такты: «моталочка» (небольшие прыжки с поочередным оставлением то правой, то левой ноги в сторону на носок и «пружинкой» на опорной ноге). Трость перед грудью. 1:1 (4 раза). |
5. | 9— 12-й такты: трость перед грудью. Выполняют шаги: 9-й такт — 3 шага вперед, 10-й такт — 3 шага назад, 11-й такт — 3 шага вперед. 12-й такт — 3 шага назад. |
6. | 13 — 16-й такты: выпады 1:1. (4 раза). |
7. | Приседают, кладут трость на пол перед собой. Затем встают, ноги вместе, руки на поясе. |
8. |
Третья часть. 1 — 8-й такты: «моторчик». Дети выполняют шаг с правой ноги |
9. | 9 — 16-й такты: ходят по кругу с высоким подниманием колен, руки на поясе. |
10. |
Четвертая часть. 1 — 8-й такты: выполняют выпады из круга — в круг (поочередно |
11. |
9 — 12-й такты: «колючки». Дети разворачиваются в круг, «показывают колючки» (4 раза). Ноги вместе, руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, кисти рук у плечей, пальцы собраны в кулак. Выполняют «пружинку», затем выпрямляются и одновременно поднимают руки вверх- |
12. | 13 — 16-й такты: ходят по кругу, руки на поясе, возвращаются на свои места, пройдя один круг. |
13. | Приседают, берут трость. |
14. |
Пятая часть. 1— 4-й такты: повторяют движение 3 «лошадки». |
15. | 5 — 8-й такты: повторяют движение 4 «моталочка». |
16. | 9 — 16-й такты: повторяют движения 5, 6. |
17. |
Шестая часть (хлопки). 1— 4-й такты: берут трость в правую руку, левая рука на |
18. | 5— 8-й такты: обходят вправо вокруг трости, которую держат правой рукой, другой конец трости — на полу (2 оборота). На последний счет взять трость обеими руками. |
19. |
Седьмая часть. 1— 4-й такты: повторяют движение 3 «лошадки»; 5 — 8-й такты: повторяют движение 4 «моталочка»; |
20. |
Восьмая часть. 1 — 8-й такты: мальчики-«ежики» ходят по кругу с перестроением |
Ведущая.
Да, ребята, осень на дары щедра.
Их собрать в лукошки нам пора.
Становитесь в две команды.
Будем весело играть.
Ягоды, грибы — дары природы —
Надо нам скорее разобрать.
Проводится эстафета «Разбери ягоды, грибы».
В дальнем конце зала (лицом к зрителям) стоят два фланелеграфа. В другом конце зала дети строятся в две команды друг за другом, перед ними на столе разложены картинки с изображением грибов и ягод (они перепутаны). По сигналу ведущего одна команда собирает эстафетой грибы, другая ягоды, по одной картинке помещают на фланелеграф. Кто быстрее и правильно справился с заданием, тот и победил.
Раздается шум дождя.
Ведущая.
Ой, скорей, ребята, в поезд!
Дождь пошел, как из ведра.
Не спешите, хватит места.
Отправляться в путь пора!
Дети садятся на стульчики, поют песню
«Разговор с дождиком», музыка Л. Аксеновой, слова С. Королевой.
Помощники убирают все декорации.
Ведущая.
Вот и закончилось наше осеннее путешествие, мы вернулись в детский сад.
Теперь вы убедились, что осень совсем не грустная пора. Осень — это красивое увядание природы и щедрые дары солнца и земли.
Дети выходят из «поезда», встают лицом к зрителям.
1-й ребенок.
Осень золотая!
Спасибо, что ты есть.
Будь всегда такая.
Даров твоих не счесть.
2-й ребенок.
Ты птиц на юг послала,
Окрасила леса.
Вокруг светлее стало.
Везде твоя краса.
3-й ребенок.
Пусть дождик льет и лужи
У нас на мостовой.
Приход твой людям нужен,
Хотим дружить с тобой.
4-й ребенок.
Ты песенку послушай.
Ее тебе поем.
И каждый год за летом
Тебя мы в гости ждем.
5-й ребенок.
Тебя, такую милую,
А вовсе не унылую.
Богатую дарами.
Ты будь подольше с нами.
Исполняется песня «Постучалась осень», музыка и слова М. Еремеевой.
Дети остаются на месте, входит повар с караваем, ставит его на стол.
Повар.
Собрали люди урожай.
Теперь на стол поставить можно
Вот этот пышный каравай.
Подарок этот чей. узнать несложно.
Дети.
Осени!
Повар отдает каравай ведущей.
Ведущая.
Мы с радостью подарок принимаем.
И всех ребят на чай мы приглашаем.
Дети идут в группу, ведущая несет каравай.