Элементы народной педагогики в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Занятие познавательного цикла: «Посиделки о славной русской старине»
(старший дошкольный возраст)
Елена Петровна Ращупкина, воспитатель 1 квал. категории МДОУ "Улыбка", ЯНАО
Цель:
Формировать интерес к культуре и быту русского народа; способствовать развитию нравственной и познавательной культуры дошкольников.
Задачи:
1.Образвовательные: познакомить с традициями русского народа (семьи); особенностями характера, поведения.
2.Воспитательные: воспитывать интерес к русским народным праздникам, к особенностям русского характера: желание быть радушным, гостеприимным и заботливым хозяином; добрым и трудолюбивым; воспитывать культуру отношения к другому и самому себе.
3. Развивающие: обогащать словарный запас детей типично русскими словами и выражениями: горница, русская изба, рубить избу, помочь, почитание, гостеприимство, глава семьи. Развивать умение детей рассуждать, делать умозаключения на основе причинно-следственных связей.
Материалы и оборудование:
1. «Горница» с предметами обихода. (Стол, лавки, самовар, чугунок, деревянные ложки, чайные чашки по количеству детей, скатерть).
2. Видеослайды с изображением: русской избы, постройка избы, большая семья, «глава семьи», праздничный стол, народные праздники.
3. Макет русской деревянной избы.
4. Аудиомагнитофон.
5. Аудиозапись: русская народная музыка, песня «К нам гости пришли»
Муз. Александрова, сл. М.Ивансен.
6. Два тонких шарфа для игры.
7. Видеопроектор, экран.
8. Сдобная выпечка – пироги.
9. Русский леденец «Петушок»(по количеству детей)
Предварительная работа с детьми:
1.Цикл занятий по ознакомлению детей с русской культурой:
«Из истории костюма», «Посиделки», «Ой вы, гости - господа», «Весела была беседа» и другие.
2.Ознакомление с произведениями русского народного творчества.
3.Знакомство и обсуждение с детьми элементов русского фольклора: пословицы и поговорки (о дружбе, взаимопомощи, труде).
4.Просмотр тематического фотоальбома: «Россия – праздники и будни».
5.Разучивание русских народных подвижных игр.ких народных вижныхению детей срусской культурой
6. Рассматривание альбома иллюстраций «Как жили наши предки».
7. Посещение центра развития «Русская изба».
8. Д\И «Назови предмет» (быта, одежды, орудия труда)
Методы и приемы:
По характеру деятельности:
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой.
По способу подачи материала:
Словесно-наглядный (рассказ – беседа)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Посиделки проводятся в «Горнице». Детей встречает нарядная Хозяйка, в русском сарафане и кокошнике. Тихо звучит русская народная мелодия
Воспитатель.
-Здравствуйте, дети!
Вы очень дружные ребята. Любите узнавать все новое и интересное. Поэтому сегодня я хочу вам рассказать о народе русском и его характере. О том, как и где он жил, как работал, как гостей встречал и веселился. Вам хочется об этом узнать?
Тогда на правах Хозяйки, я приглашаю вас пройти в мою горницу.
(Проводит детей в «Горницу», на фоне песни «К нам гости пришли»).
Хозяйка:
- Проходите, гости дорогие, детушки милые! Располагайтесь, поудобнее «кто на лавку, кто под лавку, а кто и в уголке постоит» - не пугайтесь, так шутили в старину, приглашая гостей в горницу, самую большую, красиво убранную комнату в доме.
(Дети рассаживаются)
Хозяйка:
- Всем ли места хватило? Всем ли видно и удобно? Всем ли слышно?
Дети: (Здесь и далее примерные ответы детей)
-Слышно, видно, удобно.
Хозяйка:
- У меня для каждого из вас не только местечко, но и словечко доброе найдется.
- Детушки милые, каким словом мы, поприветствовали друг друга?
Дети:
- Мы поздоровались.
Хозяйка:
- Да, мы друг другу – «здравствуете» сказали. А, что означает это слово?
Дети:
- Пожелать кому – то здоровья.
Хозяйка:
- Верно, это слово не простое. Здравствуйте – означает «будьте здоровы». Еще с давних времен на Руси, повелось, при встрече с человеком желать ему здравствовать, т. е. - быть здоровым.
- А какое это пожелание? Как его надо произносить?
Дети:
- Это слово доброе! Произносить его надо ласково, с улыбкой, и т. д.
Хозяйка:
- Да, слово это доброе и нужное. Оно всегда возвращается к тому человеку, который дарит его другим людям. Давайте встанем в круг и поздороваемся еще раз: пожелаем друг другу здоровья.
(Дети становятся в круг, воспитатель вместе с детьми).
Хозяйка:
- Я здороваюсь с Колей, а Коля пожелает «здравия» рядом стоящему товарищу, и так по кругу... Посмотрим, к кому же оно возвратится?
- Здравствуй, Коля!
Игра - цепочка: «Здравствуй, друг».
Дети, приветствуют друг друга и по цепочке передают его дальше. Слово «здравствуй» возвращается к воспитателю.
Хозяйка:
- И к кому же слово «здравствуй» вернулось?
Мне так понравилось, как вы, желали друг другу и мне здоровья: с улыбкой, с радостью и лаской в глазах. Спасибо вам за это!
-Ну а теперь, ребятушки, давайте «сядем рядком, да поговорим ладком». Напоминаю, что говорить мы будем о « славной русской старине, и про эту старину, я рассказ сейчас начну».
Дети рассаживаются по местам. Беседа сопровождается показом иллюстраций того, о чем говорится на экране.
Хозяйка:
-Посмотрите, дети на экран, что вы там видите?
Дети: Это дом
– Да, это дом. А старинное название такого деревенского дома - изба.
( воспитатель обращает внимание детей на деревянный макет избы). А вот, копия такой же избы. Похожа она на настоящую избу? Попробуйте рассказать о ней. Какая она?
Дети: она небольшая, сделана из дерева, т.д.
Хозяйка:
- Строили такую избу из деревянных бревен. В ней было тепло и уютно.
- А, как же строили такую избу? Ведь одному человеку это было не под силу! Как вы думаете, ребята?
( Предположения детей)
Хозяйка:
- А строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.
Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу».
Может кто – нибудь, сможет объяснить что, значит, рубить избу?
(Ответы детей)
Хозяйка:
-Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами.
Традиция помогать друг другу - называлась «помочь».
- Давайте все вместе, вслух, произнесем эти необычные и новые для вас слова: «помочь» - значит помогать (говорит воспитатель); «рубить избу » - значит дом строить. (Совместный повтор слов).
Хозяйка:
- Ребятушки, я, знаю одну очень хорошую пословицу: «Свое дело отложи, а другу своему помоги».
- О чем она?
(Ответы детей).
Хозяйка:
- Давайте мы её заучим. Мне кажется, она вам в жизни может пригодиться. (Повтор пословицы вместе с детьми).
-Хозяйка:
- Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», говорят русские люди. Вот и я вас, приглашаю всех в кружок, да меня послушать еще разок. Про русскую народную игру я сейчас вам расскажу, и играть научу.
- За руки дружно все беритесь и в кружок со мной вместе становитесь!
( воспитатель вместе с детьми заводит круг, берет в руки два шарфа).
Хозяйка:
- А называется игра: «Жмурки Машеньки и Ивашеньки». До чего ж веселая, да премудрая она. Потому что мальчик здесь будет говорить тоненьким голоском, а девочка должна говорить – грубым баском. Сейчас мы выберем Машеньку и Ивашеньку (выбирает детей).
- Круг по - шире, развернись, а Машеньке и Ивашеньке нужно в разные стороны по кругу разойтись, (воспитатель разводит их в разные стороны.). Чтобы снова в круг вам встать тебе, Ивашка, нужно Машеньку поймать. Вытянув руки вперед, Ивашка, тоненьким голосом будет звать Машеньку: «Маша, где ты?», а Маша грубым голосом отвечать: «Ивашка, я тут!» стараясь не попасть в руки Ивашки. И глаза мы вам завяжем. Всем понятна игра? Тогда давайте завяжем водящим глаза, и начнется наша игра.
При необходимости игру можно повторить.
Хозяйка:
- Вот какой удалец Ивашка, и молодец Машенька! Интересная игра, правда, ребята? Вот такие забавные, с юмором, придумывал игры русский народ.
- А сейчас места свои займем и дальше нашу беседу поведем.
Дети рассаживаются по местам.
Хозяйка:
- Ребята, давайте подумаем, что самое главное для человека в жизни?
Дети:
- Здоровье, мама, папа, бабушка, дедушка, друзья и т. д.
Хозяйка:
- Да, много важного есть в жизни человека, но самым главным для любого человека является семья.
- Давайте поговорим о ваших семьях. Кто в них живет?
Рассказы детей: 2 – 3 ребенка.
Хозяйка:
- Ребята, посмотрите, что изображено на экране? Расскажите, кого вы видите?
Дети: (ответы детей)
Хозяйка:
- В давние времена, семьи были большими и дружными.
Дедушка да бабушка; папа и мама; да деток пяток, а случалось и тетушки, да дядюшки тут же жили. Большая семья?
Хозяйка:
- И в таких больших семьях был строгий порядок. Каждый знал сове место и дело. Во главе такого большого семейства стоял - «глава семьи».
- Давайте повторим это выражение «Глава семьи» (дети повторяют за воспитателем это слово). Как вы понимаете, значение этого выражения «глава семьи»?
Дети: Главный в доме человек. Это папа, дедушка…
Хозяйка:
- Да, «главой семьи», в таких семьях, всегда был старший мужчина в доме.
Его все слушались, потому что он много лет прожил, многое в жизни повидал, да многое знал.
Никто не смел, «главу семьи» ослушаться!
Если за столом сидели, ему место самое – почетное - во главе стола. «Глава - во главе стола» - говорили в народе. А рядом, или же напротив него, сидела его жена.
Давайте, попробуем сейчас поиграть. Представьте себе, что мы с вами одна «Большая семья». Ты, Коля, (выбирает любого мальчика) будешь главой нашей большой семьи. Быть главой семьи почетное и ответственное дело. Представил себя в роли «главы семьи»? (ответ ребенка)
Я, буду мамой нашего большого семейства. А вы, ребята, будите нашими детками. Ну, что ж давайте по очереди, будем рассаживаться за нашим большим столом. Первым занимает свое место за столом «глава семьи». (мальчик занимает свое место) Теперь и вы, мои детушки дорогие, рассаживайтесь по местам. А где же мама должна сидеть? (дети указывают на её место за столом).
Славная у нас получилась семья, большая! И в такой вот семье, в давние времена, были свои правила. Например, никто не имел права раньше «главы семьи» начинать кушать. Он первым, черпал еду, из такого вот чугунка, а за ним все остальные. Если, кто – то, невзначай, раньше него опустит ложку в чугунок с едой, тому ложкой по лбу! Или вообще из-за стола выгонят! За строгость и порядок главу семьи «почитали», и старались не нарушать правила. «Почитать» - значит уважать, ценить. Давайте повторим и запомним это новое слово.
(Дети повторяют слово «почитать» и объясняют его значение, как понимают.)
Хозяйка:
- Но не только строгость царила в такой семье, а любовь, да ласка; забота и взаимопомощь; трудолюбие и веселье!
Хозяйка:
У русского народа, есть много любимых праздников. Веселились от души, гостей принимали с радостью, угощали вех и каждого. Много еды готовили. Ведь гостей полагалось, накормить досыта.
Как гласит русская пословица «Все, что в печи – на стол мечи».
Это черта характера русского человека, называется «гостеприимством», и означает оно – хорошо встречать гостей. Повторите это сложное слово и запомните - «гостеприимство». (Дети повторяют это слово за воспитателем)
Хозяйка:
Ну, вот и подошла наша беседа к концу.
- Что же нового вы узнали сегодня? О каком народе мы говорили? Чему научились?
Дети:
- О народе русском. Поговорку новую выучили и игру. С новыми словами познакомились (Какие?). Узнали, как избу строили, как гостей принимали
и т. д.
Хозяйка: - Мы с вами славно поработали, многое узнали, дружно поиграли. Поэтому радость и доброта поселилась в наших сердцах.
Сюрпризный момент: (вне регламента)
Хозяйка:
- А сейчас, гостьюшки дорогие, и детушки мои родные, буду пирогами вас угощать, да чайком потчевать! Ведь: «Чай пить — не дрова рубить».
Звучит инструментальная, русская народная музыка. Хозяйка, вносит самовар, пироги и леденцы.
Хозяйка:
Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
(ставит самовар на стол)
Вот так мы и живем:
Пироги жуём, чаем, запиваем, всех в гости приглашаем!
(Хозяйка угощает всех пирогами с чаем)
Детушки, у меня для вас есть еще один сюрприз. Любимое сладкое лакомство ребятишек в давние времена и сейчас - «Русский леденец». В народе его еще называют «Петушок». Приготовлены они по народному рецепту. Угощайтесь, и друзьям своим передайте.
( Хозяйка раздает детям сладкие леденцы)
Мастер-класс для педагогов «ЗОЛЬНАЯ КУКЛА»
ЦЕЛЬ:
Вызвать интерес к утраченным традиционным формам жизнеустройства русской семьи; содействовать сохранению народной культуры сегодня.
ЗАДАЧИ:
1.Развивать творческий потенциал педагогов в продуктивной деятельности.
2. Обучить педагогов изготовлению народной обрядовой куклы.
Материалы:
(на каждого педагога).
1. Матерчатый лоскут разного размера и цвета.
2. Цветная тесьма.
3.Матерчатая полоска-тесьма.
4.Клей.
5.Ножницы.
6.Салфетки.
7. Разносы.
8.Кленчатые салфетки.
9.Крупа (манка) в стаканчиках.
10.Лапти.
11.Кукленочек – «гусеничка» (заранее изготовленный)
12. Аудиомагнитофон, аудиозапись русской народной мелодии.
13. «Зольная кукла» – образец.
1. Сообщение темы практического занятия и обоснование ее выбора.
(Звучит русская народная мелодия)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Проблемы сегодняшнего дня зачастую соприкасаются с проблемами нравственного воспитания детей, поэтому мы – педагоги ищем свои пути решения. Обращение к истокам народной педагогики, на мой взгляд, является очень важным и своевременным воспитательным методом, потому что утраченные ранее традиционные формы жизнеустройства русской семьи сегодня мы пытаемся сохранить, возвращаясь к семейно-родовому укладу, деревенскому дому, очагу. Сегодня я хочу познакомить вас с изготовлением необычной народной обрядовой куклой (показ образца), «зольной куклой», которая в древности несла в себе идею умножения потомства, продолжения жизни, сохранения здоровья. Поэтому ее дарили, да и сейчас кое-где еще дарят молодоженам на свадьбу. Считаю, зольная кукла, как атрибут здоровой семьи, вполне созвучна и нашему времени, она очень проста в изготовлении и состоит из нескольких элементов.
Это круглая твердая лысая голова, тельце без рук и ног, красивый сарафан с зеленым передником, а делают ее... из обыкновенной печной золы.
Зола — домашний, а в более древние времена — родовой очаг. Обычай ссыпать золу в одно определенное место неподалеку от жилья был распространен у многих народов. Чем больше нарастал холм, тем богаче и значительнее считался род. Отправляясь в дальний путь, люди брали с собой горсть золы, земли в узелке – как символ дома. В силу того, что кукла обрядовая, зола обязательно должна была быть с родного очага. Учитывая эту немаловажную деталь, мы сегодня в изготовлении куклы, возьмем не печную золу, а крупу (манку).
Обратите внимание на приготовленные материалы: здесь нет ни ниток, ни иголок, только лоскуты и тесьма. Из них-то мы и начинаем делать куклу.
2. Этапы изготовления зольной куклы.
Вся работа состоит из нескольких этапов: (объяснение и одновременное изготовление куклы педагогами).
1. Берем маленький белый лоскут квадратной формы, высыпаем на него манку, заворачиваем все края и уголки, крепко перевязываем узкой полоской ткани.
Теперь очень важный этап — сбиваем золу в твердый шар: (показ). Бить нужно со всех сторон, одновременно подкручивая лишнюю ткань . Плотность головы проверяем пальцем: если голова не продавливается значит, она готова .Все справились?
Далее горлышко туго перевязываем полоской ткани.
2.Теперь будем мастерить туловище, для этого берем второй большой белый лоскут и еще раз оборачиваем им голову, так делали в древности только потому, что в основе изготовления головы была зола, а которая могла испачкать первую ткань.
Завязываем голову на три узла. Число 3 обязательно для обрядовых кукол; вспомните волшебные сказки — все имеет силу только после троекратного повторения. Оставшуюся часть белой ткани, «хвост», нам надо превратить в плотное тугое тело. Для этого мы скатываем его в столбик и плотно обвиваем тесьмой.
Я вижу, что все уже справились, молодцы!
3.Теперь вместе будем наряжать нашу куклу. Платье лучше делать в два слоя, оно будет пышнее, для этого берем цветной лоскут ткани
(можно сказать, что хозяйка выбирала его на свой вкус!)
Оборачиваем куклу тканью, изнаночной стороной наружу. Так, чтобы одна половина (нижний слой) закрывала тело, а другая (верхний слой) — голову. Завязываем тесьму на «горлышке», и опускаем верхний слой вниз (на нижний слой), так чтобы ткань ложилась друг на друга – запах. Вот наша кукла уже и в платье.
Она уже приобретает нарядный и загадочный вид!
4.В костюме любой русской женщины обязательно присутствовал еще один очень важный предмет одежды, по которому судили о достатке, о семейном положении, о количестве детей, и даже о желаниях – это передник.
Давайте и нашей кукле сделаем этот очень важный элемент одежды.
Для этого берем зеленый лоскут, цвет выбирался не случайно, так он символизирует – начало жизни. Но сначала мы будем его украшать- это очень легко и просто. Украсить его можно по – разному, а я вам предлагаю просто приклеить клеем разноцветную тесьму, выбранную на ваш вкус. В крестьянском обиходе такой способ тоже был известен, клеев было много: и рыбные, и столярные; мы же воспользуемся современным.
Ну, вот передничек и готов! Теперь его накладываем на куклу изнанкой и, как бы, наоборот: на голову куклы — конец передника. Привязываем передник тесьмой к «горлышку» куклы.
Опускаем фартучек вперед – все готово!
5. И начинаем делать самый главный элемент куклы – грудь, она обязательно должна быть красного цвета, означающего расцвет жизни.
Это делается очень просто: собираем все остатки (маленькие обрезки, ниточки) и скатываем два шарика, которые заворачиваем в ткань, как в трубочку, перекручиваем их между собой и привязываем кукле под «горлышко».
Наша кукла и готова! Она действительно необычна! А самое главное согрета не только вашими руками, но и сердцем!
А в силу того что кукла женского рода и ей конечно же не хватает еще одного очень важного элемента, что это как вы думаете? Конечно же – кукленочка-ребеночка.
В народе его называли «гусеничка». «Гусеничку» привязывали к «маме», а могли просто класть на посаженную зольную куклу (показ).
Итог: С зольными куклами играли в разные игры: катали в лаптях, на всяких саночках, качали в люльке, устраивали для ее семьи дом.
Такая кукла сегодня может стать не только украшение дома, но и принести в него счастье, как вы думаете?
Счастья вам, мира и добра, уважаемые коллеги!