Игра-занятие для детей 3-5 лет. Знакомые сказки
Цели: вызвать положительный настрой на театрализованную игру; активизировать воображение детей; побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль.
Материал и оборудование: диск для игры, юла; шапочки для героев сказок; фланелеграф и картинки для сказки; кукла бибабо Петушок.
Ход занятия
Воспитатель сажает детей за круглым столом, на котором лежит разрисованный диск (картонный, фанерный или др.) с отмеченными секторами. На секторах приклеены картинки - коза и козлята, мышата и петушок, теремок, заяц и ворона. Воспитатель берет юлу с приклеенной на ней стрелочкой-указателем, говорит волшебные слова.
В о с п и т а т е л ь .
Крутись, юла, вертись, юла,
Нас к сказке приведи.
(Звучит музыка, юла крутится.)
В о с п и т а т е л ь .
Юла остановилась, показывает нам дорогу к сказке... (дети смотрят на картинку) «Козлятки и волк».
Воспитатель надевает на себя шапочку мамы-козы, на детей - шапочки козлят и разыгрывает сцену из сказки в виде игры.
Примечание. Мама-коза стучится в дверь, козлятки ей отвечают; потом они открывают дверь и обступают козу со всех сторон.
Сценка «Мама-коза приходит домой»
К о з а .
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла - молока принесла,
Течет молочко по вымечку,
Из вымечка в сыру землю.
К о з л я т к и (делают воображаемые действия - отпирают дверь).
Мама, мама!
К о з а .
Вы, козлятки, узнали меня?
К о з л я т к и .
Да!
К о з а.
А каким голоском я пела?
К о з л я т к и .
Тоненьким.
К о з а .
Покажите, как пела.
К о з л я т к и (подражая маме, тоненько).
Козлятушки,ребятушки...
К о з а.
А волку вы не открывали?
К о з л я т к и .
Нет!
К о з а.
А волк каким голосом пел?
К о з л я т к и .
Грубым.
К о з а .
Покажите, как он пел.
К о з л я т к и (подражают волку, грубо).
Козлятушки, ребятушки...
К о з а .
Вы - послушные козлятки, идите в дом, играйте, а волку дверь не отпирайте.
Воспитатель говорит волшебные слова и снова юла крутится.
Следующая сказка - «Колосок».
Воспитатель берет куклу бибабо Петушок и играет с ребятами.
Игры-инсценировки по сказке «Колосок»
На ширме появляется Петушок. Воспитатель подводит к Петушку ребенка, который читает ему стихи.
Р е б е н о к .
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
П е т у ш о к .
Я - петушок,
Золотой гребешок,
Рано-рано встаю,
Голосисто пою,
Всех на работу зову.
Вы, ребята, знаете, кто со мной живет?
Д е т и .
Да! Это мышата.
П е т у ш о к .
Как их зовут?
Д е т и .
Круть и Верть.
П е т у ш о к .
Они мне помогали работать?
Д е т и .
Нет.
П е т у ш о к.
А вы поможете?
Д е т и .
Да!
П е т у ш о к .
Помогите мне по дому, пожалуйста. Давайте вместе все будем делать: дрова колоть, подметать веником, половички вытряхивать.
(Дети делают имитационные движения под ритмичную музыку под руководством петушка и воспитателя.)
В следующий раз стрелка юлы показывает на картинку к сказке «Заяц-Хваста».
Сценка из сказки «Заяц-Хваста»
(театр на фланелеграфе)
К детям приходят Заяц-Хваста и Ворона. Дети вспоминают сказку и ту сценку (см. Занятие-игра для детей 3-5 лет. Мороз - Красный нос), когда Ворона попалась собакам. Воспитатель выкладывает на фланелеграфе картинки с изображением собаки и вороны и просит детей рассказать о том, что случилось с теткой Вороной. Дети пересказывают данный отрывок сказки. Потом воспитатель доходит до того места, как Вороне помог Заяц-Хваста, и просит ребенка помочь выложить картинку с изображением зайца на фланелеграфе. Рассказ продолжается.
В конце занятия стрелка юлы останавливается напротив картинки по сказке «Теремок». Дети называют героев сказки. Воспитатель надевает детям шапочки названных героев и приглашает всех в хоровод.
Стихи читают дети младшей группы.
Сценка по сказке «Теремок»
М ы ш к а .
Я по полюшку бегу
Прямо к теремку.
Я хочу в нем жить
И кашку варить.
Л я г у ш к а .
Я - лягушка-поскакушка,
Я - лягушка-квакушка,
В теремке я буду жить,
Буду воду я носить.
З а й к а .
Серый зайка, прыг да скок,
Попросился в теремок:
В теремке мне надо жить,
Буду я дрова носить.
Л и с и ч к а .
Я - красавица-лисица,
Печь блины я мастерица,
Буду гладить, буду шить -
В теремке мне надо жить.
В о л к .
Я совсем не страшный волк,
Я в хозяйстве знаю толк,
Растопить могу я печь
И хозяйство постеречь.
После чтения стихов дети вместе с героями водят хоровод.