Игра-занятие для детей 5-6 лет. За орехами
Цели: побуждать детей включаться в предложенный игровой образ; учить проявлять инициативу в игре, предлагать свои варианты интерпретаций небольших ролей; взаимодействовать в играх-драматизациях; учить использовать мимику, жест, позу, интонацию для создания образа роли.
Материал и оборудование: декорация берега озера; дерево орешина; элементы костюмов для участников сказки (курочка, петух (кочеток), бояре, пастухи, козы, хозяйка, свинья, волк).
Ход занятия
Воспитатель приносит детям корзину орехов и предлагает пойти на «озеро», к орешине, собирать орехи. Дети приходят на озеро и подходят к орешине. Воспитатель настраивает детей на игру.
Настрой на игру
В о с п и т а т е л ь .
Уродилась орешина, выросла кудрявая.
Кто орешину поливает, кто о ней заботится?
Солнце ее согревает, ветерок обдувает,
Дождик поливает, тучки от жары спасают.
Соловушки на орешине поют, орешину ободряют:
Ты расти, орешина, мы тебе трели будем выводить,
А ты будешь расти и зеленеть.
Отвечала орешина:
- Я ли не кудрявая, я ли не пригожая,
Никто к орешине не ходит, хороводы не водит.
Тяжелы мои ветки от орехов, гнутся, до земли достают.
Вот нашлись бы девицы, вот нашлись бы добры молодцы,
Хороводы поводили бы, песни звонкие попели бы.
Я б тогда, орешина, им орехов полный кузовок дала
Примечание. Роль соловушек и орешины могут сыграть дети старшей группы.
Воспитатель спрашивает детей, как помочь орешине. Дети предлагают варианты ответов. Вместе с воспитателем решают пожалеть орешину, поводить хороводы и потом орехи собрать.
Хоровод-игра «Во поле орешина»
(русская народная песня)
Во поле орешина, во поле кудрявая.
(Дети идут по кругу, держась за руки.)
Чернобровая моя, черноглазая моя.
Ее ветер дует, ее поддувает.
(Идут в другую сторону.)
Чернобровая моя, черноглазая моя.
Он ее качает, ее величает.
(Останавливаются и качают поднятыми руками.)
Чернобровая моя, черноглазая моя.
Спи, моя милая, радость дорогая.
(Делают воротца и проходят в них парами.)
Чернобровая моя, черноглазая моя.
Я поеду в город, привезу подарок.
Чернобровая моя, черноглазая моя.
Во поле орешина, во поле кудрявая.
(Дети идут по кругу парами.)
Чернобровая моя, черноглазая моя.
Игра-драматизация по сказке «Кочеток и курочка»
Методика проведения. Воспитатель предлагает детям вспомнить, знают ли они сказку, в которой рассказывается про орешину.
Дети вспоминают русскую народную сказку «Кочеток и курочка», которую они смотрели в театре картинок (см. Игра-занятие для детей 5-6 лет. Долгий вечерок ). Воспитатель подводит детей к деревянному коробу и достает из него костюмы героев сказки. Дети с помощью воспитателя распределяют роли и надевают костюмы.
Воспитатель при помощи вопросов выясняет, как дети помнят ход сказочного сюжета:
1. Кто жил в деревне?
2. Куда пошли кочеток и курочка?
3. Что произошло между ними?
4. Кто спрашивал кочетка о произошедшем?
5. За что рассердился на курочку кочеток?
6. Почему орешня кочетку штаны разорвала?
7. За что козы орешню обглодали?
8. Почему пастухи коз не берегут?
9. Почему хозяйка пастухов блинами не кормит?
10. Зачем свинья у хозяйки опару пролила?
11. Почему волк у свиньи поросеночка унес?
После выяснения логики сюжета воспитатель предлагает детям драматизировать сказку. Воспитатель исполняет роль ведущего.
Он своим рассказом связывает сюжет, побуждая детей не терять последовательность в его разыгрывании.
Примечание. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, воплощаясь в роли, вступали в ролевой диалог, обозначали характер своего героя мимикой, жестом, позой, интонацией речи. Для этого воспитатель помогает детям дополнительными вопросами, характеризует героя, уточняет интонацию и движения.
Приводим примерный ход работы над отрывком из сказки.
В о с п и т а т е л ь .
Жили-были кочеток и курочка. Вот идет наш петушок - Дима. Дима, покажи, как вышагивает петушок, как он хлопает крыльями. Вот бежит курочка. Лена, твоя курочка веселая или грустная? Она идет за петушком или рядом с ним? Коля и Жора - бояре. Бояре, вы грозные или добродушные? Каким голосом вы будете спрашивать? (и т. д.)
Примечание. Воспитатель, проводя игру-драматизацию на данном этапе развития у детей артистических умений и творческих способностей, будет заботиться не столько о непрерывности действия, сколько о предоставлении возможности каждому ребенку почувствовать свою роль, войти в нее, поэтому небольшие остановки в ходе сюжета вполне оправданны. Со временем, когда дети освоят текст, игра-драматизация приобретет цельный вид.
Игру следует проводить без музыкального сопровождения, чтобы все внимание сосредоточить на вхождении в роль.
После драматизации воспитатель и дети решают поставить спектакль для родителей. Для этого они начинают подготовку к предстоящему спектаклю. Затем дети показывают спектакль родителям.