Игра-занятие для детей 5-6 лет. Утки - беленькие грудки
Цели: учить детей выразительно двигаться в соответствии с художественным образом; побуждать при помощи интонации выражать свои настроения; будить воображение детей; вызывать эмоциональный отклик на игровые ситуации.
Материал и оборудование: шапочки утят; костюм хозяйки; герои сказок (для викторины); театр картинок.
Ход занятия
Воспитатель встречает детей в роли хозяйки. Она обращается к детям как к утятам. Хозяйка приглашает утят на лужок. Под веселую музыку проходит игра-разминка «Веселые утята».
Игра-разминка «Веселые утята»
Хозяйка идет впереди вперевалочку, как утята.
Хозяйка
Вот идут утята, спешат через лужок,
Вот они выходят на чистый бережок.
Вы, утята, отзывайтесь,
По порядку посчитайтесь.
Утята (все).
Кря-кря-кря-кря-кря!
Утяток дружная семья.
Хозяйка.
А теперь купайтесь, плывите по воде.
Но не потеряйтесь! Утки, где вы, где?
Вы, утята, отзывайтесь,
По порядку посчитайтесь.
Утята (все).
Кря-кря-кря-кря-кря!
Утяток дружная семья.
Хозяйка.
А теперь, утята, дружно идите сушиться.
Проводится игра-этюд «Утята сушатся на солнышке».
Игра-этюд «Утята сушатся на солнышке»
Утята.
Сушим лапки-перепонки,
(Утята садятся на коврик, делают руками упор сзади.)
Перепонки слишком тонки.
Машем ими: раз-два-три!
(Вытягивают лапки вперед и поочередно их поднимают.)
Все просохло, посмотри!
Высыхают крылышки,
(Машут крылышками.)
Подсыхают перышки,
Хвостик распушился,
(Делают подражательные движения.)
Веером раскрылся.
(Расставляют пальцы ладони и подставляют вместо хвостика.)
Хозяйка просит утят идти домой. Она встает впереди утят, и они все вместе вперевалочку друг за другом идут домой. Затем воспитатель проводит этюд на выразительную интонацию.
Примечание. Без слов, при помощи одной только интонации дети должны показать эмоциональное состояние утят в той или иной ситуации.
Этюд на интонационную выразительность «Хозяйка и утки»
Хозяйка.
А теперь, утята, пора в сарай, спать!
Утята (ворчливо).
Кря-кря-кря!
Хозяйка (берет прут).
Вот я вам задам!
Утята (гневно).
Кря-кря-кря!
Хозяйка.
Марш в сарай! (Загоняет утят в сарай - на стульчики; подходит к сараю и прислушивается.) Как там мои утята?
Утята (жалобно).
Кря-кря-кря!
Хозяйка.
Пожалею вас, моих утят, выходите! (Открывает воображаемую дверь сарая; утята выходят.) Как у вас дела, утята?
Утята (просяще).
Кря-кря-кря!
Хозяйка.
Вот и молодцы, стали послушные. Дам вам за это свежей водицы.
Воспитатель рассаживает детей на стульчики и проводит с ними викторину по знакомым сказкам.
Викторина по сказкам
Методика проведения. Воспитатель предлагает детям при помощи загадки отгадать, герой из какой сказки к ним пришел в гости.
Загадки
Скачет мячик по дорожке,
И не видно, где же ножки.
Но не мяч и не арбуз,
Очень сладок он на вкус. (Колобок.)
На ночь заводить будильник
Нам с тобою ни к чему -
Потому что доверяю
Роль будильника ему.
Он встает на зорьке ранней,
Всю округу будит в срок.
Кто же наш любимец славный?
Это-... (петушок).
Висит высоко,
Достать нелегко,
Похожа на лампу,
Но не светит,
Зато по вкусу
Нашим детям. (Груша.)
Он кричит и шипит,
Словно пар из утюга,
Вместо пара у него
Вырывается: «Га-га!» (Гусь.)
После каждой загадки воспитатель представляет детям гостя, про которого она была загадана.
Первая загадка.
Сначала дети отгадывают загадку про колобка.
Воспитатель показывает колобка-игрушку и спрашивает детей, из какой сказки он пришел («Колобок»(см. Игра-занятие для детей 5-6 лет. Кончилось лето)). Затем дети по предложению взрослого разыгрывают сценки из сказки. Можно разыграть сценку встречи колобка с разными зверями. Чтобы получилось интереснее, можно попросить ребят придумать, кто еще кроме известных им героев мог встретиться колобку. С помощью воспитателя дети вводят в сказку новых персонажей. Это могут быть вначале достаточно традиционные (то есть более «подходящие» к сюжету, известные детям) герои: еж, белка, кабан. Затем и другие, менее ожидаемые персонажи: охотник, грибники, птицы. Можно вводить и совсем фантастические персонажи (инопланетян), а также героев из других сказок.
Вторая загадка - про петушка.
Воспитатель показывает петушка из театра картинок и просит детей узнать сказку, из которой он пришел («Кочеток и курочка» см.Игра-занятие для детей 5-6 лет. Долгий вечерок ). Дети разыгрывают настольный театр. Действуя за героев в театре картинок, дети учатся управлять своей интонацией.
Герой третьей загадки - груша.
Дети вспоминают сказку, рассказанную ранее воспитателем, «Фруктовый спор» (см. Игра-занятие для детей 5-6 лет. В нашем саду).
Воспитатель предлагает разыграть сюжеты: «Как спорили фрукты», «Миша выходит в сад», «Мама советует Мише». Дети могут разыграть сюжеты, входя в роль не только хозяйки и мальчика, но и героев-фруктов.
Герой четвертой загадки - гусь.
Дети вспоминают сказку «Как гуси на юг собрались» (см. Игра-занятие для детей 5-6 лет. Улетели птицы вдаль), показанную в театре перчаток. Дети определяют сами, что это за гусь: гусь-отец, гусь-сосед или гусенок. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку в игре-драматизации. Дети, играя сценки из сказки, могут пользоваться элементами костюмов, декораций, атрибутикой. Это придаст знакомой сказке новые черты, вызовет эмоции и интерес детей.
После обыгрывания каждого сказочного сюжета воспитатель может завести с детьми подвижную игру на подходящую тему или предложить спеть песню.