Игра-занятие для детей 5-6 лет. Растем здоровыми и крепкими
Цели: призывать к здоровому образу жизни; научить детей импровизировать в сюжетно-ролевой игре; учить обустраивать место игры; дать представление о работе врача; учить вступать в ролевой диалог; стимулировать двигательную активность детей.
Материал и оборудование: мебель для игры в медицинский кабинет; белые халаты для медперсонала; наборы медицинских инструментов; мишки и куклы для ролей больных.
Ход занятия
Методика проведения. Воспитатель приносит куклу с перебинтованной рукой и спрашивает у детей, кто может ей помочь. Все вместе выясняют, что надо вызвать врача. Воспитатель надевает белый халат и играет роль врача. Врач осматривает куклу и спрашивает у детей, как узнать, какая у куклы температура; как послушать, правильно ли кукла дышит; как узнать, не болит ли у нее горло.
Дети высказывают свое мнение по поводу того, что должен делать врач. Врач предлагает устроить врачебный прием. Все вместе, воспитатель и дети, выясняют, что для игры во врача надо обустроить медицинский кабинет. Дети берут подручный материал (стулья, столики из кукольных комнат, аптечку из игрового уголка и т. д.) и готовят кабинет. Затем воспитатель говорит, что ему как врачу необходимы помощники: медсестра и еще один врач. Дети соглашаются на эти роли, и начинается врачебный прием. Врач приглашает больных, сидящих на стульях в очереди, в свой кабинет. Дети по одному заходят, и врач проводит дальнейший импровизированный диалог с персоналом и больными.
Примечание. Занятие начинается по типу сюжетно-ролевой игры, когда ситуация обозначается только в общих чертах, а все подчинено импровизации. В этом заключается большая польза такого рода занятий, так как дети находятся в увлекательной ситуации и в то же время не заучивают специально свою роль, а на ходу импровизируют, учатся взаимодействовать с партнерами.
Воспитатель не довлеет над детьми, а лишь подталкивает их к развитию сюжета. Приведем примерное развертывание сюжета игры во врача. Впоследствии основную роль врача смогут играть желающие дети.
Сюжетно-ролевая игра «В медицинском кабинете»
Врач.
Сегодня у меня много собралось больных. Уважаемые больные, прошу вас заходить по одному. Вот мама с дочкой. Здравствуйте, Валя, как зовут вашу дочку?
Валя.
Ее зовут Катя.
Врач.
Пожалуйста, скажите, что у нее болит?
Валя.
Горлышко.
Врач.
Посадите дочку прямо, поближе к свету, пусть она откроет рот. Медсестра, дайте лекарство, я смажу Кате горло.
Медсестра.
Вот, смажьте.
Врач.
А еще у нее, я вижу, болят ушки. Надо посоветоваться с моим коллегой, врачом. (Обращается к мальчику, играющему роль помощника врача.) Миша, скажи, что надо сделать, чтобы перестали болеть ушки у Валиной дочки? Осмотри ее.
Миша.
Надо выписать рецепт. (Делает вид, что выписывает рецепт.)
Врач.
Ну как, сильно воспалились уши?
Миша.
Да, сильно.
Врач.
Лекарство поможет?
Миша.
Поможет.
Врач.
Медсестра, дайте больному лекарство, выпишите еще один рецепт. (Медсестра выполняет указания врача.) Теперь, Валя, идите с дочкой домой и выполняйте правильно все наши советы. До свидания.
Валя.
До свидания, доктор.
После игры воспитатель спрашивает у детей, ходят ли они к врачу, боятся ли они ходить на прием, выполняют ли все врачебные назначения. Потом выходит ребенок в халате и разыгрывается сценка «В медицинском кабинете».
Сценка «В медицинском кабинете»
Роли и исполнители: доктор, мамы и папы (дети); дети (куклы и мишки).
Доктор.
Я - доктор, я больных лечу,
Чтоб люди не болели.
В любое время к ним спешу,
В ненастье и в метели.
Могу поставить градусник
И выписать таблетки.
Микстуру, капли сладкие
Я дам для кукол-деток.
Кто здесь болеет, проходите.
Что тут у вас стряслось, скажите?
Девочка с куклой.
У дочки кашель и простуда,
Высокая температура.
Какое дать лекарство ей,
Чтобы поправиться быстрей?
Доктор.
Вот ей таблетки, вот микстура.
Понизится температура.
(Девочка с куклой уходит.)
Мальчик с мишкой.
Доктор, у сыночка бледный вид,
У него живот болит.
Чем вы сможете помочь?
Он не спит вторую ночь.
Доктор.
Я потрогаю животик,
На кушетку положу.
(Кладет мишку на кушетку, мнет живот.)
Все в порядке у мишутки,
Ничего не нахожу.
Видно, просто он объелся.
Много ягод он наелся.
(Грозит мишке пальцем.)
Ты, мишутка, папу слушай.
Только лишнего не кушай.
(Мальчик с мишкой уходят.)
Воспитатель спрашивает у детей, что нужно делать, чтобы быть здоровыми? Надо соблюдать режим: вовремя ложиться спать, правильно питаться, заниматься физкультурой, быть всегда в хорошем настроении. Воспитатель предлагает построиться на зарядку и зарядиться эмоциями. Проводится игра-разминка «На зарядку!»
Игра-разминка «На зарядку!»
Примечание. Дети выполняют движения, как показывает воспитатель.
Это дает возможность воспитателю импровизировать, а детям - быть внимательными, стараться делать все вместе. В дальнейшем в этой разминке ведущими могут быть желающие дети.
Воспитатель.
В небе солнышко взошло,
Стало все кругом светло,
Вышли дети на зарядку,
Упражнялись по порядку:
Раз! - подняли руки вместе,
Два! - маршировать на месте,
Три! - наклоны стали делать,
А четыре! - стали бегать.
Шагом марш! Иди скорей вперед!
Все за мной, никто не устает!
Мы бежим по стадиону,
Нам привычны марафоны,
Будем скоро чемпионы,
Чемпионы будем скоро!
В конце занятия воспитатель дает детям задание нарисовать сюжеты по врачебному приему.