Холод и тепло. Интегрированное занятие в разновозрастной группе
Цель.
Развивать воображение детей на основе синтеза искусств и разнообразных видов художественной деятельности (музыка, живопись, пластическое движение).
Программное содержание.
- Развивать эмоционально-эстетическое восприятие детей.
- Формировать способности к импровизации, инициативу, самостоятельность в выборе действий для передачи эмоционального состояния (образа).
Задачи.
- Придумывать и исполнять небольшие мелодии на заданную тему.
- Различать средства музыкальной выразительности (темп, динамику, звуковысотность), сочинять с их помощью мелодии по теме.
- Развивать и закреплять умение выразительно двигаться в характере музыки, перевоплощаться.
- Продолжать осваивать разные изобразительные материалы: пастель, карандаш, гуашь, акварель.
Материал.
Репродукции картин:
- «Лоси» В. Степанова
- «Март» И. Левитана
- «Царевна-Лебедь» М. Врубеля
- «Композиция №7» В. Кандинского
- «Кружевница» В. Тропинина.
Предварительная работа.
Чтобы заинтересовать детей темой занятия, можно использовать игровой момент: предложить им сделать фильм про холод и тепло и объяснить жителям севера про тепло, а жителям юга про холод. Можно также предложить организовать переписку с жителями севера и юга.
Педагог по изодеятельности на своих занятиях демонстрирует детям картины, на которых изображены холод и тепло. Объясняет, как художник изображает холод и тепло, какие использует тёплые и холодные тона, линии и формы.
Музыкальный руководитель слушает с детьми музыку, в которой чувствуются холод и тепло («Зима» А. Вивальди, «Зимнее утро» П. Чайковского, «Фея зимы» С. Прокофьева, «Зима» Г. Свиридова, «Весна» А. Вивальди, «Фея весны» С. Прокофьева, «Подснежник» П. Чайковского). Беседует о характере прослушанной музыки, средствах музыкальной выразительности, с помощью которых композиторам удалось передать ощущение холода и тепла. Музыкальный руководитель развивает вокальные данные детей, умение передавать голосом темп, динамику, звуковысотность музыки.
Музыка и ноты у нас:
Классика для самых маленьких "Знаки зодиака для малышей"
Классическая музыка для детей - Музыка о природе
А. Вивальди. "Времена года". Ноты для фортепиано.
Педагог-психолог на предварительных занятиях предлагает детям придумать пластические движения, передающие холод и тепло под музыку. (Используются музыкальные произведения, которые дети разбирали ранее с музыкальным руководителем и которые будут исполняться на итоговом занятии.)
Ход занятия
Дети входят в зал. Здороваются. Педагог по изодеятельности приглашает их на вернисаж, где развешаны картины, изображающие холод и тепло.
Педагог по изо.
Дети, какие жанры представлены на вернисаже? (Пейзаж, портрет, абстракция.)
Мария Ивановна с Ульяной подготовили песню, которая подскажет вам название вернисажа. Послушайте песню и расскажите о том, что вы почувствовали, какое настроение навеяла она на вас.
(Музыкальный руководитель и девочка подготовительной к школе группы исполняют первый куплет песни «Ух ты, зимушка-зима», музыка Ан. Александрова, слова народные.)
Ноты и слова
Правильно, наш вернисаж называется «Холод и тепло».
Как удалось композитору передать холод в музыке? (Медленный темп, низкие звуки создают ощущение неуютности.)
А теперь найдите картины, от которых также веет холодом. (Пейзаж «Лоси» В. Степанова, картина «Царевна-Лебедь» М. Врубеля.)
Почему вы выбрали именно эти картины? Что в них общего? Как художникам удалось передать холод, с помощью чего? (Холодные тона, холодное выражение лица, общее ощущение неуютности.)
Педагог по изо.
Холод существует не только в природе. Холод может жить и в человеке, например, во взгляде, как на картине Врубеля, соответственно и в характере, так как глаза - зеркало души. Холодный человек может быть равнодушен, недоброжелателен, от него как бы веет холодом.
А как композиторы могут изобразить холод? (Ответы детей.)
Да, они рисуют холод звуками.
Музыкальный руководитель вспоминает с детьми прослушанные ранее «холодные» произведения: «Зима» А Вивальди, «Зимнее утро» П. Чайковского, «Фея зимы» С. Прокофьева, «Зима» Г. Свиридова.
Музыкальный руководитель.
Дети, вспомните, сравнивая эти пьесы на прошлом занятии, мы выбрали самое холодное произведение.
Как оно называется? («Зима» Г. Свиридова.)
Каким изобразил композитор зимний холод? (Суровым, леденящим.)
Как композитор об этом рассказал? (Он использовал низкие звуки, медленный темп.)
Теперь давайте сами изобразим холод под музыку Свиридова. Вспомните движения, мимику, с помощью которых можно изобразить холод.
Дети импровизируют, движения скованные, выражение лица сердитое. Педагог-психолог комментирует движения детей. Они рассказывают, кто и как двигался, каким изобразил холод, какие ощущения он испытывал во время этой музыки. (Холод проникает внутрь, леденит, затормаживает движение, хочется согреться.)
Музыкальный руководитель.
Давайте теперь поиграем в композиторов и попробуем сами придумать разные мелодии, навевающие холод. Вам поможет волшебный шарфик. (Используются лёгкие шарфики холодных тонов).
Каким может быть холод?
Музыкальный руководитель предлагает детям по одному напеть «холодную» мелодию без слов. Взрослые и другие дети комментируют использованные средства музыкальной выразительности: отрывистые звуки, быстрый темп с резкими крещендо и диминуэндо, резкие окончания фраз. Певцы по желанию помогают себе пластикой, изображают порывы ветра, вьюгу, дрожь в мороз, презрение, равнодушие.
Музыкальный руководитель.
Какое чувство возникает от этих мелодий? (Становится неуютно, дрожь пробегает по телу. Очень хочется согреться!)
С помощью какой известной нам попевки мы можем согреться? («Солнышко», муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой.)
Ноты и слова
Давайте встанем врассыпную, чтобы тепло от нашей попевки распространялось повсюду.
Как мы будем её исполнять? (Певуче, ласково, весело, чтобы наполнить всё вокруг теплом.)
(Дети исполняют первый куплет попевки «Солнышко»)
Вот и стало теплее. Теперь давайте согреемся другими тёплыми мелодиями. Вот шарфик (в тёплых тонах), который поможет придумать тёплые мелодии. Какими они будут? (Музыка напевная, плавная, светлая, весёлая, приятная, ласковая.)
Музыкальный руководитель предлагает детям по одному без слов пропеть мелодии тепла: также с комментариями о средствах музыкальной выразительности (певучая мелодия, средний и высокий регистр, мягкие окончания фраз, подвижный или спокойный темп).
Музыкальный руководитель.
Какое чувство возникает от этих мелодий? (Становится тепло, приятно, уютно.)
Давайте теперь вспомним пьесу Петра Ильича Чайковского, в которой, как и в попевке, поётся о первых цветочках. («Подснежник».) Как эти цветочки появляются? Что они чувствуют?
Дети рассказывают, как композитор нарисовал тепло в музыке: через плавное движение мелодии, подвижный темп.
Педагог-психолог.
После зимнего холода весной особенно чувствуешь тепло в природе. А когда на душе становится тепло, то хочется это тепло подарить всем вокруг. Давайте всем вокруг подарим тепло под музыку Чайковского. Какими движениями, мимикой можно передать тепло? (Через раскрытые руки, улыбку.)
Дети пластически изображают, как дарят тепло всем вокруг под музыку П. Чайковского «Подснежник». (Возможны комментарии взрослого о движениях)
Педагог по изо предлагает детям вернуться на вернисаж и найти там «тёплые» картины: пейзаж «Март» И. Левитана, портрет «Кружевница» В. Тропинина. Представляет художников и названия картин.
Педагог по изо.
Почему вы выбрали именно эти картины? Что в них общего? (Ответы детей).
С помощью чего художник передал тепло? (Через тёплые тона, улыбающееся, приветливое лицо.)
Добрый человек согревает теплом своей души, с ним легко, весело, приятно.
А теперь обратите внимание на абстрактную картину «Композиция №7» В. Кандинского.
Чего больше в этой картине: холода или тепла? Почему? (Есть холодные тона, резкие линии и тёплые тона, плавные линии.)
Действительно, здесь можно найти и холод, и тепло.
Педагог по изо приглашает детей нарисовать холод и теплo в виде абстракции. Можно предложить изобразить с помощью холодных оттенков холодное настроение, а с помощью тёплых - тёплое. Можно рисовать холод и тепло одновременно, их взаимопроникновение, переход от холода к теплу и наоборот.
Музыкальный руководитель предлагает детям после рисования рассказать о своём рисунке мелодией. Дети могут выступать парами: тот, кто «поёт холод», и тот, кто создаёт музыкальный образ тепла. (Вместе с пением можно использовать соответствующие шарфики.)
В конце занятия педагоги устраивают выставку рисунков детей, подводят итоги. Можно спросить у зрителей, есть ли ощущение холода или тепла от получившихся рисунков и мелодий.
Дети прощаются и уходят в группу.