Портрет Мики Морозова. В.А.Серов. Знакомство дошкольников с жанром портрета
Знакомя детей с жанром детского портрета, мы используем методы и приемы, позволяющие интегрировать работу в таких сферах, как художественное творчество, музыкальное воспитание, коммуникация, чтение и социализация. Ознакомление старших дошкольников с жанром детского портрета делает образовательный процесс более интересным. Мы используем музыку и пейзажную лирику как образец краткого рассказа в стихах описательного характера по картине. Так у детей формируется умение одновременного восприятия разных видов искусства: музыкального и изобразительного, изобразительного и поэтического.
В работе используются разные методы и приемы: знакомство с кратким искусствоведческим словарем; активизация имеющегося лексического запаса; побуждение к подбору синонимического ряда прилагательных или образных определений (эпитетов) к существительным, данным воспитателем, и т.д. Продуманы специфические приемы, которые позволяют привлекать к совместной образовательной деятельности родителей, дают им возможность не только проникнуться интересом к процессу формирования эстетической образованности и духовной культуры ребенка в условиях детского сада, но и продолжить эту деятельность непосредственно в семье.
Задачи.
- Способствовать формированию представлений о красоте в изобразительном и музыкальном искусстве; воспитывать интерес к портретной живописи;
- содействовать эмоциональному восприятию музыки П.И. Чайковского разного характера, выбирая одно из его произведений для создания «музыкального фона» картины «Портрет Мики Морозова» В.А. Серова;
- формировать интерес к отечественному изобразительному и музыкальному искусству, гордость за русских художников и композиторов, внесших значительный вклад в мировую культуру;
- развивать умение выделять особенности детского портрета как жанра и средства его выразительности: композицию, цвет, а также позу, мимику, жест, настроение и внешние проявления эмоционального состояния героя портрета, используя пейзажную лирику;
- обогащать словарь доступными пониманию детей искусствоведческими терминами: портрет, холст, образ, натура, сеанс, композиция, передний план, контраст, холодные и теплые тона;
- формировать способность эстетически оценивать портрет, выделять его компоненты для понимания замысла художника, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.
Материалы.
- Репродукция «Портрета Мики Морозова» В.А. Серова,
- фонограммы мелодий в фортепьянном исполнении из «Детского альбома» П.И. Чайковского: «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Старая французская песенка» и «Мазурка»;
- карточки (по числу детей) с символическими изображениями их названий (символами могут быть графические изображения лошадки, солдатика, танцующего ребенка).
Предварительная работа.
Знакомство с натюрмортом, пейзажем и детским портретом на примере картины И.Е. Репина «Стрекоза», беседы, сопровождающие рассматривание альбома репродукций картин русских художников.
И. Е. Репин
Составление воспитателем краткого искусствоведческого словаря (предлагается каждой семье с рекомендацией по его использованию при проведении «домашнего часа знакомства с живописью»), договоренность с родителями о совместном с ребенком рассматривании репродукции «Портрета Мики Морозова» В.А. Серова, составление ребенком описательного рассказа по картине: «Игра в экскурсовода вернисажа».
Последовательность работы
Воспитатель.
В прошлый раз мы познакомились с портретом девочки. Картина называлась «Стрекоза». Папа девочки - художник. Нарисовав ее сидящей на жердочке, он показал нам ее непоседливый характер. Сегодня перед вами портрет четырехлетнего мальчика, которого изобразил известный русский художник Валентин Александрович Серов. Он назвал картину «Портрет Мики Морозова», а находится она в Государственной Третьяковской картинной галерее. Как вы думаете, когда мальчик вырос, его продолжали называть Мика?
В.А.Серов
Дети.
Нет. Это его детское имя!
Воспитатель.
Или ласковое семейное прозвище. Наверное, его звали как-то похоже на это слово.
Дети.
Может быть, Миша?
Воспитатель.
Да. Когда Мика стал взрослым, его стали называть Михаилом Михайловичем. Он был образованным и культурным человеком. Посмотрите внимательно на его детский портрет. Чтобы вам легче было понять замысел художника, характер и настроение мальчика, я хочу прочитать вам стихотворение.
(Читает фрагмент стихотворения А. Барто «Есть такие мальчики».)
Слушая стихи, внимательно вглядываясь в картину, вы сможете определить, похож ли мальчик, о котором идет речь в стихотворении, на героя этой картины.
Мы на мальчика глядим -
Он какой-то нелюдим!
Хмурится он, куксится,
Будто выпил уксуса.
Эти стихи раскрывают образ Мики Морозова? Он таким изображен на этом портрете? (Используется прием обучения мотивированным высказываниям личных впечатлений от сопоставления текста стихотворения с восприятием портрета.)
Дети.
Нет! Стихотворение не о нем. Мика на портрете не такой: он не сердитый и не хмурый. На него приятно смотреть, потому что его лицо веселое и радостное.
Воспитатель.
Вы правы! Стихотворение Агнии Барто написано о другом мальчике. Может быть, другое стихотворение Агнии Барто подходит к этому портрету? (Читает фрагмент стихотворения «Две сестры глядят на братца».)
Две сестры глядят на братца:
Маленький, неловкий,
Не умеет улыбаться,
Только хмурит бровки.
Дети.
На портрете изображен один мальчик, без сестер. На него в картине никто не смотрит. Он маленький, но не хмурит брови, у него хорошая улыбка и добрый взгляд.
Воспитатель.
Верно! Это стихотворение тоже не подходит к портрету Мики Морозова. Послушайте, пожалуйста, третье стихотворение. Его название и автора я назову позже.
Как точно и как очень тонко
художник написал портрет
Четырехлетнего ребенка,
Как подобрал контрастный свет!
Его полуоткрыты губы,
Раскрыты широко глаза,
Блестят коралловые зубы.
Но мальчик, видно, егоза!
Похож немного на Амура -
Кудряв и шаловлив, как он.
Сейчас взметнется ввысь фигура
И птицею помчится вон!
За подлокотники он взялся -
Покинуть креслице готов.
Портрет художнику удался:
Как хорошо писал Серов!
Румянец щек, виска и шеи
Он белым цветом подчеркнул
Рубашки: стали те теплее.
Художник словно притянул
Контрастом и тепло, и ласку,
И потеплел румянца цвет.
Ребенок будто слушал сказку,
Так выразителен портрет!
Пушисты волосы ребенка,
Но главное - его глаза!
Все подчеркнул художник тонко,
Все о ребенке рассказал!
Дети.
Это стихотворение точно подходит к портрету Мики. Оно написано именно о Мике! Он сидит в кресле. На нем белая рубашка. У него пушистые волосы и красивые глаза. И все другие детали подходят!
Воспитатель.
Есть такой поэт - Иван Есаулков, который написал немало стихов, посвященных картинам русских художников. Я прочла одно из них, которое так и называется: «Мика Морозов Валентина Серова». Вы верно заметили: это стихотворение - описательный рассказ о портрете Мики. Поэт нашел очень много красивых и образных слов. Они не часто употребляются в обычной речи и оттого кажутся непривычными нашему слуху. Например: «Сейчас взметнется ввысь фигура и птицею помчится вон!». Или: «Румянец щек, виска и шеи...». (Прием, побуждающий к освоению некоторых слов поэтической речи.) Мы запомним эти слова и будем использовать их в своей разговорной речи, чтобы она стала красивой и привлекательной. Хотите запомнить эти слова? (Ответы.) Предлагаю интересное упражнение, чтобы запомнить красивые слова из стихотворения о Мике. Я буду произносить слово, обозначающее черты его лица, а вы - дополнять мою фразу. Например, я скажу: «волосы», а вы вспомните, как поэт сказал о них: «пушисты». Если кто-то из вас захочет добавить еще и свое слово, мы будем только рады. Итак, приступаем к игре.
Воспитатель.
Мальчик...
Дети дополняют словами из стихов: «Кудряв, шаловлив, егоза, похож на Амура»; стремятся подобрать свои слова, характеризующие Мику: маленький, подвижный, смелый, нетерпеливо сидящий в кресле, терпеливо позирующий, немного мечтающий о чем-то, задумавшийся о продолжении своих игр. Воспитатель одобряет и тех детей, которые точно воспроизвели слова из стихотворения, и тех, кто подобрал свои определения, характеризующие мальчика.
Воспитатель.
Давайте теперь подберем красивые определения к словам, которые описывают черты лица Мики.
Глаза - блестящие, карие, живые, озорные, очаровательные, восхищенные, милые, выразительные.
Ресницы - пушистые, красивые, длинные, темные, бархатные, как крылья бабочки.
Волосы - пушистые, густые, почти кудрявые, мягкие, шелковистые, красивые, длинные и вьющиеся, красиво причесанные, волнистые.
Щеки - зарделись румянцем, вспыхнули румянцем, зарумянились, порозовели, раскраснелись, разрумянились.
Воспитатель.
В игре особое внимание мы обратили на выразительные черты лица Мики. А есть еще и выразительные средства всего портрета. Вспомним некоторые слова из нашего словарика. Что такое «выразительные средства портрета»?
Дети.
Это поза человека на портрете. Жесты. Выражение лица, глаз. Выбор цвета, потому что он от него зависит настроение картины.
Воспитатель.
Молодцы! Вы целеустремленные и внимательные, правильно ответили на мой вопрос. Думаю, потому, что не только в группе, но и дома вместе с родителями рассматривали альбомы с репродукциями портретов, обращали внимание на средства выразительности, которые используют художники. Итак, что можно сказать о позе Мики?
Дети.
Он сидит на самом краю большого кресла. Руки лежат на подлокотниках. Мика хорошо позирует художнику. Не отвернулся в сторону, не отвлекается, смотрит прямо. Нам прекрасно видно его лицо.
Воспитатель.
Его поза говорит о том, что он готов встать и убежать?
Дети.
Нет. Его поза показывает, что он позирует художнику. Конечно, не совсем терпеливо. Но не встал, не старается убежать, а продолжает сидеть в кресле, куда его попросил присесть художник.
Воспитатель.
Вы начинаете немного расходиться во мнениях. Одни считают, что Мика терпеливо позирует художнику. Другие, глядя на портрет, заметили, что он хочет встать и убежать. Да и поэт Есаулков пишет в стихотворении: «Сейчас взметнется ввысь фигура и птицею помчится вон!». Давайте подумаем: легко ли малышу долго сидеть и позировать художнику? Ведь малыши любят двигаться и играть. Как художнику удалось добиться от Мики терпеливого позирования?
Дети.
Я точно не знаю, но, может быть, родители пообещали ему какой-то сюрприз или подарок. А я думаю, что он сам захотел, чтобы у него был свой портрет. И изо всех сил терпеливо ждал, когда художник закончит рисовать и отпустит его играть. Наверное, художник ему что-то рассказывал интересное. А он слушал. Видите, какой заинтересованный взгляд на портрете получился.
Воспитатель выслушивает всех детей.
Воспитатель.
А вот что сказал поэт: «Ребенок будто слушал сказку, так выразителен портрет!». Действительно, многие задумывались о том, как художнику удавалось добиться позирования от четырехлетнего ребенка. Свои размышления об этом поэт Валентин Дмитриевич Берестов выразил в стихотворении «Дети и цветы».
Как нарисовать портрет ребенка?
Раз! - и убежит домой девчонка,
И сидеть мальчишке надоест.
Но художник, кисть макая в краски,
Малышам рассказывает сказки,
И они не трогаются с мест.
Дети.
Мы так и думали. Иначе ребенок долго не усидит. Конечно, с малышом надо постоянно разговаривать. Художнику труднее писать детские портреты с натуры, чем взрослых людей.
Воспитатель.
Вот мы и пришли к выводу, что непросто создать детский портрет. Но тем не менее посмотрите еще раз на картину. Какое живописное получилось полотно! Художник передал телодвижения мальчика, его жесты. Какой жест Мики вам особенно нравится?
Дети.
У Мики красиво изогнута рука, которой он держится за подлокотник кресла. Рукав его рубашки похож на крыло птицы. Мика порывается встать. Он устал сидеть и позировать, но терпеливо ждет, когда ему разрешат убежать. Мне нравится поворот его головы. Он смотрит вперед, хорошо видно все лицо. Можно любоваться его красотой.
Воспитатель.
Выражение лица и глаз очень важно на портрете. Мы с вами много сказали об этом. А вот о цвете, который может придать картине разное настроение, мы еще не говорили. В стихотворении Есаулкова есть слова: «Как подобрал контрастный свет!». Как вы думаете, где он увидел в портрете контрастный свет? Я напомню вам значение этого слова из нашего искусствоведческого словарика.
Дети.
Поэт заметил, что белая рубашка Мики на более темном фоне картины кажется еще белее, совсем белоснежной. Это и есть контраст. Контраст белого цвета одежды мальчика с более темным фоном картины. Если бы фон был светлее, то контраста не получилось бы. Белый цвет заметнее на темном фоне. Художник специально взял для фона картины краски темных тонов.
Воспитатель.
Да, здесь заметен контраст между цветом одежды и темным фоном всего портрета, коричневым креслом, в котором сидит Мика. А как бы вы определили цветовую гамму всего портрета?
Дети.
Фон портрета хоть и темный, но не мрачный, приятных цветовых тонов. Серов специально создал такой фон, чтобы на нем лучше выделялась фигура Мики в белой рубашке. Фон картины написан такими красками, которые вызывают не грустные, а добрые, радостные чувства.
Воспитатель.
Только что мы говорили о цветовом фоне картины, изображенном красками. О том, какие чувства он вызывает у зрителей. А ведь фоном для портрета Мики может быть и музыка. Все зависит от того, подойдет ли она именно для этой картины или нет. Знаете ли вы, как определить это?
Дети.
Сначала музыку надо послушать. А потом почувствовать ее характер и решить, может она стать фоном для этого радостного портрета или нет. Надо, слушая музыку, определить, какая она. Медленная или быстрая? Очень медленную мелодию не следует брать для музыкального фона этого портрета, потому что Мика подвижный, а не медлительный. Будет правильно, если музыкальным фоном для этого портрета станет мелодия не грустная и не медленная, а быстрая и радостная, как сам Мика.
Воспитатель.
Вы молодцы, верно определили основные характеристики для мелодий, которые могут стать музыкальным фоном портрета. Предлагаю создать музыкальный фон портрета. Я приготовила для прослушивания четыре мелодии, написанные для детей великим русским композитором П.И. Чайковским. Послушаем и определим: все ли четыре мелодии могут стать музыкальным фоном портрета Мики?
Воспитатель организует последовательное прослушивание четырех мелодий в фортепьянном исполнении (аудиозапись) из «Детского альбома» П.И. Чайковского (общая длительность звучания не более 5 минут). После прослушивания каждой мелодии дети делятся своими впечатлениями с воспитателем.
Дети.
Мелодия пьесы «Игра в лошадки» может стать фоном этого портрета. Она быстрая, подвижная, как и сам Мика, ведь он так же, как все мальчики, любит быстрые игры. Я тоже так считаю. Эта мелодия подходит для музыкального фона портрета Мики. Музыка звучала быстро. Я даже представила себе, как Мика скачет на своей игрушечной лошадке.
Воспитатель.
Послушаем вторую мелодию.
Дети (немного изумлены, потому что ожидали услышать мелодию, не подходящую для того, чтобы стать фоном этого портрета).
Мелодия тоже подходит для фона портрета Мики. Она называется «Марш деревянных солдатиков». Думаю, Мика любил играть в солдатиков. Мелодия такая четкая, слышно, как эти солдатики маршируют: «Раз-два, раз-два!». А теперь что делать? Эта мелодия тоже подходит для фона портрета!
Воспитатель.
Послушаем оставшиеся мелодии и тогда примем окончательное решение. (Звучит следующая мелодия.)
Дети.
«Старинная французская песенка» - красивая мелодия, но точно не подойдет для того, чтобы стать музыкальным фоном портрета. Мелодия хоть и нежная, но грустная. А художник Серов подобрал краски таких тонов, что портрет вызывает радостное чувство. Эта мелодия может подойти для фона какого-нибудь другого портрета, вызывающего грусть у зрителей.
Воспитатель.
Я рада, что вы правильно поняли характер и этой мелодии. (Звучит четвертая мелодия.)
Дети.
«Мазурка» тоже подходит для музыкального фона портрета Мики. Он жил в те времена, когда детей учили этому танцу. Мелодия «Мазурки» передает движение. А Мика устал сидеть и позировать. Эта мелодия тоже может стать музыкальным фоном для портрета. Оказывается, из четырех мелодий, которые мы сейчас услышали, только одна не подходит для фона портрета Мики. А три мелодии подходят. Как же быть? Как нам правильно поступить?
Воспитатель.
Действительно, только одна мелодия не подходит для фона картины. Это вы все определили. А три мелодии по характеру своего звучания соответствуют радостному образу портрета и подвижному характеру Мики. И у каждого из вас есть свое мнение. Кто-то из вас склонен принять одно решение, а кто-то другое. Не может быть такого, чтобы только одна из трех подходящих мелодий была правильным решением. Это зависит от вашего музыкального вкуса и суждений о картине. (Мнение детей определяется с помощью карточек с символическими изображениями названий музыкальных пьес.) Сейчас вы выберете из предложенных вам карточек с символом мелодии ту, которая, по вашему мнению, может служить музыкальным фоном картины. Покажите карточки мне, и я пойму, кто какое решение принял. Дома вместе с родителями вы еще раз прослушайте выбранную вами мелодию и вместе рассмотрите портрет Мики под выбранный вами музыкальный фон картины. Затем составьте описательный рассказ, который с удовольствием послушают ваши родители, а сегодня вечером вы поиграете с ними в «Экскурсовода вернисажа». А сейчас я хочу с вами поиграть в эту игру.
Дети принимают предложение.
Воспитатель выслушивает нескольких, давая возможность высказать свои впечатления о портрете. Не перебивает, не дополняет, но подчеркивает индивидуальные речевые успехи ребенка: хвалит за использование образных слов и поэтических оборотов, интонационную выразительность, последовательность и связность повествования, оценку выразительных средств портрета, фона и цветовой гаммы картины и т.д. В конце занятия роль экскурсовода воспитатель берет на себя.
Воспитатель.
Я вижу на холсте портрет маленького Мики Морозова, созданный русским художником Валентином Александровичем Серовым. Это не просто остановленное художником-портретистом мгновение. Это лицо умного и непоседливого мальчика. Художник прекрасно сумел передать зрителям не только внешность, милые взгляду черты лица Мики, позу порывающегося встать с кресла мальчика, но и его характер. Выражение широко раскрытых глаз Мики говорит о его любознательности, пытливом уме, детской непосредственности, подвижности, чудесном настроении.
Краски, подобранные художником, теплых, радостных тонов. В то же время он сумел создать контраст общего фона портрета и белого цвета одежды мальчика, чтобы выделить образ самого Мики и сразу привлечь наш взгляд к нему и лишь потом обратить наше внимание на детали портрета: глубокое кресло, на краешек которого присел Мика, подушки, лежащие позади мальчика. Живописное пространство картины небольшое. Хорошо освещен передний план картины: кресло с сидящим в нем малышом. И полутень на заднем плане портрета. Светом и тенью художник выделил главное: лицо и позу Мики. Кажется, что портрет исполнен в одно мгновение, но мы хорошо знаем, что портрет писался с натуры, а Мика терпеливо позировал живописцу. Глядя на детский портрет Мики Морозова, на душе становится легко и радостно. Так мастерски мог написать портрет только великий художник. Это замечательное полотно находится в Государственной Третьяковской галерее и является одним из шедевров мирового искусства.
По окончании работы можно воспользоваться желанием детей прослушать еще раз пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, дополнив прослушивание и другими мелодиями из этого же альбома.
Словарь искусствоведческих терминов
Выразительные средства - выбор характерной позы, четкость жестов, выражение лица и особенно глаз, выбор фона, композиции и цвета. (Цвет в живописном портрете придает картине настроение - жизнерадостное или грустное.)
Жест - движение человека, запечатленное в портрете.
Задний план картины - то, что находится в отдалении от зрителя, рассматривающего картину.
Замысел художника - предвидение еще не созданного портрета.
Колорит - взаимоотношение цветов в картине.
Композиция - составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с замыслом художника. Главное в композиции - создание художественного образа.
Контраст - значимая и заметная разница в цветовой гамме картины.
Литературный язык - образцовая, обработанная мастерами слова форма общенародного языка.
Мимика - выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека.
Натура - реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т.п.).
Передний план картины - то, что изображено на картине ближе к зрителю, прямо перед нами.
Поза - положение тела и головы человека по отношению друг к другу; может выражать его эмоции.
Портрет - изображение человека либо группы людей. На портрете изображается внешний облик, а через него и внутренний мир человека.
Портретируемый - человек, который изображается на портрете.
Сеанс - исполнение рисунка с натуры в определенный промежуток времени.
Фас - если портрет написан в фас, значит, мы видим лицо человека спереди и смотрим ему прямо в глаза.
Фон - действие в картине происходит либо в помещении, либо на улице, либо на природе. Это и является фоном картины. Фон пишется для того, чтобы на нем лучше выделялись герои. Он должен соответствовать настроению картины. Может быть совершенно гладким. Особенно часто такой фон присутствует в портрете. Для него художник обязательно выбирает такой фон, который бы создал определенное настроение и подчеркнул наиболее характерное в образе того человека, чей портрет он написал.
Холст - льняная ткань, на которой пишут картины. Часто вместо слова «картина» говорят «полотно» или «холст». Перед началом работы художник натягивает холст или полотно на подрамник и грунтует его.
Цветовая гамма картины - настроение картины художник передает с помощью красок. Красный, оранжевый, желтый называют теплыми цветами. Они помогают передать радостное настроение. Зеленый, голубой, синий, фиолетовый - это холодные цвета. Они вызывают чувство грусти, тревоги, печали. Итак, существует семь основных цветов, но невозможно сосчитать, сколько оттенков есть у каждого цвета. Смешивая краски, художник получает разные цвета и опенки.