С чем я вошел в XXI век. Заседание для школьников 9-11 классов
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятием «нравственное здоровье», традициями и бытом русского народа.
2. Показать, что духовность является одной из составляющих здоровья.
Ход классного часа
Учитель
Мы начинаем заседание пресс-клуба «С чем я вхожу в XXI век...». Сегодня мы будем говорить о нравственном здоровье нашего поколения. Какими мы входим в XXI век? Духовно здоровыми?! Или морально больными? И что нужно сделать, чтобы быть лучше, добрее.
Я думаю, нужно вспомнить то, что сегодня теряем: традиции, культуру, доброту, милосердие - все то, что характеризует русскую душу.
Время, человек, его помыслы, мечты, надежды - все обращено к будущему, но мы не должны забывать о прошлом. Все, что есть ценного в нашей культуре, существует только благодаря прочной связи прошлого с настоящим, преемственности духовных традиций. Память - это духовный мост, она помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое. Народное искусство во всем многообразии его проявлений - это великая память народа. Все, что оставили нам наши предки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих.
Народное искусство - это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуемной фантазии, искреннего откровения и великодушия, непосредственности и чистоты.
В народном искусстве веками выкристаллизовывалось доброе, прекрасное человеческое начало. Сегодня народное искусство не пользуется массовым спросом. А ведь это проявление бездуховности. Еще в Древней Греции бездуховность считалась пороком. Людей с неразвитой душой называли «хромыми». А разве сегодня мы избавились от духовной «хромоты»?
От незнания, непонимания, а стало быть, от беспомощности, мы и наблюдаем такое равнодушие и пренебрежение ко всему тому, что составляет гордость нашей отечественной культуры. Сколько всего передали нам в наследство наши предки! Бери, наслаждайся, радуйся, дари эту красоту другим! Но для всего этого еще нужно быть человеком с развитой душой, развитыми чувствами, отзывчивым сердцем. Ибо только душа дает человеку и вдохновение, и право наслаждаться, испытывать радость от встречи с прекрасным, помогает постичь науку добра. Без великой работы души самое главное не войдет в тебя, не станет частью тебя самого. Еще Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Учащиеся читают доклады, после каждого доклада идет обсуждение по группам, какие традиции сохранились до настоящего времени, а какие необходимо вспомнить и ввести в культуру и быт народа.
1-й ученик
«Что нам стоит дом построить».
Место для дома облюбовывалось, прежде всего, из практических соображений, чтобы не затапливало в паводок, было солнечно, не задувало холодными ветрами, вода была поблизости и т. д. К тому же требовалось, чтобы место было «добрым». Наши предки знали много способов это проверить, и в любом из них, помимо рационального начала, присутствует главная идея славянского язычества - о гармонии Вселенной и о роли человека в этой гармонии. Вот некоторые способы определения «хороших мест». Ни в коем случае не годился участок, где раньше проходила дорога, чего доброго по ней могли уйти из дому достаток, жизнь и здоровье. Не годилось строить и на месте сожженного молнией дома. Там, куда однажды пал гнев Бога или случилась беда, все это могло и повториться. А если на это место уляжется корова, оно считалось счастливым, добрым, спокойным.
Я знаю, что деревьям, а не нам
Дано величье совершенной жизни...
Срубить дерево - все равно, что убить человека. Но ведь и избу надо строить? Как поступить? Но вот дерево выбрано. Древние славяне знали, когда дерево рубят, оно плачет от боли. Значит, надо снять перед деревом шапку, поклониться ему, рассказать о нужде, что заставила покуситься на его земную жизнь.
Каждый крестьянин был дружен с топором, и в душе плотника уживались и строитель, и художник. Он всегда заботился, чтобы жилище было не только прочным, теплым, но и обязательно красивым. Каким крестьянин видел мир, как он понимал красоту, все это находило отражение в убранстве дома. Сначала сруб, который ставили прямо на землю. Со стороны на него посмотришь, кажется, одно дерево сквозь другое пропущено, и так один венец, другой, третий, растет дом. Теперь надо избу кровлей покрыть. Это вторая глава «деревянной поэмы». Стык обоих скатов крыши закрывает выдолбленное снизу тяжелое бревно «охлупень». В форме бревна легко угадывается голова коня. Что значил конь для крестьянина, говорить излишне. Спереди стык «причелин» был прикрыт доской - полотенцем, на котором вырезали символическое изображение солнца - это дань поклонения главному языческому божеству Яриле - солнцу. Какую силу имел дом для крестьянина? Он буквально душой и телом прирастал к нему и всю жизнь его лелеял и холил.
2-й ученик
«Обустраиваем дом».
В доме существует тот же порядок, что и в природе, все гармонично и совершенно. Красный угол, он располагался по диагонали от печи, его называли и «божий», и «святой». В нем всегда находилась божница, украшенная целебными травами. В крестьянской избе он олицетворял зарю. А своеобразным центром крестьянского жилища была печь, добрый, никогда не остывающий очаг. Она поила, кормила, лечила, утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала выдержать достойно краткую смертную муку и навек успокоиться.
Стол тоже занимал важное место, его называли Божьей ладонью. Категорически запрещалось бить по нему кулаком. Не давали влезать на него домашним животным и «глупым» младенцам, которые могли его, чего доброго, еще осквернить.
3-й ученик
«Конструкция и декор предметов быта».
Для кого создавал все предметы человек? Конечно, для себя, для своих нужд. Значит, невольно он как бы примеривал его к себе, чтобы они соответствовали пропорциям его тела. Как вы будете пить, когда нет сосуда? Конечно, сложите руки в пригоршню. Таким образом, происходит очеловечивание тех вещей, которые крестьянин создавал для себя. Прялка, туес, ковш, люлька - все это бытовые вещи, но с какой любовью сработаны. Прялка - обилие солнечных знаков. Большое солнце - центр композиции, а это линия - земля. А внизу - подземное царство. Маленькие кружки внизу и вверху символизируют смену дня и ночи, круговорот солнца вокруг земли, которую считали как бы центром мира. Именно здесь и крепилась кудель, из которой прялась не просто нить, а нить жизни. Простая вещь, но в ней целый рассказ о гармонии мироздания.
Каждая вещь в крестьянском доме была жизненно необходимой и вместе с тем красивой, образцом рукотворного искусства, В них выражен поэтический взгляд на мир русского человека, несмотря на то, что ему приходилось всю жизнь преодолевать трудности. Но так уж устроен русский человек: преодолевая трудности, утверждать красоту в своих творениях на радость себе и другим людям.
4-й ученик
«Русская национальная одежда».
Самой первой пеленкой чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). И дальше одежду детям старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей. Делали это не от скупости или по нищете и даже не потому, что мягкая стираная ткань не раздражает кожу младенца. Весь секрет - в священной силе, или, по-теперешнему, биополе родителей, способном уберечь от порчи и сглаза. Ворот, рукава, подол украшала обильная вышивка, которая обладала оберегающим смыслом. Древнейшей, самой любимой и распространенной нательной одеждой была рубаха. Носили женщины поневу - теплую нижнюю юбку. Во все времена наши предки охотно обувались в лапти - дешевую, гигиеничную обувь из бересты. Девушка и женщина носили разные головные уборы: девичий почти не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми, головной убор женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай связан с магической верой в силу волос. Все женские одежды, будь то рубаха, сарафан, или передник были подчинены женскому идеалу: женщина должна иметь статную фигуру, гордую осанку, плавную походку, белый цвет лица с ярким румянцем, соболиные брови. Головные уборы связаны с образом неба, с названиями птиц. Кокошник - «коколи» - курица; кика - «кичка» - утка и т. д.
Учитель
И вот мы справляем новоселье. Древний человек не был до конца уверен, что не нарушил ни одного мистического запрета. Входя в дом в первый раз, хозяин брал с собою хлеб или тесто в квашне, они должны были выгнать остатки зла. Или, если в семье были «уставшие» от жизни глубокие старики, они входили в дом первыми, так как считалось, что большая опасность грозит первому вошедшему в дом. А кроме того, особое значение придавалось первому гостю. Это должен быть кто-то домовитый, хозяйственный, порядочный и щедрый - ни в коем случае не «лиходей» и не горе-хозяин, у которого все валится из рук. Любопытно, однако, что дом окончательно считался «домом», когда в нем совершалось одно из ключевых событий жизненного цикла: рождение, смерть или свадьба.