Семь цветов радуги или личность - коллектив?.. Классный час о взаимодействии в коллективе
- Цель: Оценка взаимоотношений в классном коллективе.
- Форма: Дискуссия, самоаттестация.
- Подготовительная работа: Классный руководитель продумывает, вопросы для предстоящего обсуждения.
На листе бумаги или мелом на доске надо изобразить не закрашенную радугу, на каждой полосе наметить семь делений. Понадобятся также цветные маркеры или цветные мелки, листы бумаги для каждого ученика.
Содержание классного часа
Классный руководитель во вступительном слове предлагает ребятам поговорить о том, что для них важно, в каком коллективе он учится. Важно и потому, что от этого зависит и то, каким он станет сам. Каждый коллектив имеет, как и любой человек, свой характер.
Есть черты, которые характеризуют его деловые стороны:
- ответственность;
- организованность;
- сплоченность;
- коллективизм.
А есть качества, свидетельствующие о взаимоотношениях людей в коллективе:
- контактность;
- открытость;
- информированность.
Всего семь разных качеств. У каждого коллектива они развиты по-разному. Попробуем выяснить, какие из этих качеств есть у нашего коллектива.
1. Первая часть дискуссии посвящена обсуждению деловых качеств классного коллектива. Примерные вопросы:
- Всегда ли вы ответственны при выполнении различных заданий, поручений? За что конкретно вы ответственны? Какие поручения выполняете с большим удовольствием? Какие поручения вызывают неприязнь?
- Умеете ли вы сотрудничать друг с другом? Легко ли находите общий язык при распределении обязанностей, связанных с конкретным поручением?
- Удается ли вам мирно решить важные для всего классного коллектива вопросы? Кто чаще вступает в противоречие, пытается сорвать спокойное решение вопроса?
- Как часто вы бываете единодушны в оценке проблем, встающих перед классом?
- Насколько вы требовательны друг к другу? Умеете ли прислушиваться к мнению одноклассников?
- Есть ли в классе взаимовыручка и взаимоподдержка? Придут ли одноклассники на помощь, если возникнут у кого-то из вас проблемы с ребятами из других классов?
- Как часто ваши слова подтверждаются делом? Как к вам будут относиться одноклассники, если слова будут расходиться с делами?
При постановке вопросов надо учитывать особенности классного коллектива. Цель дискуссии: помочь детям разобраться в назревших проблемах.
Обсуждение должло быть спокойным, деловым, без оскорблений.
2. Вторую часть дискуссии выстраивают вокруг взаимоотношений в классе.
- Умеете ли вы быть доброжелательными по отношению друг к другу?
- Что значит «оказывать внимание»?
- Комфортно ли в классе вновь поступившим детям?
- Как вы относитесь к одноклассникам, у которых возникают затруднения в процессе обучения?
- Насколько терпимо вы относитесь к ученикам других классов?
- Считаете ли вы свой коллектив дружным? В чем это проявляется?
- Умеете ли вы радоваться успехам друг друга?
- Какую помощь вы оказываете своим одноклассникам?
- Есть ли у вас взаимопонимание друг с другом?
3. На третьем этапе классный руководитель предлагает ученикам провести экспресс-опрос. Каждый ученик на листке бумаги ставит оценку тем семи качествам, о которых велась дискуссия. Напоминается еще раз значение этих качеств:
- ответственность - сознательное, добросовестное отношение к своим обязанностям;
- организованность - умение взаимодействовать, распределять обязанности так. чтобы добиваться наилучших результатов в совместной работе;
- сплоченность - единство мнений по важнейшим вопросам жизни ученического коллектива;
- коллективизм - стремление решать все вопросы сообща, исходя из интересов коллектива;
- контактность - благоприятные личные взаимоотношения в коллективе, доверие друг к другу;
- открытость - доброжелательное отношение к новичкам, другим коллективам;
- информированность - хорошее знание всеми ребятами состояния дел своего класса и друг друга.
Оценки ставятся исходя из того, какая часть класса проявляет это качество:
0 баллов - никто;
1 балл - почти никто;
2 балла - меньшинство;
3 балла - половина;
4 балла - большинство;
5 баллов - почти все;
6 баллов - все.
4. Собрав листочки у детей, счетная группа по каждому качеству подсчитывают средний балл. Бесцветную радугу можно теперь закрасить,
на каждой полосе откладывая нужный балл по каждому из качеств.
Дети увидят, какая полоса радуги получилась длинной, а какая самой короткой.
В конце беседы учитель предлагает выработать те черты, которые развиты слабо и поработать над их развитием. Как это сделать лучше и эффективнее можно решить сообща.