Заюшкина избушка. Сценарий дня рождения для детей 3-4 лет
Куклы-персонажи:
- Петрушка,
- зайчик,
- медведь,
- волк,
- лиса,
- петушок.
Декорации:
- домик и лес, вырезанные из плотного картона.
Мешок с подарками для детей.
Появляется Петрушка.
Петрушка:
Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Знаете, кто я такой? Правильно, меня зовут Петрушка, я самый веселый клоун! И пришел я к вам на праздник! Только вот что-то я забыл, какой сегодня праздник..
Дети:
День рождения!
Петрушка:
А у кого день рождения? У... (называет имя именинника)? Здорово! Ну-ка, давайте все вместе хором поздравим!
Дети (хором).
С днем рождения!
Петрушка:
Мне очень нравятся дни рождения. В этот день всегда большой торт и много подарков! А я для вас тоже кое-что приготовил (показывает мешок с подарками). И еще скажу по секрету, что к вам в гости сегодня придет волшебная сказка. Кто любит сказки, поднимите руки? А какие вы сказки знаете? А рассказывать сказки умеете? Сейчас я проверю!
Из муки он был печен,
На сметане мешен,
На окошке он студился
По дорожке он ... (катился)
Был он весел, был он смел
И в пути он песню ... (пел)
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый ... (мишка)
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? ... ("Колобок")
Ну, вы просто молодцы! Знаете сказки! А давайте я расскажу вам одну волшебную сказку, только сначала закройте глаза и скажите волшебное слово «Карабарас!». (Появляются декорации.) Итак, глазки открываются, и сказка начинается!
Петрушка:
Ой, что-то я забыл, как сказки начинаются, кто мне подскажет? Правильно, жил-был на опушке волшебного леса... Догадайтесь, кто?
Длинные ушки,
Быстрые лапки,
Серый, но не мышка.
Кто это? (Зайчишка)
(Появляется плачущий зайчик.)
Зайчик:
Здравствуй, Петрушка, здравствуйте ребята.
Петрушка:
Интересно, а почему зайчик плачет, кто его обидел? Давайте спросим у зайчика!
Зайчик:
Как же мне не плакать! Была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Пришло лето, Лисичкина избушка растаяла, она попросилась ко мне в гости, да меня и выгнала.
Петрушка:
Ладно, зайчик, не плачь, иди пока к ребятам. Ребята, возьмете к себе зайчика? (Дети берут зайчика.) Ну, а я попробую лису прогнать. Лиса, эй, лиса! Выходи, это домик зайчика!
(Появляется лиса.)
Лиса:
Ну и что, мне этот домик нравится, теперь я здесь жить буду! (Лиса прячется в домик.)
Петрушка:
Да, не получилось у меня лису прогнать. Может быть, нам еще кто-нибудь из лесных зверей поможет? Вот я слышу, кто-то идет... Угадаем, кто?
Лапу кто зимой сосет,
А еще он любит мед,
Может громко зареветь.
Как зовут его? ... (Медведь)
(Появляется медведь.)
Медведь:
Мишка косолапый по лесу идет... Как же дальше? Я забыл... (Дети подсказывают.)
Медведь:
Точно! Шишки собирает, песенки поет! Здравствуй, Петрушка, здравствуйте, ребята! Я пришел к вам на праздник. А кто это тут так горько плакал?
Дети:
Зайчик.
Медведь:
Зайчик? А кто его обидел? Лиса? Ох, сейчас я ей покажу! (Стучится к лисе.) Ну-ка, лиса, выходи! Это зайкин дом!
Лиса (из домика, не появляясь):
Сейчас как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!
Медведь:
Ой, ребята, напугала меня лиса! Можно, я с вами посижу? Что-то я проголодался...
(Дети берут медведя к себе.)
Петрушка:
Вот так лиса нам попалась! Я гнал, гнал — не выгнал. Медведь прогонял — не прогнал. Может быть, еще нам кто-нибудь поможет? По-моему, опять кто-то идет!
(Издалека появляется Волк.)
Волк:
Дружбу водит он с лисой,
Для других — ужасно злой,
Все зубами щелк, да щелк.
Очень страшный серый ... (волк)
Ха-ха! Да, это про меня! А еще я про себя такую загадку знаю:
Серый страшный и зубастый
Произвел переполох,
Все зверята разбежались,
Напугал зверят тех ...(волк)
Кто? Правильно, я — серый волк!
Петрушка:
Волк, ты не из нашей сказки, у нас сказка добрая. Правда, ребята? Уходи-ка ты из нашей сказки, а то всех ребят напугаешь!
Волк (отворачиваясь в сторону).
Уйду, уйду, да еще ваши подарки прихвачу, пойду к лисе в гости! (Прячется за домик.)
Петрушка:
Уф!!! Ушел серый волк. Ой, ребята, а вы не видели, куда делись подарки, которые я для вас приготовил? Что? Волк унес? (Плачет.) Вот беда-то! И зайчику не помогли, да еще и волк подарки утащил!
(Появляется Петушок.)
Петушок:
Я — Петя-Петушок, золотой гребешок! Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Петрушка! Можно к вам на праздник? А почему Петрушка такой грустный? И кто это тут так горько плакал? Ребята, что случилось? (Дети отвечают.)
Петрушка:
Да-да, хотели зайчику помочь — не смогли прогнать лису, а тут еще и волк утащил подарки, которые я ребятам приготовил.
Петушок:
Ну, ничего, с лисой я справлюсь, если мне ребята и зверята помогут!
Петрушка:
А ну-ка, лиса, выходи подобру, поздорову!
Петушок:
Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Уходи, лиса, вон! Ребята, помогайте! Идите все сюда!
(Дети идут выгонять лису из домика. Появляется лиса.)
Лиса:
Ну ладно, ладно, выхожу. Я пошутила, не буду больше зайчика обижать. Пустите меня к себе на праздник! Я вам песенку спою. Про день рождения. Знаете такую песенку?
(Все вместе поют песню "С днем рожденья тебя!".)
Петрушка:
Молодец, лиса. Ну что, ребята, пустим лису на праздник?
(Лиса уходит к детям. Появляется волк.)
Волк:
А как же я? Я тоже хочу на праздник! Пустите и меня, я вам подарки верну! Только не просто так. Я загадаю загадки, если отгадаете — подарки ваши. А не отгадаете — подарки мне останутся.
(Волк называет по очереди имя ребенка и загадывает ему загадку.)
Летом шубку серую,
А зимою белую
Носит попрыгайчик —
Боязливый... (зайчик)
Они обычно для шитья,
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на елке,
А называются... (Иголки)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит)
На ромашку у ворот
Опустился вертолет —
Золотистые глаза.
Кто же это? ... (Стрекоза)
Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь.
Кто же это? ... (Гусь)
Носят их дети,
Носят старички,
Чтобы лучше видеть!
Что это?... (Очки)
(Загадки для детей постарше.)
Его держу за поводок,
Хотя он вовсе не щенок.
А он сорвался с поводка
И улетел под облака. (Воздушный шарик)
Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одежке, свесив сережки. (Береза)
Белое, круглое, долго спокойно лежало, потом затрещало, закричало — и неживое живым стало. (Яйцо и цыпленок)
Еще больше загадок вы можете найти здесь.
Волк отдает подарки детям. Петрушка и дети прощают волка и приглашают его на праздник. Сказка завершается, внимание детей переключается на подарки из мешка.
Если у вас имеется кульман или кусок фанеры размером примерно 60 х 90 см, можно устроить оригинальное представление, которое наверняка понравится детям. Для этого доску необходимо обтянуть голубой или серой фланелью ворсом наружу и установить под небольшим углом (фанера крепится на столе). Стоя сбоку, ведущий рассказывает сказку и по ходу действия прикладывает к доске одну за другой картинки персонажей и оформления. Картинки не падают, послушно ложатся на цветной фон доски, легко и быстро образуют новую, большую и яркую картину. Дети сидят перед столом, заворожено слушают сказку и следят за действом, разворачивающимся на доске.
Персонажей для представления рисуют на обычной бумаге и раскрашивают (или же просто вырезают из старых детских журналов), наклеивают на фланель ворсом наружу, обязательно просушивают под прессом и вырезают. Проглаживать картинки утюгом нельзя, так как ворс может замяться и при наложении на доску они не будут держаться.
Для показа лучше выбирать такие сказки, где персонажи в основном статичны. Они могут разговаривать, сидеть или стоять, приходить и уходить (когда картинки прикладываются к доске или убираются). А вот «Репку», где нужно тянуть, или «Теремок», где нужно входить и выходить, «ставить» не следует.
На доске можно изобразить лес и луг с цветами и бабочками, реку и море с лодками и пароходами, улицу города с транспортом и пешеходами, сказочное царство Кащея, космос со спутниками и космическими, кораблями... Естественно, что большое значение в этом показе имеет текст и его исполнение. Ведущий произносит его и за автора, и за действующих лиц, а это требует некоторой подготовки.
Рассказ нужно вести не спеша, давая детям возможность понять содержание, рассмотреть картинки и оценить возникающие композиции на доске. Иногда можно читать отдельные эпизоды без показа картинок, но при этом нужно всегда помнить, что смысл зрелища теряется, если оно не делает сказку более интересной, яркой и содержательной.
Перед показом картинки раскладывают на столе в порядке их появления, лицевой стороной вниз, и нумеруют.