Сценка - День рождения
Действующие лица
- Мама
- Дочь Таня, девочка лет 9, чей день рождения празднуют
Гости:
- Никита, бойкий, озорной мальчик
- Оля, круглолицая, серьезная девочка
- Наташа, веселая, смышленая девочка
- Алеша, самый маленький из гостей, лет 4
Уютная комната украшена воздушными шариками. Накрыт стол. Мама кладет на стол салфетки, .
Таня перед зеркалом поправляет бант.
Мама
Ну, кажется, все готово. Сейчас только сок принесу. А ты, Танюша, готовься к приему гостей. Будь приветлива со всеми, чтобы никто не смущался. К подаркам будь внимательна: надо обязательно развернуть подарок и поблагодарить, ведь тот, кто преподносит его тебе, хочет тебя порадовать.
Раздаются звонки. Таня выбегает в другую комнату, и оттуда слышны радостные восклицания и смех. Дети возвращаются в комнату с накрытым столом. Все оживлены. Раздается звонок.
Входит маленький Алеша и протягивает Тане свой подарок — зайчика. Таня целует Алешу и сажает зайчика на кресло.
Мама предлагает сесть за стол.
Мама (всплескивая руками)
А у нас на столе чего-то не хватает, по-моему, здесь нет торта. Зато я вижу какую-то записку. (Разворачивает записку и читает.) «Ищите торт по подсказкам». А вот и подсказки.
У него четыре ножки,
Мягкий плюшевый живот,
Я люблю сидеть в нем с кошкой,
Пусть мне песенки поет.
Что это за предмет? Кто это у нас с плюшевым животом?
Наташа
Я догадалась, это кресло. Я тоже люблю сидеть в кресле с кошкой и книжкой.
Дети, подходят к креслу и вынимают новую записку.
Никита (читает)
Львы и тигры на экране,
Сказка новая пришла,
Я могу сидеть часами,
Забывая про дела.
Только мама недовольна,
Сесть велит она за стол: —
Ты готовился к контрольной?
Берегись, получишь «кол»!
Мама
Догадались, что это за предмет?
Оля
Догадаться нетрудно, мы все любим смотреть телевизор. От него действительно трудно оторваться.
Все идут к телевизору, заглядывают под него и вынимают новую записку.
Оля (читает)
Ну, а к этому предмету
Ты с почтением идешь.
Мысли умные, советы,
Очень много в нем найдешь.
На цепи здесь кот ученый
Может сказки рассказать,
Говорящие вороны
Будут Герде помогать.
Мойдодыр тебя здесь встретит,
Хромоногий и кривой,
На ребятах грязь заметит —
Прямо в мойку с головой!
Здесь прекрасная Мальвина
Обучает Буратино,
Как читать, считать, писать,
Как ключом волшебным нужно
Двери в знанья открывать.
Здесь тебя радушно встретят,
Лишь сумей все прочитать.
Дети радостно кричат почти хором:
Это книжный шкаф, потому что в стихах говорилось о героях наших любимых книжек.
Все отправляются , к книжному шкафу и достают с полки новую записку.
Мама (читает)
Теперь идем сюда.
Остановитесь.
И к этому предмету приглядитесь.
Что это, вы сейчас поймете,
Когда о нем стихи прочтете.
Бывает, что грязнули и неряхи
Идут домой в испачканной рубахе,
Чернилами измазаны и мелом...
Ну что ж!
Тогда берись за дело,
И с помощью машины очень быстро
Ты станешь аккуратным, чистым.
Ну что, догадались?
Девочки (отвечают)
Это стиральная машина.
Мама
Ну, бегите, принесите нам следующую записку-загадку.
Девочки убегают и скоро возвращаются. У Оли в руках записка.
Мама
Я вижу, вы с новой загадкой, тогда читайте.
Наташа
В предмете этом вечный холод,
Мороз и крепок, и сердит,
Чтоб не испытывать нам голод,
Продукты наши он хранит.
Вот знак какой-то здесь приколот,
Не здесь ли наш сюрприз сидит?
Все подходят к холодильнику, и мама вынимает торт. Несет его к столу, ставит и под тортом все обнаруживают последнюю записку:
«Вот и торт,
Он перед вами:
Бело-розовый, большой.
Нарезай его кусками
И клади перед собой».
Все садятся за стол.
Никита (весело поглядывая на гостей)
А я знаю, как правильно надо вести себя за столом. Я прочитал об этом у поэта Григория Остера, слушайте внимательно.
Если руки за обедом вы испачкали салатом,
И стесняетесь о скатерть пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно их под стол
И там спокойно вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
Наташа
Ничего себе советы!
Никита
А это советы не простые, сам автор назвал их «Вредные советы».
Мама
Вообще вести себя за столом правильно — целая наука. Вот ты, Никита, должен был бы отодвинуть стул девочке и помочь ей сесть, а затем не самому начинать есть, а сначала предложить еду соседке по столу. А на столе многие предметы сервировки имеют свою историю. Например, всем хорошо известная салфетка. Вы и не догадываетесь, что она имеет очень древнее происхождение. Ею пользовались еще во время застолий в Древнем Риме. Потом, правда, забыли о ней. Но в XV веке снова стали использовать.
А знаете ли вы, что давным-давно в крестьянских домах не было тарелок, только миски да горшки. Поэтому еду (конечно, не щи или борщ) клали на кусок хлеба, а затем такую «хлебную» тарелку съедали. Лишь в XVI веке появляются тарелки. Ложка — очень старый предмет, ей гораздо больше 1000 лет, а вот вилка сравнительно молода, она появилась в средние века и придумана была для того, чтобы уберечь большие воротники знатных людей от жирных пятен, которые могли остаться ни них и испортить внешний вид. Только в XIX в., совсем, можно сказать, недавно, вилка заняла свое место на каждом столе. А теперь угощайтесь тортом.
Никита
А я могу и про торт всем совет дать.
Наташа
Опять вредный? От Остера?
Никита
Сейчас поймете. Слушайте внимательно.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома —
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет,
Выбирай куски помельче,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками —
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье:
Трудно будет вынимать.
Дети весело смеются.
Мама
Теперь вам, наверное, хочется поиграть. Давайте устроим викторину. Кто у нас лучше знает сказки, тот получит приз.
Вот вам вопросы. См. здесь Викторина по сказкам и рассказам для детей
Мама выбирает того, кто дал больше всех правильных ответов, и вручает приз.
Дети, довольные и веселые, начинают собираться домой. Самый маленький мальчик Алеша, уже одетый, направляется к креслу, куда посадили подаренного им зайчика, и берет его в руки, собираясь уходить.
Наташа (удивленно)
Алеша, а зачем же ты забираешь зайчика с собой? Ведь это твой подарок Тане.
Алеша
Мне он самому нравится.
Оля
Подарки обратно не забирают. Ведь ты хотел им порадовать Таню, верно?
Алеша
Хотел, очень хотел.
Наташа
Значит, ты должен оставить зайчика ей. Ну и смешной же ты еще, Алеша! Маленький!
Алеша
Не маленький, а уже большой. (Протягивает зайчика Тане.) Возьми, Таня, я его тебе подарил.
Все ребята смеются и прощаются с Таней и ее мамой.