Помнят люди. Патриотический классный час о Волгограде
Цели:
способствовать воспитанию чувства уважения к людям старшего поколения; воспитывать в детях чувство гордости и любви к своему городу.
Оформление:
выставка книг военной тематики, цветы в вазах, плакат «Здесь Родины моей начало».
Ход классного часа
Ведущая
2 февраля - необычный день календаря. Каждый год в этот день тысячи людей приходят к Мамаеву кургану, чтобы почтить память тех, кого уже нет с нами сегодня. Мы пригласили на встречу ветеранов Великой Отечественной войны, чтобы они рассказали нам о своей нелегкой молодости, которая прошла в годы войны.
Идет представление ветеранов.
Звучит песня «Растет в Волгограде березка» (муз. А. Пономаренко, стихи М. Агашиной).
Ученик (читает стихотворение Е. Долматовского «Мой город»)
Гудками теплоходов встречая синеву,
Стоит над Волгой город, в котором я живу.
Я знаю: есть на Волге другие города,
Но над моим сияет
Солдатская звезда.
Над ним зимой и летом,
И в ночь, и среди дня
Горит, не гаснет пламя
Солдатского огня.
Я вырасту, уеду в далекие края,
Но то, что я - отсюда,
Навек запомню я.
Ведущая
Ребята, мы с вами говорим о городе, который стоит на берегу великой русской реки Волги. Его имя известно всему миру. Это - город-герой Волгоград.
- А кто из вас знает, как он назывался раньше? (Ответы учеников.)
- А почему наш город известен всему миру? (Ответы учеников.)
- За что ему дали имя «город-герой»? (Ответы учеников.)
Ведущая
Действительно, ребята, в годы Великой Отечественной войны в 1942 году началось великое сражение, которое получило название «Сталинградская битва». Вместе с солдатами город защищали все его жители, курсанты военных училищ, моряки, рабочие заводов. На тракторном заводе в основном женщины и девушки собирали танки, которые сразу с конвейера отправлялись на поле боя.
Дети читают стихи М. Агашиной.
1-й ученик
От рожденья земля не видала
Ни осады, ни битвы такой.
Содрогалась земля, и краснели поля,
Все пылало над Волгой-рекой.
2-й ученик
С трех сторон, стесненный черной чашей,
Сталинград, придвинувшись к реке,
В час смертельный, ужасом грозящий,
Кажется, висел на волоске.
Ведущая
Бои здесь шли ожесточенные, сражались за каждую улицу, за каждый дом. Раненых перевозили на другой берег Волги на лодках, катерах, баркасах. Когда спросили однажды привезенных раненых, что в городе делается, они ответили: «Все горит: дома, заводы, земля. Металл плавится». - «А люди?» - «Люди? Стоят насмерть!»
Да, все вместе они выстояли, не отдали врагу родной город. 2 февраля 1943 года прозвучал последний залп. Закончилась великая битва на Волге (Сталинградская битва) полной победой нашего народа. Здесь, на Волге, люди поверили в свои силы; наша армия шла только вперед, одерживая победу за победой, освобождая города и поселки до полной, окончательной победы весной 1945 года.
Тяжело вспоминать нашим ветеранам трудные военные годы, но я все-таки хочу попросить их немного рассказать нам о военных дорогах.
Воспоминания ветеранов.
Ведущая
Война ни одну семью не обошла стороной. Кто из вас смог бы рассказать о своем прадедушке?
Ученик рассказывает, показывает фотографии и письма с фронта. Он читает стихотворение 3. Катаевой «Мой дед».
Я тебя не увидел, мой дед,
Только места здесь нет для обид,
В гимнастерке партийный билет
Вместе с сердцем навылет пробит.
За любимую землю свою,
Чтобы солнышку вечно сиять,
За березы в родимом краю
Уходил ты тогда воевать.
Все смотрю на знакомый портрет:
Улыбаешься ты, как живой.
Я все думаю, разве ты дед?
Ты совсем у меня молодой.
Ведущая
А сейчас мы послушаем рассказ ветерана о Сталинградской битве.
Воспоминание ветерана.
Ведущая
Более 70 лет прошло с того времени, когда на месте, где сейчас стоит город-герой Волгоград, шли бои. Окопы заросли травой, город отстроили заново, но что же нам с вами напоминает о том, что когда-то здесь шли бои?
Дети приводят примеры.
Ученик (читает стихи)
Сто лет пройдет и сто метелиц,
А мы пред ними все в долгу.
Февраль, февраль, солдатский месяц -
Горят гвоздики на снегу.
Е. Долматовский
Ведущая
В этот день в город съедутся бывшие фронтовики, чтобы встретиться со своими друзьями-ветеранами, живущими в нашем городе. Им хочется побывать здесь, где они воевали. Многое им вспомнится сегодня. Это будет не только радостная встреча, но и печальная, так как очень многих не будет сегодня с ними, но их невозможно забыть.
Помните!
Через века,
через года -
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны...
Памяти
павших
будьте достойны.
Р. Рождественский
- А сейчас я попрошу всех встать и минутой молчания почтить память тех, кто погиб или умер от ран.
Минута молчания.
Ведущая
Я хочу спросить наших гостей, было ли что-то, что скрашивало нелегкие военные будни?
Рассказы ветеранов.
Дети вместе с преподавателем дополнительного образования исполняют песни «Журавли» (сл. Р. Гамзатова - перевод Н. Гребнева, муз. Я. Френкеля) и «Катюша» (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера).
Ведущая
Ребята, а как мы с вами можем быть достойны памяти тех, кто погиб, сражаясь за то, чтобы мы сейчас жили в мире, учились, играли?
Ответы детей.
Ведущая
В память об этой встрече мы хотим подарить нашим гостям цветы и сделать фотографии на память.
Дети дарят цветы ветеранам.
Ведущая
Мы желаем вам крепкого здоровья и долгих лет жизни. Всего вам доброго. Спасибо вам за все.
Звучит тихая музыка.