Солдат войны не выбирает. Сценарий. Об участниках боевых действий в Афганистане и Чечне, о моряках с подводной лодки «Курск»
- Сценарий можно использовать к профессиональному празднику 23 февраля или сделать тематический вечер.
1-й чтец: После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было очень тесным. В стране постоянно находилось большое количество советских специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах. В 1973 г в Афганистане была свернута монархия. В результате переворота к власти пришел брат последнего
монарха - Закир Шах Мухаммед Дауд. На отношениях с СССР смена режима никак не отразилась. 27-28 апреля 1978 г воинские части, верные прокоммунистической НДПА свергли и убили Дауда. На весь мир было объявлено, что это революция, причем социалистическая. Этот военный переворот стал ответом на убийство 17 апреля одного из лидеров НДПА Мир Акбара Хайбора и одновременно стал прологом к многолетней кровопролитной войне, продолжавшейся в Афганистане целых десять лет.
(Звучит начало второго концерта С.В. Рахманинова.)
2-й чтец: Находившиеся в стране военные советники знали о подготовке переворота, но не получили приказ предупредить Дауда. Наоборот,
представители КГБ дали понять руководителям переворота, что в случае успеха признание и помощь гарантируется. В Кремле надеялись обрести в Афганистане плацдарм для броска к Индийскому океану.
И вот 12 декабря 1979 г. На заседании Политбюро ЦК КПСС было единогласно принято решение - ввести советские войска в Афганистан.
25 декабря в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск.
Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалось на дороге, и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула
разбился самолет (погибло 44 десантника). Так начиналось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!
(Звучит песня.)
3-й чтец: Ситуация в Афганистане была осложнена тем обстоятельством, что само афганское общество оказалось расколотым на две части, одна из которых воспринимала вмешательство СССР, как союзную помощь поддержку, а другая, - со временем усиливавшаяся и разраставшаяся, - как агрессию и навязывание чужих порядков.
Советские войска вмешались во внутренний политический конфликт, в гражданскую войну. И это изменило ее характер: противники кабульских властей, фактически объявили войну национально-освободительной и провели ее под религиозными знаменами. Факт появления чужеземных солдат был воспринят афганским народом, как иностранная интервенция. И чем активнее были советские операции в поддержку прокоммунистического правительства, тем сильнее возрастало сопротивление оппозиции, привлекавшей на свою сторону все более широкие слои населения. Противниками почему-то оказывались не только «банды моджахедов», но и сам народ от мала до велика, вне зависимости от классовой принадлежности. Если в 1980 году советских солдат, положивших конец зверствам режима Амина, кое-где и впрямь встречали с цветами (хотя тогда уже началось сопротивление), то к 1989 году таких иллюзий ни у кого не осталось.
4-й чтец:
Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе.
Есть великое право: забывать о себе.
Есть высокое право: пожелать и посметь!
Стала вечною славой мгновенная смерть.
В абсолютном своем большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла, молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта неожиданно, оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах. И их отношение к событиям, к окружающей действительности было эмоциональным. Это отразилось в письмах солдат, их дневниках, их стихах, песнях. Давайте послушаем отрывки из писем наших земляков, которых нет рядом с нами, которые погибли на суровой афганской земле. Письма, которые отражают их чувства, мысли.
Казаков Анатолий Евгеньевич: «Нинушка, дорогая! Прости, что сразу не сказал тебе всей правды. Никак язык не поворачивался, и сейчас так об этом писать не хочется, я ведь знаю, какая ты у меня, реветь постоянно будешь. В общем, завтра мы убываем в Афганистан...» Он погиб на 12 день пребывания в Афганистане.
Гордов Леонид Андреевич: «Здравствуйте, мама, Маруся и все наши. Извините, что долго не писал. Сейчас нахожусь на крупных учениях и еле выбрал возможность написать одно это письмо... А уж сейчас не взыщите!» Это письмо написано за 2 месяца до его смерти. Родные узнали, что Леонид служил в Афганистане только тогда, когда привезли цинковый гроб.
Бобров Евгений Петрович: «...Сейчас стоим в городе Кимише. Ночью службу несем, а днем наш взвод сооружает для себя бассейн. Воды здесь много, только пить ее страшно, нужно кипятить, одной дизентерии десять видов. Мама, все цветет, трава, как у нас - зеленая, а какие здесь маки! Я пошлю тебе. По ночам, когда стою на посту вспоминаю свой дом, край свой...» Ему оставалось жить чуть больше месяца.
Грядушкин Сергей Анатольевич: «...Мама, не надо зря лить слезы и оплакивать меня, ведь я не навечно ушел служить, а всего лишь на 2 года, зря не волнуйся за меня и я обязательно приду. Крепко-крепко целую, ваш сын Сергей». Письмо было написано 14.03.81, а на следующий день он погиб.
Гальченко Сергей Васильевич: «...Мама, еще раз тебя прошу, не переживай, ничего страшного со мной не случится. Ведь я везучий и попал в хорошее место!» В Афганистан он прибыл 20 июня 1982 г, 22 июня написал письмо, а уже 28 июня его отправили домой в цинковом гробу.
Севастьянов Алексей Иванович: «... Дорогая моя мама! Разреши мне от всего сердца поздравить тебя с наступающим 1985 годом. Тебе самого доброго, мама! г Кабул, ДРА, 12.12.1984.» Он торопился с новогодними поздравлениями, словно боялся не успеть. Эту открытку родители получили вместе с «похоронной».
Милованов Сергей Александрович: «Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим солдатским приветом к тебе Сергей. Письмо твое получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, еще немного и приду домой, так что картошку и на меня сажайте. Мама, одним словом, все хорошо. За меня не беспокойся. Береги свое здоровье для внучат, ведь их у тебя столько будет! Погода здесь нормальная, много зелени. Я уже успел загореть, дома так ни разу не загорал. Днем солнце жарит, а ночью прохладно бывает. Вот, наверное, и все, что я хотел написать. Мама, передавай большой привет всем, кого я знаю, и кто меня помнит. До свидания. Жду ответа, Сергей. Мама, еще раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся». Какой любовью и нежностью наполнено письмо, заботой не о себе,
а о маме. В письме солдата, находящегося в центре военных действий нет ни жалоб, ни упреков, ни сожалений, а есть лишь безграничная любовь и забота о близком человеке. Это чувствуется в каждом слове письма. Обращение «мама» повторяющееся не один раз, звучит как молитва, как скрытая просьба о помощи, может быть, поэтому от письма Сергея щемит так сердце. А как тревожно было матерям.
(Звучит песня А. Розенбаума «Черный тюльпан».)
1-й чтец: Много для солдат значила дружба, друзья и появились такие строки:
У офицеров и солдат
Порой военной время свято...
Вот, приготовив автоматы,
Твои товарищи лежат.
Их жизнь зависит от тебя,
О, подвига полет бессмертный!
Ты бросился на выстрел первым,
Друзей и Родину любя!
И смяв атакой рубежи.
Пошла родная рота,
А ты у вражеского дота
В снегу, недрогнувший лежишь.
Отчизны юный гражданин
Безмерно любящий Отечество,
Ты отдал жизнь за человечество,
А мог дожить и до седин.
Или к примеру эти строки:
На суровой земле афганской
Под чужим неласковым небом
Родилась наша крепкая дружба.
Что в бою выручала не раз.
2-й чтец: Было много медсестер в афганских госпиталях. Пыль, жара, горячий ветер, неустроенный быт, обстрелы - ко всему они привыкли.
Они понимали, как нужны израненным бойцам ласковые женские руки, что снимали у раненных боль, возвращали к жизни. И не случайно воины много стихотворений посвятили им, своим сестричкам.
Попал под пули
У жаркой переправы
И, раненный в живот.
Упал солдат на травы...
- Воды глоток, воды -
Сестра над ним склонилась.
И солнце с высоты
Осколком засветилось.
И чувствовал солдат:
Другой зари не будет,
И солнца первый луч
Его уж не разбудит.
А он не рвал цветы
И не был в дальних странах.
Вовек не целовал
Девичьих губ румяных.
- Сестричка не бинтуй.
Пришел конец мне, видно.
Ты лучше поцелуй.
Чтоб не было обидно.
- Сейчас, солдат, сейчас. -
Сестра ему сказала
И в первый в жизни раз
Мальчишку целовала.
А первый поцелуй
Высоких слов достоин.
И, что не говори.
Он целой жизни стоит.
3-й чтец: Трудной была война... Душманы вскоре получили и освоили новейшее вооружение - вплоть до ракетных установок. Средневековое
по уровню сознания общество успешно противостояло современной армии, используя против нее как недавно изобретенные средства войн, так и тактику партизанских действий, основанную на вековом опыте, на знании местности, на тесном сотрудничестве с «мирным» населением.
Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было 20 лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить.
Если будет он в бою жесток?
4-й чтец: Особенностью афганской войны была массовая и искренняя религиозность местного населения. Это накладывало отпечаток и на ведение войны. Отмечая соблюдение религиозных обрядов как душманами, так и правительственными войсками, советские солдаты чувствовали, что это чужая воина, вмешательство во внутреннюю жизнь этой страны неуместно. Восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всем поведении маджахедов: убить и надругаться над его трупом считалось особой доблестью. Для них шурави были не только чужеземцами, вставшими на сторону непопулярной политической группировки, которая, захватив центральную власть, стала нарушать вековые традиции,
оскорбляя чувства верующих. Они были врагами святой веры, и война с ними считалась священной, получившей благословение Аллаха.
Мужество - это не мода.
Скорая, быстротечная.
Мужество - суть мужчины.
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.
1-й чтец: История уже учила: афганский народ всегда выходил победителем в борьбе с внешним врагом: любые попытки вторжения на его территорию заканчивалась для завоевателей плачевно. В любом кишлаке, у каждого племени, рода и клана существует свое ополчение, так называемая лашкара. Численность отрядов может составлять от десятка до нескольких тысяч человек. А так как по обычаю место погибшего воина обязан занять сын, брат, любой другой родственник или соплеменник, то война с лашкарой любой регулярной армии бесперспективна,
если речь не идет о победе любой ценой. Даже незначительное кровопролитие вызывает здесь цепную реакцию, и по закону кровной мести за оружие берутся те, кто еще вчера оставался в стороне от борьбы. Сопротивление нарастает со скоростью горной лавины. Этого не учли политики, принимавшие решение о вводе советских войск в Афганистан. Один из афганских лидеров говорил: «Вы не знаете наш народ! Если какое-то племя взялось за оружие, оно его уже не сложит. Единственный выход - всех уничтожить от мала до велика! Такие у нас традиции».
2-й чтец: Мотив выгоды среди афганцев также имел не меньшее значение, чем политические или религиозные факторы. Так, голова советского офицера оценивалась в 300 тысяч афгани, а урожай со среднего крестьянского надела стоил всего 50 тысяч. И многие «мирные крестьяне» днем обрабатывали свой клочок земли, а ночью выходили на промысел совсем другого рода. И советские солдаты знали, что «сюрприз» можно ждать от каждого, будь то старик, женщина или ребенок. Как не было в Афганистане линии фронта, так и не было границы между «мирным» и «немирным» населением. У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что этот мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая «в чужой монастырь со своим уставом». Да и афганцы заявляли вполне откровенно: «Уходи, шурави. Мы сами разберемся. Это наше дело».
3-й чтец: Это была своеобразная война, и иноземцы оказались в ней явно лишними, сыграв отнюдь не умиротворяющую роль, как это изначально
планировалось. Соваться в Афганистан было делом заведомо проигрышным и безнадежным. Вот только расплачиваться за недальновидность советского руководства пришлось солдатам, офицерам, их детям, матерям.
15 февраля 1989 г., стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тысяч матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел...»
Замер ключ внезапно
На последней точке.
Смерть вонзилась в сердце
Пулеметной строчкой.
В онемевших пальцах
Ложе автомата
И зовут в эфире:
Где, ты «ноль двадцатый»?
А в глазах угасших
Неба синь и звезды.
Мать вдали заплачет,
Прислонясь к березе.
Пулей грудь пробита.
Песня не допета.
Где ты, «ноль двадцатый»?
Смерть не даст ответа.
Где ты, «ноль двадцатый»?
Тишина в эфире.
Словно все убито
В этом странном мире.
Словно все оглохлоВ пламени и дыме:
Там отцы остались
Вечно молодыми...
В бронзе обелисков
Встали над планетой
Русские мальчишки
Юностью бессмертной.
Памятью священной
Встали над планетой
Вечной и нетленной.
Предлагаю почтить память воинов, погибших при исполнении служебного долга, минутой молчания.
(Звучит метроном.)
4-й чтец: Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Из личных впечатлений журналиста Леонида Шифрина: «Уже на военном аэродроме мирного осетинского Моздока понимаешь, что
формулировка «антитеррористическая операция», которой постоянно пользуются, говоря о Чечне политики, генералы и журналисты, здесь
совершенно не уместна. Идет настоящая война. Каждые 8-10 минут с бетонки взлетает пара СУ-25 с полным бомбозапасом и уходит в сторону
Грозного, соответственно, и каждые 8-10 минут отбомбившиеся машины приземляются. А уж вертолетов летает над головами не меньше, чем у нас грачей по весне... Ряды армейских палаток, техника - все это расположено на территории аэродрома насколько хватает глаз. В 45-тысячном Моздоке сегодня находится около 55 тысяч человек прибывших воевать - солдат, милиционеров. Город стал одним из главных перевалочных пунктов чеченской войны и одним из ее мозговых центров: здесь располагается, к примеру, штаб МВД, координирующий работу 25 тысяч российских милиционеров, находящихся в зоне боевых действий.
1-й чтец: Вот что рассказывает непосредственный участник событий Андрей Лукашевич - начальник милиции Железнодорожного района города Воронежа: «Оружие у чеченцев в каждом доме имеется. Да что там взрослые, попадались нам 10-12-летние пацаны с оружием, которые прямо говорили, что стреляли в солдат. Вообще-то человека, участвовавшего в боевых действиях, вычислить несложно: при проведении зачисток мы сразу осматривали плечи, - если там есть синяк от приклада, значит стрелял».
Я только раз видел рукопашный.
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно.
Тот ничего не знает о войне.
2-й чтец: В Чечне идет война против вооруженного народа. Чеченские вооруженные формирования состоят из трех частей: это собственно
вооруженные формирования Дудаева. Это армия, хорошо обученная, профессиональная и хорошо вооруженная... Вторая часть - подразделения народного ополчения. Они также хорошо вооружены и имеют профессиональных и хорошо подготовленных командиров. Но солдаты в этих подразделениях в основном крестьяне. Третья часть разрозненные, но многочисленные народные мстители. Это так называемые вольные стрелки. Это люди, которые выходят на воину в свободное от работы время, как на охоту, правило, это те, у кого в этой войне погибли родственники или были разрушены дома, или те, кто имеет какие-либо обиды на русских.
Откройте люки настежь пусть пока
в наш дом стальной ворвется свежий воздух:
нам может, в этом танке жить века,
на пьедестале, поднимаясь к звездам!
3-й чтец: Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда, а если и узнаем, то не скоро! По-разному мы к ней
относимся. Но все мы единодушны в утверждении: «Не должны гибнуть там наши солдаты - 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно
учились в наших школах, которых может быть, кто-то из нас знал.
Комбату приказали в этот день
Взять высоту и к сопкам пристреляться.
Он может умереть на высоте.
Но раньше должен на нее подняться.
И высота была взята,
И знают уцелевшие солдаты -
У каждого есть в жизни высота.
Которую он должен взять когда-то.
А если по дороге мы умрем.
Своею смертью, разрывая доты.
То пусть нас похоронят на высотах.
Которые мы все-таки берем.
К бессмертному подвигу, не как на вершину идут, от ступени к ступени, к бессмертью взлетают, подобно пылающим птицам себя целиком
отдавая, а не по частицам.
4-й чтец: 12 августа 2000 г. всех нас потрясло сообщение: «Атомная подлодка «Курск» залегла на дно Баренцева моря, и всплыть самостоятельно
не может». Атомный подводный крейсер «Курск» (К-141). Спущен на воду в 1994 г., в строю с 20 января 1995 г. Проект: 949-А (Антей). Всего построено 12 кораблей; первый - К-148 «Краснодар» - заложен в 1982 г. Водоизмещение: 23 860 т подводное, 14 700 т надводное. Размеры: 154/18,2/9,2 м. Вооружение: 24 крылатых ракеты комплекса «Гранит», всего 28 торпед. Два атомных реактора. 10 отсеков. Построен в Северодвинске. Автономность: 120 суток. Па борту находилось 118 человек.
...И если пенные объятья
Назад не пустят ни на час
И ты в конверте за печатью
Получишь весточку о нас -
Не плачь, мы жили смело.
Умели храбро умирать
Ты на штабной бумаге белой
Об этом можешь прочитать.
Переживи внезапный холод,
Полгода. Замуж не спеши,
А я останусь вечно молод
Там, в тайниках твоей души.
А если сын родится вскоре
Ему одна стезя и цель.
Ему одна дорога - море.
Моя могила и купель.
4-й чтец: Хроника гибели АПЛ «Курск».
День первый. 12 августа 2000 г.
Почти 30 кораблей и подводных лодок Северного флота (СФ) находились на учениях в Баренцевом море, в их числе атомная подводная лодка (АПЛ) «Курск». Он обнаруживает в районе патрулирования учебную цель и ложится на боевой курс, чтобы атаковать ее. После доклада
командира подлодки (капитана 1 ранга Геннадия Лячина) руководителю учений о готовности к атаке, Лячин получил «добро», и после этого связь с подлодкой оборвалась. На гидроакустиках соседних надводных и подводных кораблей был зафиксирован шум взрыва, его приняли за
пуск торпед.
День второй. 13 августа 2000 г.
Связи с «Курском» по-прежнему нет. На поиски АПЛ направляется группа кораблей во главе с командующим. Учения, задуманные как парадный рапорт президенту о готовности флота возродить боевое патрулирование в Средиземном море, завершились аварией на подводной лодке.
2-й чтец: День третий. 14 августа 2000 г.
Кораблям, прибывшим в район бедствия, поступает приказ перейти на режим полного молчания - только по звукам со дна моря удалось установить, где находится подлодка. Далее, с помощью спущенного с надводного корабля спасательного аппарата «Колокол» специалисты
осматривают лежащую на дне субмарину; корпус лодки имеет серьезные разломы, заклинило механизм спасательной катапульты, уровень
радиации низкий (значит, реакторы заглушены). В район катастрофы прибывают конструкторы, создавшие «Курск». По заявлению командования
флота, на борту многоцелевой ядерной субмарины в момент аварии не находилось никаких ядерных боеприпасов. Предложена иностранная помощь, но руководство от нее отказывается.
3-й чтец: День четвертый. 15 августа 2000 г
Первая попытка спасательного глубоководного аппарата состыковаться с АПЛ «Курск» закончилась неудачей из-за сильного шторма в районе аварии. А тем временем группировка военных кораблей, задействованных для спасения экипажа субмарины увеличена с 15 до 22 единиц. Среди них подводная лодка, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли «Адмирал Чабаненко», «Адмирал Харламов», спасательные суда «Рудницкий» и «Алтай». Между тем из Мурманска сообщают: по неофициальным данным на борту «Курска» кроме членов экипажа находятся ряд высокопоставленных офицеров Северного Флота, более того, именно с этой подлодки осуществлялось командование учениями Северного Флота. Основная надежда специалистов на то, что эвакуацию экипажа удастся провести с применением подводных спасательных средств. Сделать это крайне сложно, но, как говорят специалисты пробовать необходимо. Надо опустить спасательную капсулу на шлюзовой люк, но этому мешает шторм и подводное течение на дне моря. Возникают аварийные ситуации с самими подводными аппаратами и угроза жизни спасателей. Но работы по спасению ни на минуту не прерываются. Оставшиеся в живых члены экипажа дают о себе знать, перестукиваясь в отсеках. В Мурманск со всей страны начинают прибывать родственники матросов и офицеров. Наконец-то российское руководство принимает предложения других стран о помощи.
О сколько подвигов на свете.
Они уже в приданья отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой земли.
И будут повторять из уст в уста,
И в каждом это подвиге незрима
Своя и глубина, и высота,
И красота своя неповторима.
Но из всего того, о чем мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века.
4-й чтец: День пятый. 16 августа 2000 г.
Спасательная операция в Баренцевом море продолжается. К сожалению, все усилия моряков, ни к чему не привели. Погодные условия в районе аварии субмарины остаются сложными - волнение 4-5 баллов, зябь, плохая видимость на дне. Подлодка «Курск» признаков жизни уже не проявляет. Попытки состыковаться терпящей бедствие субмариной ни к чему не приводят. Из Шотландии в Норвегию вылетает самолет, на борту которого находятся британский глубоководный спасательный аппарат ЭЛ-ЭР-5.
День шестой. 17 августа 2000 г
Для участия в спасательных работах Норвегия направляет глубоководных водолазов, но они находятся в двух днях пути от места трагедии.
В Баренцевом море работу на глубине поочередно ведут 4 подводных спасательных снаряда. Попытки пристыковаться к субмарине по-прежнему
ни к чему не приводят. Между тем, точной информации о том, кто находится на подводной лодке и списков военных до сих пор нет.
1-й чтец: День седьмой. 18 августа 2000 г.
Впервые официально сообщают, что на АПЛ «Курск» могут быть жертвы. Большая часть экипажа находилась в зоне аварии. Система регенерации кислорода на подлодке сейчас уже не работает. Акустической связи с теми, кто находится на борту субмарины, по-прежнему нет. Но родные не перестают надеяться. Главное событие в Мурманске - опубликование списка членов экипажа АПЛ «Курск». Одному из спасательных аппаратов удается пристыковаться к спасательному люку терпящей бедствие субмарины. Но из-за деформации корпуса «Курска» экипажу спасательного аппарата не удалось достичь герметичного соединения. После нескольких попыток отогнать воду из переходного туннеля, батискаф вынужден
был всплыть для перезарядки аккумуляторных батарей.
День восьмой. 19 августа 2000 г.
Комментарии адмиралов о перспективах спасения экипажа подлодки «Курск» час от часу становятся все более пессимистичным. Все чувствуют, что должно что-то случится. К месту аварии подходят западные спасательные суда. Начальник штаба вице-адмирал Михаил Моцак от имени Северного Флота делает заявление: на борту лодки в живых не осталось никого.
2-й чтец: День девятый. 20 августа 2000 г.
Норвежским водолазам удалось отвернуть вентиль люка подлодки «Курск», но они не могут попасть внутрь, поскольку их водолазные костюмы, в которых можно работать на глубине, очень громоздкие и не приспособлены для проникновения в узкие люки субмарины. Немного позднее норвежские водолазы объявили: «Живых на «Курске» нет». Горечь и надежда. Эти два противоречивых чувства боролись все дни в наших душах, когда приходили все более тревожные сообщения с Северного Флота о ходе международной операции по спасению моряков затонувшего атомного подводного ракетного крейсера «Курск». Как всегда в таких случаях, нашелся человек, которого от непосредственного участия в страшных событиях уберег случай. Один из офицеров перед выходом в море уговаривал пойти на «Курск» своего 14-летнего сына. Хотел показать мальчишке «романтику морских глубин». Парень всю жизнь проживший в гарнизоне Видяево только отмахнулся: «Да отстань, пап!» Теперь папа там, на дне.
3-й чтец: На борту АПЛ «Курск» было четверо наших земляков: капитан 3 ранга Белозеров Николай Анатольевич, старший мичман Ерасов Игорь Владимирович, капитан-лейтенант Кокурин Сергей Сергеевич, Павлов Николай Владимирович. Николая Белозерова считали высококлассным инженером-электриком. После училища он попал на авианосец «Адмирал Кузнецов», в этом году у Николая заканчивался срок службы, и с чистой совестью мог уходить на пенсию. Мог, но не захотел. В мае отгулял отпуск и перевелся на «Курск». Радовался, что попал на самый современный
корабль с хорошим, профессиональным экипажем.
4-й чтец: Последний парад. Владислав Шурыгин. Тьма!
Первобытная, та, которая была до сотворения мира. До первых звезд.
Безжалостная. Растворяющая в себе все без остатка. Последняя тьма.
Холод.
Он вливается в тело.
Сковывает, завораживает, лишает воли, ни страха.
Море.
Родное, соленое.
Покорное, привычное.
И вдруг взбесившееся, в мгновения превратившееся в страшную силу, смявшую и порвавшую тысячи тонн легированной стали, как жесть консервной банки.
Вот оно - ленивой ледяной плитой лежит вокруг. Неторопливо, страшно подползает все ближе, выжимая из объема отсека остатки воздуха.
Каждый вздох - мучение.
Сжатый страшным водным прессом воздух буквально врывается в легкие, распирает, рвет грудь мучительно трудно его выдохнуть.
Кислорода все меньше.
И углекислота предательски туманит сознание.
Путает сон с явью. Бытие с небытием.
Тьма.
Холод.
Море.
Удушье.
Отчаянье.
И только онемевшие пальцы, сжимающие сорванный водой тяжелый вентиль, механически выстукивают им по стали переборки: три простых, три двойных, три простых. три простых, три двойных, три простых,
-SOS! SOS!...Вода!
Все произошло слишком быстро.
Страшный удар, сбивший с ног. Удивление, растерянность. Взгляды на приборы.
И вдруг страшный, ни с чем не сравнимый рев моря, врывающегося в отсеки. Инстинкты быстрее чувств. Бегом к кремальере. Успеть задраиться, загородиться от воды, закрыть ей путь в глубину лодки! Туда, где за твоей спиной в отсеках твои товарищи, друзья.
И вдруг - тьма!
Аварийно остановился реактор.
И в последнее видение перед тьмой - огромный, в объем переходного люка, пенящийся вал воды, врывающийся в отсек.
Не успеть!
1-й чтец: Необходимо извлечь определенные уроки из гибели подводной лодки «Курск» и 118 человек ее экипажа в Баренцевом море.
Нигде нет такого равенства перед судьбой, как на подводной лодке. Либо все побеждают, либо все умирают.
(Звучит песня «Любэ» «Там за туманами».)
Странно! Отчего это небо синее?
Странно!
Почему солнце вниз не валится?
Улицы бегут - яркие, красивые, -
Жизнь продолжается...
Жизнь!
Но только там волны плещут серые.
Жизнь!
Ее там нет - списки дали полные.
Все лежат на дне - молодые, смелые.
Вольные, вольные.
А на берегу - лица побелелые,
А на берегу - души разрываются,
А на берегу жизнь осиротелая.
Мается, мается.
Рана стометровая.Мука стопудовая -
Баренцево море.
Господи всемилостный!
Как же это вынести?
Нету краю горю!(Наталья Янчева)
Штормовое предупреждение
Обруч, «курская дуга»
Сомкнула север и юга.
И там война. Тут война.
А жизнь одна, а жизнь одна,
И нет уже ни строк, ни строф.
На описанье катастроф.
И плетью падает рука.
Отдавши честь, от козырька,
А надо бы от боли взвыть,
Но плетью обух не перебить.
И грянуть матерный салют.
Чтоб там услышали и тут.
Как на зубах скрежещет злость
На наше русское «авось»
И на последнее «прости»
Со всей земли в одной горсти.
Пуская крейсеры ко дну.
Мы топим целую страну.
Теряя нас, свое лицо
Теряем мир, в конце концов.
И закипев, народный гнев.
Вгрызается в кремлевский блеф.
«... Бежит солдат. Бежит матрос...»
И поднимаясь в полный рост.
Народ на скользких берегах
Встает с подлодкой на руках.
Железный гроб несет страна.
Морская капает слюна.
Уже не плачет, но ревет
Из шторма выросший народ.
...И все-таки с подлодки «Курск»
Успели сделать главный пуск.
Взрывной волной из глубины
Смывает с палубы страны
Плевки, распутицу и мразь.
Еще косящую под власть.А морю Баренца в веках
Плыть в бескозырках и венках.(Леонид Корнилов)