Игра-занятие для детей 5-6 лет. Долгий вечерок
Цели: приобщить детей к народной традиции; познакомить со сказкой «Кочеток и курочка» (кочеток, здесь - петух); заинтересовать детей театром картинок; учить запоминать сказку; развивать воображение детей.
Материал и оборудование: декорации русской избы; колыбелька с куклой-младенцем; русские народные костюмы (для детей и взрослых).
Ход занятия
Комната для занятий убрана в народном стиле. Дети входят под русскую народную мелодию «Калинка» и рассаживаются на лавочках. Воспитатель играет роль Марьи, хозяйки дома. Неподалеку - колыбелька, в ней - кукла-малыш. Звучит колыбельная песня в записи.
Марья.
Долгий вечер наступил:
Кот в углу прилег,
Курочка - к себе на шесток,
Свинки - в сарайчик,
Детки - возле мамы.
Вот и вы, ребятки, располагайтесь. Сказочку послушать хотите?
То и не сказочка вовсе, а быль. Выхожу я во двор, а там курочка с кочетком кудахчут. Дала я им свежей студеной водицы, насыпала зерна. Сижу и слушаю их разговор. Кочеток говорит: «Давай, курочка, цыпляток позовем». А курочка: «Цыплятки спят». Кочеток: «Давай им, как проснутся, сказку расскажем». Курочка: «А какую?» Кочеток: «Про курочку и кочетка». Курочка: «Это про нас с тобой? Неужто бывают такие сказки?» Вот я вам, дети, эту сказочку-то и перескажу, какую от кочетка слышала. Она так и называется...»
(Марья показывает детям театр картинок.)
Театр картинок «Кочеток и курочка»
(по мотивам русской народной сказки)
Роли и исполнители: кочеток, курочка, орешня, бояре, козы, пастухи, хозяйка, свинья, волк (картинки); Марья (взрослый).
Марья.
Жили-были курочка с кочетком.
Курочка (поет).
Я гуляю по двору,
Все я зерна соберу,
Позову цыпляток,
Желтеньких ребяток.
Кочеток.
Хохлатка, пока цыплята спят, пойдем по орехи.
В лесу такая высокая орешня растет. Я пошел.
Курочка.
И я с тобой.
Марья.
Пришли курочка и кочеток в лес. Кочеток залез на орешню - орехи рвать.
Кочеток.
Хохлатка, я орехи буду рвать, а ты не зевай орехи подбирай на земле.
Марья.
Кочеток кидает, а курочка подбирает.
Кочеток.
Курочка, лови орехи!
Марья.
Кочеток засмотрелся и попал курочке в глаз. Курочке стало больно. Пошла она - плачет. Едут мимо бояре и спрашивают...
Бояре.
Курочка, курочка! Что ты плачешь?
Курочка.
Мне кочеток глаз вышиб.
Бояре.
Кочеток, кочеток! На что ты курочке глаз вышиб?
Кочеток.
Мне орешня штаны разорвала.
Бояре.
Орешня, орешня! На что ты кочетку штаны разорвала?
Орешня.
Меня козы подглодали.
Бояре.
Козы, козы! На что вы орешню подглодали?
Козы.
Нас пастухи не берегут.
Бояре.
Пастухи, пастухи! На что вы коз не бережете?
Пастухи.
Нас хозяйка блинами не кормит.
Бояре.
Хозяйка, хозяйка! На что ты пастухов блинами не кормишь?
Хозяйка.
А у меня свинья опару пролила.
Бояре.
Свинья, свинья! На что ты у хозяйки опару пролила?
Свинья.
У меня волк поросеночка унес.
Бояре.
Волк, волк! На что ты у свиньи поросеночка унес?
Волк.
Я есть захотел!
Марья.
Сказал так волк, повернулся на другой бок и заснул.
Тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец.
Примечание. Воспитатель, показывая сказку в театре картинок, должен своевременно ставить и убирать картинки, чтобы дети могли следить за сюжетом. Но главное - это выразительное рассказывание, эмоциональная ситуация сказки.
Марья.
Ребятки, понравилась вам моя сказка? И Ванюшке моему (показывает на колыбельку) она нравится. Он под нее хорошо засыпает. Спою ему его любимую песенку, колыбельную. Вам ваши мамы колыбельные поют? (Дети отвечают.) Я своему Ванюшке всегда пою. Вот эту (качает колыбельку и поет).
Баю-баю, баюшки,
Не ложись на краешке,
Ваня, глазки закрывай,
Поскорее засыпай.
На зеленом на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали - улетели.
Баю-бай, баю-бай.
Помогайте мне, дети, колыбельную петь. Каждый свои слова придумайте.
(Дети садятся к колыбельке поближе и по очереди качают, импровизируя слова и мелодию.)
Марья.
Вот и уснул мой Ваня. А вы, детишки, приходите еще.