Игра-занятие для детей 5-6 лет. Сказки лесного пня
Цели: развивать воображение детей; побуждать к фантазированию; учить выражать свои фантазии в словах; настраивать на игровой сюжет; учить внимательно смотреть и слушать сказку; учить прослеживать сюжетные линии; учить четкости произношения в скороговорках.
Материал и оборудование: музыкальные записи (осенние пейзажи); ворох осенних листьев (из картона); пень, обросший цветами; куклы театра бибабо (девочка, дедушка, бабушка, две подружки, медведь, волк, лиса).
Ход занятия
Воспитатель приглашает детей погулять по «осеннему лесу».
Дети берут в руки корзинки и идут под спокойную «осеннюю» музыку («Осенняя песня», музыка П. Чайковского). Воспитатель просит детей присесть на пенечки и предлагает устроить конкурс историй об осени. Помогут детям в этом упавшие с деревьев листья.
Каждый ребенок поднимает с коврика листок, рассматривает его и рассказывает, что он смог представить себе, глядя на этот листок.
Приведем примеры рассказов.
Рассказ первый
Листок похож на кораблик. Он большой, плывет в далекую страну. На нем плывут матросы со своим капитаном.
Рассказ второй
На листке прожилки как паутинка. Это паучок сплел паутину. Он спрятался в щелочку и оттуда глядит, не попался ли кто в сети.
Рассказ третий
Листок похож на море. Как будто разыгрались волны. Нет ни одного корабля. Ветер свищет, море волнуется.
После сочинения историй воспитатель предлагает детям поговорить со своими листочками и узнать у них, на каком деревце они жили и как они попали на землю.
Приведем примеры «разговоров с упавшими листочками».
Разговор первый
- Листочек, на каком деревце ты жил?
- Я жил на высокой березе.
- На какой веточке ты был?
- Я был на самой высокой ветке.
- Как ты на землю попал?
- Ветер подул, закружил меня и принес на землю.
Разговор второй
- Листочек, как ты на землю попал?
- Мы летели с яблоньки и попали на куст сирени. А потом слетели на землю.
Примечание. Подобные рассказы и диалоги помогут детям развивать воображение. Главное, помочь ребенку настроиться на придумывание.
Его фантазия постепенно будет все более продуктивна.
В диалогах (и в рассказах) поначалу воспитатель берет инициативу.
Потом дети могут сами составлять подобные словесные творческие модели.
Затем воспитатель предлагает детям взять в руки свои листочки и потанцевать с ними. Для этого он настраивает детей на создание художественного образа в двигательной импровизации.
Настрой на двигательную импровизацию
Воспитатель (медленно, проникновенно).
Летел, летел листочек,
(Воспитатель показывает медленные движения под спокойную музыку, импровизируя.)
На землю он попал,
Он пролетел кружочек
И медленно упал.
Потом еще поднялся,
Немного пошуршал,
На ветке задержался
И на траву упал.
Примечание. Импровизация воспитателя очень благотворно действует на фантазию детей. Им хочется тут же подражать ему.
Воспитатель подводит детей к высокому пню, на котором растут цветы, и говорит, что этот пень многое видел, помнит разные сказки. Стоит только сказать: «Пень-пенек, погуляй денек!», как старый пень начнет сказки рассказывать. Дети говорят волшебные слова, звучит музыка. Старый пень рассказывает русскую народную сказку «Девочка и лиса».
Кукольный спектакль (театр бибабо) «Девочка и лиса»
Роли и исполнители: девочка Аленушка, дедушка, бабушка, подружки (2), волк, медведь, лиса (куклы бибабо); ведущий (воспитатель).
Ведущий.
Жили-были старик со старухой. У них была внучка Аленушка
Бабушка.
Аленушка! (За ширмой голос Аленушки: «Иду!»)
Иди ко мне, внученька.
Аленушка
Иду, бабушка. Давай самовар поставлю. Чай будем пить.
Бабушка.
Какая ты у нас добрая, внученька.
Дедушка (выходит).
Аленушка, за дровами пора.
Аленушка.
Уже принесла, дедушка.
Дедушка.
Какая ты у нас заботливая, внученька.
Ведущий.
Любили все Аленушку. Добрая она была и сердечная. Собрались однажды подружки в лес идти по ягоды. И Аленушку звать пришли.
Подружки.
Пойдем, Аленушка, в лес. Ягод наберем.
Аленушка.
Отпустите меня, бабушка и дедушка, с подружками по ягоды.
Дедушка.
Не хотим мы тебя, внученька, далеко отпускать.
Бабушка.
Не ходи, Аленушка, в лес, заблудишься.
Ведущий.
Жалко было отпускать Аленушку дедушке и бабушке.
Наказали они ей от подруг не отставать. Ходят подруженьки по лесу. Деревце за деревце, кустик за кустик, далеко ушли подружки. Отстала от них Аленушка. Звала-звала, не дозвалась. Темно стало.
Аленушка.
Ау! Подруженьки! (Слушает.) Никого. Залезу-ка я на дерево. Ау!
Медведь (выходит).
Кто тут? О чем, девочка, плачешь?
Аленушка.
Как мне, батюшка-медведюшка не плакать.
Я одна у дедушки, у бабушки внучка Аленушка. Меня девушки в лес заманили да покинули.
Медведь.
Сойди, я тебя домой отнесу!
Аленушка.
Нет, я тебя боюсь, ты меня съешь.
Ведущий.
Ушел медведь от Аленушки. А она принялась еще пуще плакать. Идет волк.
Волк.
О чем ты, девочка, плачешь?
Аленушка.
Как мне не плакать? Я одна у дедушки, у бабушки внучка Аленушка. Меня девушки в лес заманили да покинули.
Волк.
Сойди, я тебя домой отнесу.
Аленушка.
Нет, я тебя боюсь, ты меня съешь.
Ведущий.
И волк убежал, а Аленушка опять плачет. Бежит мимо лиса.
Лиса.
О чем ты, девочка, плачешь?
Аленушка.
Как мне, лисонька, не плакать? Я одна у дедушки, у бабушки внучка Аленушка. Меня девушки в лес заманили да покинули.
Лиса.
Сойди, я тебя домой отнесу.
Ведущий.
Девочка сошла, села на спину к лисе, помчалась лиса с ней в деревню. Прибежала к дому и стала хвостом стучаться в калитку.
Бабушка.
Кто там?
Дедушка.
Кто там?
Лиса.
Это я, лиса. Принесла вам внучку Аленушку.
Дедушка.
Ах ты, наша дорогая, войди в избу. Где нам тебя посадить? Чем тебя угостить?
Ведущий.
Принесли они молока, яиц. Не знают, чем лису и потчевать. Наелась лиса и побежала в лес.
Воспитатель после спектакля спрашивает детей, понравилась ли сказка.
Дети поблагодарили старый пень за хорошую сказку.