Развитие ребенка. Первый, второй, третий месяц
Лежит ваш малышок спеленутой куколкой, спит крепко-крепко. Ничего-то он не может, ничего не понимает. Даже рассмотреть толком маму и улыбнуться ей не сумеет. Какое воспитание? Какое развитие, подумаете вы, корми вовремя да памперсы меняй, пусть подрастает.
Между тем, уже в первые месяцы жизни, выбирая тот или иной стиль общения со своим ребенком, вы можете в нем заложить (или не заложить) зачатки таких черт характера, как оптимизм, вера в свои силы, покорность, упрямство, душевность.
И, конечно же, в ваших силах способствовать не только физическому, но и интеллектуальному развитию малыша с первых же дней жизни.
Вот ваш малыш, только что сладко спавший, заплакал.
Сытый, переодетый, думаете вы, нет серьезных причин для плача. Не буду баловать, не подойду. Вот вам и первый воспитательный момент. Между тем, бабушки и матушки, десятилетиями учившие молодых мам не приучать младенцев к рукам, кажется, неверно ставили вопрос. Дело не в том, приучать ли к рукам, а в том, насколько резко и быстро отучать. Ведь новорожденный всю свою крохотную девятимесячную жизнь провел не то что у вас на руках, а под сердцем. Уже к моменту своего рождения он всем своим существом привык к вашему теплу, к покачиванию при ходьбе, к стуку родного сердца и звучанию родного голоса. Теперь, низвергнутый из рая на грешную землю, он вынужден от всего этого отвыкать.
Как быстро вы реагируете на плач ребенка?
Вопрос принципиальный. Если реагируете сразу, стараетесь его успокоить, вы даете ему понять: я рядом, тебе нечего бояться, тебя есть кому накормить, обогреть и защитить.
Эта связь, существующая между матерью и младенцем в первые недели их совместной жизни, — это даже не любовь. Это инстинктивное понимание того, что, когда мама рядом, все хорошо, когда мамы нет, — это погибель.
Поэтому, если вы решили воспитывать своего малыша по принципу «поплачет и замолчит, золотая слеза не выкатится», вы рискуете заронить в его душу зерна тревожности, чувства никому ненужности, неуверенности в себе, сознания одиночества в этом огромном мире. А скажите честно, разве самой маме не хочется подольше прижимать к сердцу это маленькое, пахнущее молочком тельце? Разве не чувствуете вы покой, умиротворение, восторг, вдохновение, держа малютку на руках? Понятно, жизнь полна забот: уборка, стирка, готовка зовут, но дорожите этими минутами единения с малышом! Время так скоротечно!
Пройдут даже не годы, а месяцы, и ребенок ринется с ваших коленей осваивать огромный и прекрасный мир, еще набегаетесь за ним!
Каждым движением любой мышцы управляет головной мозг — эту азбучную истину все мы знаем со школьной скамьи. Что это означает применительно к нашему малышу? А вот что: чем больше и разнообразнее он двигается, тем интенсивнее развивается его мозг! Какое разнообразие движений в пеленках, скажете вы. А вы их снимите! Оденьте самого маленького малыша сразу в ползунки и комбинезончики.
Кстати, многие психологи склоняются к тому, что тугое пеленание способствует формированию рабской покорности в характере. Не спорю, для некоторых детишек здесь есть проблема: они будят себя резкими взмахами ручек, а иногда упорно кричат, пока не запеленаешь. Не стоит, конечно, с ними воевать. Но, по крайней мере, попробуйте каждый раз оставлять ручки свободными. Иногда придется запеленать, а иногда (и все чаще) ваш ребенок будет засыпать без пеленок.
И еще.
Чем дольше малыш будет проводить время лежа на животе, тем лучше. И не только потому, что легче отходят газы и укрепляются мышцы шеи, спины, рук и т. д. Самое интересное, что грудничок, даже новорожденный, и во сне, и наяву, частенько подползает, чисто инстинктивно, делая беспорядочные хаотичные движения конечностями. Так вот, передвигаясь хаотично и случайно, он вскоре поймет, что надо сделать, чтобы поползти уже осознанно. А это, как вы догадываетесь, напрямую стимулирует развитие головного мозга. Чтобы наше пока неокрепшее и не вполне разумное дитя могло больше передвигаться, в кроватке желательно иметь не простеганный лист поролона. И чтобы ребенка согревало не одеяло, а утепленная одежда, если в комнате прохладно.
С положением на животе, конечно, тоже иногда бывают проблемы: есть младенцы, которые не любят его и все тут! Ну что поделаешь, каждый из нас вправе сам решать, в какой позе отдыхать. Но, опять же, пробуйте иногда выкладывать на живот, отвлекайте скандалиста игрушками, песенками да прибаутками.
Как известно, человеческое дитя рождается зрячим и слышащим, но в первые недели жизни младенческий мозг еще как бы «не подключился» к органам зрения и слуха, еще не анализирует слуховую и зрительную информацию в полной мере. Пока что из всех органов чувств только осязание и вкус полноценно информируют новорожденного об окружающей его действительности.
Поэтому, начиная «воспитательный процесс» с первых же дней, действуем через его осязание, кожные рецепторы. Что же мы сообщим нашему малютке при первом его переодевании дома? Ну, конечно же, поглаживая голенькое тельце, легонько пощипывая и разминая его, мы через тепло своих рук передадим ему тепло своего сердца. «Здравствуй, малыш, — скажем ему руками, — я твоя мама. Теперь ты мой, а я — твоя навсегда, на всю жизнь». Удивительно, насколько энергично откликнется маленькое бессловесное существо на эту вашу первую ласку! Изгибаясь, как гусеничка, всем тельцем реагирует ребенок на ваши прикосновения.
Они вам обоим жизненно необходимы.
Это телесное единение укрепляет единение духовное, эмоциональное, и в это время гормоны удовольствия укрепляют ваш с ним иммунитет, а в его организме вырабатываются еще и гормоны роста. Кстати, буквально все млекопитающие находятся в тесном телесном контакте со своими новорожденными детенышами и неустанно вылизывают их, делая легкий массаж доступным им способом.
Воспользуйтесь и вы каждым переодеванием для того, чтобы ласковым поглаживанием передать ему свою любовь, внушить оптимизм и веру в то, что он любим.
С самого рождения вы внимательно и с любопытством разглядывали вашего малыша. Сначала, конечно, проверили, все ли пальчики на месте, не торчат ли ушки, не кривые ли ножки. Потом придирчиво смотрели и долго обсуждали, какими чертами на какого из родственников похож. А потом просто с наслаждением любовались крохотулькой-носиком, вермишелинками-пальчиками, прозрачными, но уже нахмуренными бровками... И вдруг, недели через две-три, из-под этих бровок... пристальный, не по-детски внимательный, неотрывный взгляд. Теперь малыш рассматривает вас и как бы вопрошает: «Так это ты моя мама? Любишь ли ты меня? Клянешься ли любить в горе и радости, болезни и здравии?» Детские психологи называют этот самый первый шаг в психическом развитии младенца «фиксирование взгляда ребенка на лице взрослого».
Конечно, чем чаще ваше лицо появлялось перед взглядом ребенка, тем быстрее был сделан этот первый шаг.
Проще говоря, чем больше вы общаетесь с малышом, тем быстрее он развивается. Следующая ваша цель — дождаться первой осознанной улыбки. Она украсит личико малыша около полутора месяцев. Но, конечно, чем раньше он увидит обращенную к нему улыбку, тем раньше улыбнется сам. Научившись вглядываться в наше лицо, он вскоре начинает и прислушиваться к звучанию голоса. Он будет поводить головкой, активнее двигать ручками и ножками в ответ на обращенную к нему ласковую и радостную речь. И, поверьте, уже в первые месяцы жизни он может расстроиться, услышав резкие и недоброжелательные интонации.
Воркуйте с вашей лялечкой, напевайте песенки грустные и веселые, ребенок научится в них вслушиваться и мимикой передавать настроение напева. Рассказывайте прибаутки, стишки и целые стихи: не понимая ни слова, малыш реагирует на ритм и интонации вашего голоса. Все это раньше называлось «нянчиться с дитятей», а сейчас такое общение, которое зачастую само так и льется из сердца матери, можно было бы назвать развивающими занятиями. Если вашему ребенку нет двух месяцев, он зачастую не к месту улыбается или хмурится, не думайте, что он ничего не понимает и вы зря стараетесь. Его маленькое сердечко все чувствует и уже учится веселиться и грустить вместе с вами, а главное, оно чувствует единение с вами и вашу любовь. А его психика и, соответственно, интеллект развиваются в более благоприятной обстановке, быстрее, чем если бы вы ограничились на первых порах кормлением и молчаливым переодеванием.
Психологи говорят, что наличие интеллекта у человека определить нетрудно: если есть интеллект, он требует пищи. А что в этом плане можно сказать о полутора-двухмесячном малыше? У него есть интеллект, и он требует зрительных, слуховых и осязательных впечатлений — своей законной пищи.
Малыш подрастает, и месяцам к полутора вы замечаете, что он уже не только ест и спит, но, насытившись, перед тем, как заснуть, проводит «инспекцию» окружающего пространства в пределах полуметра от него. Узор на обоях... собственная ручка с движущимися пальчиками... а вот и мамочка! Стремительно развивающийся мозг младенца жадно впитывает впечатления: зрительные, звуковые, осязательные. И, может быть, вы удивитесь, но уже в этом возрасте ребенок может плакать от однообразия впечатлений, то есть от... скуки! Иногда бывает достаточно повесить на боковину кровати цветную пеленку или яркую игрушку над грудью, как маленький скандалист увлекается разглядыванием и успокаивается.
Самое время подумать о подборе игрушек для малыша, которые помогут ему самостоятельно и с пользой проводить время.
Какими они должны быть?
Достаточно крупными, яркими, разнообразно звучащими. Погремушки-гирлянды, чтобы подвешивать к коляске и поперек кроватки, погремушки на ручках, которые вы будете вначале подвешивать над грудью ребенка, а потом давать ему в руки. Сейчас продают различные готовые стойки с подвешенными игрушками, их можно ставить хоть в кроватку, хоть в манеж, хоть на родительскую кровать — в любое место, где сейчас находится малыш.
Но особенно хороши, конечно, музыкальные вертушки с подвешенными фигурками! Завороженный малыш следит за ними снова и снова, не в силах отвести глаз, а мы, не отводя глаз, любуемся им, таким довольным и умиротворенным.
Во всем этом разноцветном богатстве наш ребенок нуждается с того самого момента, как он научился фиксировать свой взгляд. Сначала он просто разглядывает игрушки, иногда как будто строя им смешные рожицы и гримаски, потом начинает тянуться к ним ручками. Игрушки должны быть подвешены на такой высоте, чтобы, протягивая ручки, ребенок задевал их.
Раскачиваясь и звуча, погремушки активизируют внимание, и очень скоро наш малыш научится устраивать перезвон в своей кроватке вполне сознательно, а не случайно наталкиваясь на погремушки руками.
Вот мы и начали работать над развитием движения руки.
Развивать движения рук, позже моторику мелких мышц, управляющих пальчиками, мы будем не только все дошкольное детство нашего ребенка, но и в начальной школе. Очевидно, что неловкие пальцы не смогут быстро и красиво писать в тетрадях. Менее очевидно, но научно доказано, что развитие движений пальцев стимулирует созревание речевого центра в мозгу.
В связи с этим активно используем в первые месяцы врожденный хватательный рефлекс, который подарили нам руконогие предки. Конечно, наши дети не могут так долго и прочно держаться за нас, как держатся за мамашину шерсть маленькие обезьянки, но, крепко вцепившись в палец взрослого, запросто сделают несколько упражнений «сели-легли» и даже секунду-две повисят, удерживая свой вес. Не упустим эти возможности и будем укреплять ручки ребенка с рождения.
Но для умственного его развития нам сейчас важно другое — приблизить тот момент, когда он осознанно разожмет пальчики. Сейчас наше дитя, не думая, хватает все подряд, также, не глядя, вскоре и роняет. А вот сжать маленький кулачок, а затем осознанно разжать его — это позже.
Пока же мы активно даем малышу возможность ухватиться за игрушки, подвязываем к погремушке- гирлянде ленточки, которые малыш хватает и дергает, вешаем в кроватке погремушки-кольца разной толщины, даем ручонке возможность сжимать разные материалы: тонкую пеленку, пеленку фланелевую, мамин шелковый халат, папин свитер и т. д. и т. п. Вкладываем в детский кулачок предметы разной фактуры, толщины и разного веса. Вложив, слегка подергиваем их, но не выдергиваем совсем, побуждая пальчики ухватить предмет покрепче. Чем чаще пальчики сжимаются, тем скорее научатся разжиматься, а нам этого и надо.
Зачастую уже к выписке из роддома малыша ждет куча игрушек, купленных любвеобильными родственниками.
Это прекрасно, но не держите все игрушки в поле зрения малыша безликой горой. Возьмите за правило убирать лишние в специальный ящик или шкаф и несколько из них давать ребенку для игры, меняя их каждые два-три дня. В первые месяцы играем пятью- тремя погремушками. Погремушка-гирлянда и музыкальная вертушка находятся в поле зрения регулярно.
И желательно, чтобы ребенок мог рассматривать какие-то крупные картинки, узоры, игрушки на некотором отдалении от себя.
Вот в такой обстановке сытый, обласканный, довольный жизнью ребенок и скажет вам первое свое слово в районе двух — двух с половиной месяцев.
Вовсе не мама, не папа, не дай, как утверждают некоторые.
Преданно глядя вам в глаза, довольно улыбаясь, он скажет свое какое-нибудь к-ки, или к-ку, или полновесное агу. Агу, агуленьки, — подхватите вы, — и начнется ваш первый диалог.
Вот мы уже и учимся разговаривать.
Ребенок полюбит играть своим голосом.
Он будет общаться с вами, со своими любимыми игрушками, будет развлекать сам себя, распевая различные звуки, меняя тональность голоса, присоединяя все новые и новые слоги. Но его самым первым собеседником и учителем будет, конечно, мама, которая вступит с ним в радостную «перекличку», повторит его вокализы и научит новым.
Итоги
Итак, малышу три месяца.
Изменения, произошедшие с ним за этот короткий отрезок времени, впечатляют.
Младенец, который еще два месяца назад только спал, ел и плакал, стал общительным и жизнерадостным созданием. Он готов улыбаться каждому склонившемуся над ним лицу и радостно приветствует взрослых энергичными движениями рук и ног, добавляя к этому восторженные возгласы. В минуты активного бодрствования малыш долго и сосредоточенно изучает ближайшее пространство и предметы, попадающие в его поле зрения: собственные ручки, движения пальчиков, одежду, постельное белье, игрушки. Предметы, которые он может достать руками, он задевает, трогает, старается схватить.
Схватив одной рукой, он пытается ощупать другой, рассмотреть и тут же тянет в рот, продолжая обследование губами и деснами. Он научился сосать собственный кулачок. Если не только игрушки, но и белье малыша раскрашены живо и ярко, его зрение получает достаточно стимулов для развития.
Трехмесячный ребенок прислушивается к звукам и ищет их источник. Однако ничто не вызывает у него такой оживленной реакции, как голоса и лица близких людей.
Ваша близость, ласка, общение с вами — главный стимул его развития. Почаще берите его на руки, показывайте комнату и предметы в ней, тем более, что теперь он может сосредоточить взгляд и удержать головку, находясь в вертикальном положении у вас на руках,
Некоторые трехмесячные малыши делают попытки повернуться на бок, другие откладывают их на несколько недель. Обычно детки с удовольствием лежат на животе, высоко поднимая голову и опираясь на предплечья. Хватательный рефлекс в трехмесячном возрасте постепенно исчезает, и пальчики уже не сжаты в кулачок. Если вы поставите малыша на стол или другую опору, поддерживая его подмышки, он так упрется ножками, что сможет какое-то время удерживать свой вес.
Почаще упражняйте его в этом.
Можно развивать упор ног и в лежачем положении, подставляя под ступни дощечку или собственную ладонь.
См. далее:
Развитие ребенка. От трех до шести месяцев
Развитие ребенка. От семи до девяти месяцев.