Развитие ребенка. От трех до шести месяцев
Развитие детей. Четвёртый, пятый, шестой месяц.
Мы уже рассмотрели первые три месяца развития ребенка. Теперь посмотрим: что же дальше?
Если ваш малыш в первые месяцы жизни был слишком беспокойным и изводил вас и себя частыми и долгими криками, к трем-четырем месяцам он, скорее всего, немного уравновесился. По интонациям его плача внимательная мама зачастую может понять, чего ему не хватает. Ребенок стал лучше спать, особенно ночью. Днем после кормления он около полутора часов играет и радостно общается со взрослыми.
Мама и малыш уже хорошо понимают друг друга, и, без сомнения, теперь их связывает не просто младенческая зависимость, а самая настоящая горячая любовь. Каждый раз, видя вас, малыш всем своим существом выражает бурную радость, демонстрируя так называемый «комплекс оживления», к энергии этой радости подключаетесь и вы: улетучивается усталость, отступают неприятности, ваше сердце поет при виде этой округлившейся мордашки. Ну как, вы отучаете его от рук?
Или, подчинившись могущественному материнскому инстинкту, стремитесь как можно больше быть вместе с малышом? Ведь многие домашние дела можно делать, удерживая его одной рукой или положив неподалеку на диван, на стол, где вы шинкуете капусту (обеспечив безопасность, разумеется), и ежеминутно улыбаться друг другу.
Между прочим, психологи установили, что африканские детишки, которых мамы всюду таскают за спиной, в первые два года жизни обгоняют в своем развитии «кроватных», цивилизованных.
И считают, что это именно за счет того, что они всегда с мамой.
Во-первых, им обеспечен психологический комфорт, что немаловажно для нормального развития,
во-вторых, малыш с высоты маминых рук видит гораздо больше и гораздо разнообразнее, чем если бы он целыми днями лежал в кроватке, даже обложенный кучей дорогих игрушек.
Конечно, если вы берете малыша на руки только тогда, когда он начинает хныкать, в его хитрой головке может возникнуть и позже закрепиться неприятная для вас связь: я заплакал — мама взяла меня на ручки. Это может быть началом беспардонного манипулирования со стороны ребенка. Не доводите до этого. Чаще общайтесь с ним, когда он в хорошем расположении духа: носите по комнате, рассказывайте и показывайте, где что лежит. Подносите к зеркалу и любуйтесь, как малыш сам себе нравится!
Разнообразие впечатлений, в том числе и зрительных, стимулирует развитие интеллекта младенца.
Его мышцы заметно окрепли, и с ним можно обращаться посмелее. Беря его на руки, попробуйте взять двумя руками за талию, не поддерживая попку и головку, как у новорожденного. Малыш сгруппируется, немного подогнет голову и коленки, и ничего у него не отвалится! Представьте, сколько раз за день вы его берете и перекладываете с места на место, какая эффективная и бесхлопотная тренировка всех мышц тела.
Дальше — больше: игры с ребенком все энергичнее и веселее. Мы сначала быстро и высоко поднимаем его над головой, а постепенно, когда он привыкает к «полетам», потихоньку начинаем его подбрасывать. Кружим его вокруг себя веселым самолетиком, перекладываем с руки на руку боковыми сторонами туловища.
Для совершенствования координации рук под контролем зрения такое упражнение: берем малыша на руки лицом вниз и быстро опускаем к поверхности стола, он должен вовремя выставить вперед руки. Особенно любят эти игры папы. Они укрепляют мышцы, способствуют координации движений, вырабатывают у малыша чувство равновесия. А сколько радости и веселого восторга они дарят!
Не забывайте про песенки, стишки и прибаутки.
Если вы регулярно включаете музыку, подпеваете звучащей мелодии, поете сами, через несколько месяцев, ближе к году, ваш младенец приведет вас в восторг своими попытками подпевать вам. Это важнейший момент речевого, голосового и эмоционального развития!
А развитие идет бурными темпами.
Ребенок активно гулит, что называется вокализирует, присоединяет все новые звуки. По интонации голоса уже легко определить состояние его души. Если вы иногда участвуете в этих его эмоциональных выплесках, вступаете с ним в «диалог», повторяя отдельные его звуки и произнося новые, близкие по звучанию, в районе пяти месяцев вы заметите, что малыш повторяет за вами ваши звуки, подражая и интонационно. Этот момент дорогого стоит!
Теперь многие месяцы и годы ваш ребенок будет развиваться, подражая вам. Иногда это будет радостно, иногда комично, а иногда, простите, и весьма грустно.
Но это немного другая история.
Чем старше ребенок, тем больше он бодрствует, тем больше мы с ним взаимодействуем. Но вовсе не обязательно нянчиться с ним, не спуская с рук. Да и сам малыш, если он «сыт» мамой, если ему не приходится «выклянчивать» каждую минуту общения, совсем не прочь поиграть игрушками, «поразвиваться» самостоятельно.
Быстро совершенствуются его движения: лежа на животе, ребенок опирается уже не на предплечья, а на ладошки выпрямленных рук, с царственным видом обозревая открывшуюся панораму. Важно присутствие лежащих в поле зрения игрушек: пусть тянется к ним вправо, влево, вперед. Возможно, не дотянувшись, малыш начнет хныкать, раздражаться. Как вы себя поведете?
Поспешите на помощь и подвинете игрушку или постараетесь успокоить ласковыми интонациями и поможете проявить настойчивость? Помогите перекатиться на бок, если игрушка в стороне. Подставьте под пяточки свои ладони: пусть оттолкнувшись продвинется вперед, если игрушка перед ним. Мы ведь не хотим вырастить беспомощного нытика, поэтому не будем решать все его проблемы по первому хныку. Обычно, кстати, малыши и сами весьма настырны в достижении своих целей. Понаблюдаем со стороны за их пыхтением и умилимся изобретательности. Ну, а если уж никак,
подадим идею, как достичь задуманного, вместо того, чтобы подавать все готовеньким на блюдечке с голубой каемочкой.
Появляется в этом возрасте и другая причина для раздражительности. Совершенствуя свои движения не так быстро, как ему хочется, наше дитя иногда по-настоящему злится. Безуспешно пытаясь перевернуться, а особенно предпринимая множество безуспешных попыток сесть из положения «лежа на спине», ребенок порой очень сердится и даже может громко расплакаться.
Конечно, перевертыша можно слегка подтолкнуть (не решайте его проблему полностью). А вот если костно-мышечный аппарат к сидению не готов, а упрямой головке очень хочется возвышаться над телом, тут уже сложнее. Вложив свои пальцы в кулачки малыша, полезно, конечно, позволить ему подтянуться до положения «сидя» и немного посидеть.
Но не идите на поводу у малыша, не усаживайте его в подушки. Это слишком большая и ненужная нагрузка на его позвоночник, которая
может отразиться на осанке и на внутренних органах.
Между тремя и шестью месяцами ребенок становится очень подвижным: он начинает перекатываться с боку на бок, потом переворачиваться со спины на живот и обратно, еще не ползая, он все же активно передвигается в разных направлениях. Помня о том, что в этом возрасте интеллект развивается через движение, мы должны позаботиться о большем просторе для нашего путешественника, самое время приобрести для него манеж. Ведь манеж нужен нам не для того, чтобы ограничить движение ребенка ближе к году, а наоборот, чтобы расширить его возможности сейчас.
Все так, да только манеж ненамного больше кроватки. Малыш быстро перерастет его и снова потребует расширения своего поля деятельности.
У нас на подходе первые зубки, начинается слюнотечение, а значит — подошло время первого прикорма.
Педиатры и официальная педагогика рекомендуют давать прикормы только с ложки. Язычок должен чувствовать вкус еды, слюнные железы адекватно реагировать, включаться в работу жевательный аппарат, развиваться челюсти, ну и т. д.
Малыш воспринимает нововведение с недоумением, почувствовав во рту нечто, делает сосательное движение и ... языком выдавливает все наружу. Он плюется, ему не нравится каша, ему не нравится ложка, у него плохой аппетит! Много разных выводов может по незнанию сделать мама из первого неудачного опыта. Наберитесь терпения, дайте ребенку понять, что то, что ему дают с ложки, — это тоже еда (он же привык, что еда только жидкая и только всасывается). Понемногу, не спеша он научится не ссасывать еду с ложки, а открывать рот и снимать губами пищу. Но бывают случаи, что ребенку ну никак не нравится ложка или никак не идет новый прикорм. Он кричит, извивается, давится, еда изо рта — фонтаном. Мама думает: «Сейчас у тебя на поводу пойду — потом совсем на шею сядешь», — и продолжает настаивать. Ну что тут сказать, такой конфликт, начавшись
с чайной ложечки со слюнявчиком, может затянуться на годы и иметь далеко идущие последствия в виде плохого аппетита, больного пищеварения, отсутствия взаимопонимания, испорченных характеров и нервных систем у обеих воюющих сторон. Войну с ребенком выиграть невозможно, несмотря на кажущееся ваше всесилие, а его, наоборот, беспомощность. Не воюйте с ним, а как более мудрая сторона идите по пути парламентских переговоров и разумных компромиссов.
В конце концов, у вас, наверное, тоже есть нелюбимые блюда и продукты, которые вы избегаете всю жизнь, и ничего, до сих пор живы! Возможно, это именно та еда, которую вам в детстве пихали насильно: ваши родители так и не выиграли войну с вами.
Режутся зубки, и ребенок «делает вам нервы» (а может, вы ему?) по другому поводу: он все, ну буквально все тянет в рот. Мало того, что невыносимо чешутся десны, так еще и природа сама заложила в нас этот этап развития: мы изучаем в раннем возрасте мир, активно вовлекая в это процесс губы и язык! Детские ручки уже достаточно координированы, чтобы мимо рта не проскочить. Попробуем каждый предмет на вкус, на укус, пососем и десенки почешем!
Ну не знает ваше чадо и знать не желает никаких микробов, не предвидит, что мелкий предмет может попасть в дыхательное горло. Все это должны знать и предвидеть взрослые и вместо того, чтобы шлепать малыша по рукам и по губам, обеспечить ему безопасную и чистую среду обитания. Ну, а если вы на улице или на чужой территории, будьте начеку и, избегая бессмысленных наказаний, сразу останавливайте ребенка, когда он тянет в рот что-то непотребное. Заодно и познакомим со спокойным, но бесповоротным «нельзя!»
Мы запасемся адским терпением, нам придется повторять это слово тысячу, миллион раз, и всегда спокойно.
Ведь малыш не виноват, что сама природа велит ему: «Попробуй на вкус, на укус!», и слишком сложно ему понять, что соску и сухарик можно, а камушек и листик — ни-ни!
Ну что ж, добавим ему в манежик игрушек соответственно возрасту.
Во-первых, специальных жевательных для того, чтобы человек мог грызть и чесать десенки.
Во-вторых, нам нужны разные мелкие мячики, яркие пластиковые шары и вообще, такие игрушки, которые при легком толчке тихо или с разными звуками откатываются, побуждая нашего малыша снова и снова тянуться, подползать и разными способами передвигаться по выделенному ему пространству.
Пришло время певучей неваляшки, которая с радостной улыбкой реагирует на каждый толчок.
Безусловно, продолжаем работать над зрительной координацией рук и заодно развиваем мышление с помощью электронных звучащих игрушек. Нам нужны такие, в которых приятные звуки или мелодии вызываются нажатием на крупные яркие кнопки или клавиши.
Разумеется, пока мы ничего не умеем нажимать.
Но мы делаем гребущие, хватательные движения всей пятерней по всем ярким пятнам. И вот, пару раз случайно вызвав приятные звуки, наш ребеночек быстро сообразит, как вызвать их еще и еще раз. Очень хорошие, полезные игрушки.
Есть немного другой вариант: мягкая игрушка со свисающей ручкой. Привязываем ее к кроватке, тянем за ручку и слушаем приятную мелодию. Правда, пружинка внутри тугая, и малыш только ближе к году сможет ее растягивать, но все равно, вещь неплохая.
Итоги
С какими же итогами мы подходим к шести месяцам?
К этому времени малыш овладевает первым умением, которое отличает человека от животного мира. Он научается двигать свою руку под контролем зрения в направлении интересующего предмета. Пусть эти движения несовершенны и некоординированны, маленький труженик без устали упражняется в них. Он тянется к игрушкам, все более уверенно захватывает висящие погремушки, берет их из наших рук. Поскольку пальчики уже не сжаты в кулачок, начинается тактильное обследование, ощупывание всех доступных предметов.
Позаботившись о том, чтобы в пределах досягаемости ребенка было как можно больше разнообразных предметов, вы будете способствовать развитию его интеллекта.
Ухаживающие за ним взрослые — это, конечно, центр вселенной для младенца. Однако, будучи в хорошем расположении духа, он довольно неплохо проводит время и один, занимаясь оружающими его игрушками и развлекая себя певучим, разнообразным лепетом. Он прислушивается к звукам, которые издает сам и которые раздаются в комнате, охотно вступает в интонационную «перекличку» со взрослыми.
Таковы начальные этапы развития его речи. Не понимая слов, ребенок прекрасно улавливает ваши интонации и чутко реагирует на них.
В ответ на резкий недовольный голос может горько расплакаться. Он хорошо знает близких людей и бурно радуется им, чужих встречает настороженно и может бояться их.
Малыш начал есть из ложки и, возможно, достиг в этом деле определенных успехов.
См. далее: Развитие ребенка. От семи до девяти месяцев.