Развитие ребенка. От одного года до полутора лет
См. предыдущие этапы развития ребенка:
Развитие ребенка. Первый, второй, третий месяц
Развитие ребенка. От трех до шести месяцев
Развитие ребенка. От семи до девяти месяцев.
Развитие ребенка. От десяти месяцев до года
Развитие ребенка. От одного года до полутора лет
Мария Монтесорри утверждала, что первые три года ребенок должен провести в тесном контакте с матерью, и за это время у него закладываются важнейшие для жизненного успеха качества: самооценка и уверенность в себе. Любой из нас вспомнит примеры из собственного опыта, когда нахальному и энергичному выскочке удавалось отодвинуть в сторону неуверенного в себе тихоню-умницу.
Еще год назад, реагируя на плач младенчика, мы дали ему понять, что любим и жалеем его.
Лаская малыша, не отказывая ему во внимании и общении, мы закладываем в нем основу его самооценки. «Если мама тратит на меня свое время и силы, значит, я того стою», — не столько думает, сколько интуитивно чувствует малыш. Ну, а если маме вечно некогда, всегда есть дела поважнее, чем детские эмоции...
Догадайтесь сами, что происходит с самооценкой.
Теперь мы подросли и чутко улавливаем мамину похвалу и мамино порицание. Конечно, через секунду из памяти улетучивается, за что мама похвалила, а за что поругала, но слова, интонация, с которой она сказала Умничка моя! или Фу! Плохой мальчик! — эти оценки западают ребенку в самое сердце и начинают формировать его представление о себе самом.
Поэтому навсегда забудем словосочетание «Плохой ребенок». В нашей жизни возможен только Слишком плохой поступок для такого хорошего ребеночка, как наш. Не делай так! — скажем мы в сердцах. — Ведь ты хороший мальчик! Верить в себя человек начинает, достигая первого успеха. Какие же успехи были первыми в нашей жизни?
Протянул малыш руку к подвешенным погремушкам, устроил веселый перезвон... получилось, здорово!
Игрушка далеко, но если хорошенько потянуться, подползти... Достал! Получилось! Полочка с книгами, которая была высоко, окажется на уровне глаз, если встать на цыпочки. Книги тяжелые, но если поднатужиться... Получилось! Вытащил, скинул на пол!
И наконец-то получились первые шаги! Балансируя руками, широко расставляя ноги, наш малыш отправляется покорять пространство. Я могу, я пройду, залезу, покорю! — поет его душа. Но... Почему-то мама бежит следом: Туда не ходи! Не лезь! Упадешь! Великая сила — материнский инстинкт всегда на страже безопасности малыша, и это — святое.
Но все хорошо в меру: тревожная мать передает свою тревожность ребенку, рискует сделать его робким и плаксивым.
Если нет угрозы для жизни, позвольте ему попробовать свои силы: пусть залезает на ступеньки, на лесенки, на стулья, пусть думает, как потом слезать оттуда, а вы будьте, конечно, рядом на всякий случай. Ближе к полутора годам наш кроха ходит более уверенно и любит переть танком, игнорируя препятствия в виде бордюров и зарослей, нарочно наступая на предметы, из-за которых несколько месяцев назад падал. Падаем, сбиваем коленки и набиваем лбы, но едва высушив слезы, снова и снова лезем туда же. Нет, не напрасно наш великий народ сказал: «Без шишки и синяка не вырастишь мужика». Да и девочки не сильно отстают в этом смысле.
Чем успешней малыш передвигается по дому, тем чаще ваши отношения омрачает слово нельзя. Случается даже, что ваше чадо немного помедлив, послушается вас. Но чаще всего слово приходится быстренько подкреплять делом. Не шлепками и подзатыльниками. Уводим или уносим ребенка от опасного места, останавливаем нежелательные действия, забираем запрещенный предмет. Это весьма хлопотно: надо не только не спускать глаз с малыша, но и быть всегда рядом, поскольку бесполезное занятие издали кричать: «Туда не лезь, иди сюда!»
Не то чтобы малыш вас не уважал или делал назло.
Во-первых, он бывает так поглощен своим делом или своим стремлением, что может просто не слышать вас, особенно если вы далеко. Во-вторых, он еще не успел усвоить, что нельзя — это окончательный и категорический запрет. Он хочет попробовать: вдруг возможны варианты? И в-третьих, нельзя-то нельзя, но что делать, если очень, ну просто очень хочется? Ребенок еще не скоро научится волевым решением отказать себе в чем-то. До него еще не дошло, что запрет взрослого имеет под собой веские причины. Он злится на вас за то, что вы ограничиваете его свободу, вы злитесь, что он вас не слушается!
Спокойствие, мамочки, только спокойствие!
Этот период в обозримом будущем пройдет, если вы будете в своих запретах решительны и последовательны, но не раздражительны и не агрессивны. Малыш поймет, что бесполезно гнуть свою линию, если ему что-то запрещено: взрослые все равно не потерпят непослушания. Может быть, с недовольством и со слезами, но он начнет вас слушаться.
А вот шлепки и подзатыльники могут иметь далеко идущие неприятные последствия. Они разрушают атмосферу доверия между взрослым и ребенком, дружескую атмосферу. Когда впервые хочешь отшлепать годовалого неслуха, он сначала воспринимает это как игру и со смехом убегает. В его голове не укладывается, что мамочка, его любимая и единственная мамочка так сердита, что хочет сделать ему больно!
Согласитесь, надо проявить определенную жестокость, чтобы преодолеть этот барьер и отшлепать малыша всерьез, чтобы смех сменили неутешные слезы!
Решаясь на физические меры воздействия, помните, что дети во всем повторяют нас, и первым человеком, которого ударит ваше чадо, будете именно вы! Тогда вам придется бить его еще сильнее? Зло порождает зло. Именно битые дети перестают понимать по-хорошему. Они начинают действовать назло, стараясь разозлить взрослых так же, как взрослые злят их! Именно такие дети приводят в отчаяние педагогов в детских садах и школах. Ведь там рукоприкладство запрещено, а словесному воздействию эти воспитанники не поддаются.
А лучше ли вам будет, если ваш малыш под страхом наказания станет покорным и безвольным? С покорным ребенком, конечно, живется спокойнее, но это — палка о двух концах. Бесхарактерность — это уже черта характера. Вы будете с грустью и досадой наблюдать, как вашим чадом манипулируют более активные и смелые сверстники, и начнете его критиковать за отсутствие воли, которую сами же и сломали в столь нежном возрасте!
Нет, войну с ребенком выиграть невозможно! Не ступайте на тропу войны с ним, ищите пути договориться!
Мало-мальски овладев самостоятельной ходьбой, наш малыш с каждым днем все больше ощущает свою независимость от взрослых. Вырвав ручонку из маминой руки, он спокойно поменяет направление на 180 градусов и отправится полазить по ближайшим ступенькам или потрогать овчарку, ожидающую своего хозяина.
Мир полон интересных чудес и, в отличие от детской комнаты, совершенно не освоен! Поэтому, если вы выходите из дому с определенной целью, а не просто погулять, целесообразно взять с собой коляску — пусть непоседа знакомится с окружающими, пока что сидя в ней.
И наоборот, собираясь просто погулять, будем помнить, что подвижный ребенок — это здоровый ребенок, а движение способствует развитию интеллекта. На прогулке наш ходунок должен ходить — и чем больше, тем лучше. Причем, хорошо, если под ногами у него будут разные покрытия: не только асфальт, но и песок, земля, щебенка, трава. Приспосабливаясь к разным дорожкам, малыш совершенствуется в ходьбе и продолжает познавать мир — теперь уж своими ножками.
Если мама сидит на скамеечке, наш исследователь отправляется на экскурсии по ближайшим достопримечательностям.
Обычно малыш, поглощенный знакомством с неизведанным, все же старается не упускать вас из виду и, заметив что-то пугающее, неизвестное или просто соскучившись, спешит вернуться. В ребенке старше года борются два чувства — зависимости от взрослых и стремление к независимости, тяга познавать мир и желание быть рядом с мамой.
Для его безопасности важно до определенного возраста это чувство зависимости сберечь. Во всем животном мире детеныши, движимые инстинктом, всюду неотступно следуют за матерью. И только в мире людей можно наблюдать сцены, когда зазевавшаяся мама, увидев, что ее малыш отошел слишком далеко и приближается к яме или перекрестку, в ужасе кричит: «Стой! Иди ко мне!», а дитя воспринимает ситуацию как игру в «Догоню-догоню» и с хохотом бежит навстречу опасности. Чтобы не оказаться в таком положении через полгода-год, приучите своего ребенка к мысли, что он, а не вы, должен следить за тем, чтобы вы не были слишком далеко.
Как этого добиться?
Находясь с ним в совершенно безопасном месте и заметив, что он чем-то увлекся и забыл о вашем существовании, потихоньку спрячьтесь неподалеку. Через какое-то время вспомнив, что где-то здесь была мама, ваш исследователь начнет оглядываться в поисках вас. Не найдя сразу, явно начнет тревожиться.
Не доводите до паники, поскорей появитесь с приветливой улыбкой. Тем более следует так поступить, если малыш отошел слишком далеко и не реагирует на ваше требование подойти. Иногда приходится и в людном месте украдкой следовать за ним, чтобы контролировать ситуацию и быть, по возможности, незаметной для него.
В любом случае есть смысл проявить изобретательность и потратить время на то, чтобы маленький человек почувствовал, каково это — оказаться в огромном мире одному, без покровительства взрослых, и не имел привычки бежать сломя голову куда глаза глядят.
Подросший ребенок все чаще попадает в общество других детей. У него пока что совершенно нет потребности в совместной с ними игре или какой-то другой деятельности. Для него другой ребенок — примерно такой же объект для обследования, как и любой новый предмет. Если ему позволяется, он трогает лицо, одежду нового товарища, может попытаться взять в рот его руку. В любом случае, маленькие дети любят играть не вместе, но рядом. Правда, до той поры, пока их отношения не испортит имущественный вопрос. Даже и не пытайтесь убедить ребенка в возрасте года-полутора в том, что он должен делиться своими игрушками или не брать чужие.
Об интеллекте
«Хочу всё узнать!» — с такой генетической программой появляется на свет человеческое существо. Казалось бы, задача родителей и воспитателей элементарна — создать условия для реализации этой программы. И если для развития таких сторон интеллекта, как восприятие, память, внимание, мышление, психологи и педагоги придумали массу занятий и игр, то для основы всего — желания познать — важен один-единственный девиз: «Взрослый, не убий!»
Затормозить мышление и познавательную активность годовалого малыша можно, ограничив его поле деятельности с помощью манежа или бесчисленных «нельзя», а также отгородив от суровой действительности гиперопекой. Ребенок вырвался из кроватки, манежа на просторы своего жилья. Даже если оно вовсе не просторное, оно совершенно не познано, не обследовано, не ощупано! Какие там пищалки и погремушки, у них каждый миллиметр изучен и облизан, и новые игрушки мало отличаются от старых! То ли дело вот эта блестящая кастрюлька! Или необыкновенная пластиковая терка! Мамины флакончики с лаком и духами! Папины инструменты! Дайте, скорее дайте всё это богатство сюда!
Заполучив в свои руки новую вещь, наш исследователь не столько играет ею, сколько именно обследует. Осматривает, ощупывает, облизывает, трясет, стучит, пытается открыть, кидает, толкает, пытается катить, поставить на другой предмет. Психологи насчитали до 64 манипуляций, которые производят малыши с незнакомыми предметами! Вам эти действия кажутся бессмысленными? «Чем бы дитя ни тешилось!» — вздохнете вы. Но в детской головке в это время происходит напряженный мыслительный процесс!
Разнообразно действуя с предметами, наш человечек делает первые умозаключения, обобщения, познает различные свойства материалов и предметов разных форм. Ведь и мы с вами когда-то не знали, что круглые предметы катятся, но никак не ставятся друг на друга, а квадратные — наоборот, ставятся, но не катятся, что металл холодный и тяжелый, а дерево — теплое и легкое, что бумага при падении не стучит, но шуршит и мнется, а в полотенце совершенно бесшумно можно завернуть все, что угодно! Ну как можно умнеть и развиваться дальше, не усвоив этих основ мироустройства!
Совершенно завораживает и интригует на многие месяцы малышей вода! Они ее шлепают, ловят в мыльницу, в руку, переливают в кружечку, многократно и безуспешно хватают ее пятерней, щепотью. И уже повзрослев, овладев фразовой речью, спросят, наконец: Почему вода не ущипнается? И действительно: ну почему ее не ущипнешь?
Так в ежедневной бурной деятельности и тренирует наш малыш свое внимание, память, мышление. Стремясь посодействовать развитию его интеллекта, по возможности, показывайте, какой предмет для чего предназначен, как им пользоваться, и не старайтесь облегчить его жизнь, а попробуйте усложнить в разумных пределах. Ставьте и кладите на его пути посильные препятствия, учите доставать игрушки с помощью палки или подставив стульчик. Наберитесь терпения и позвольте малышу овладеть самостоятельной едой и раздеванием, а позже — одеванием. Эти навыки самообслуживания тоже требуют от малыша активной мыслительной деятельности.
Между годом и полутора у ребенка формируется чисто человеческое умение использовать различные предметы для достижения своей цели: ложки, чтобы поесть, палки, чтобы достать игрушку, веревки, чтобы катить машинку, черпачка, чтобы выловить плавающие игрушки.
Сюда же относится изобразительная деятельность, к которой самое время приступить. Как известно, рисовать можно карандашами, фломастерами, красками, восковыми мелками. Все эти предметы требуют разного обращения: карандаш, например, самого сильного нажима и, соответственно, самого сильного хвата, кисточка, наоборот, находится в расслабленной руке и требует легкого прикосновения к бумаге. Некоторые педагоги рекомендуют первым делом давать малышу кисточку, чтобы детская ручонка привыкла держать ее (а потом и карандаш, ручку) легко, без напряжения и действовать без сильного нажима. Возможно, однако, вы решите, что с кисточкой много хлопот и грязи.
В таком случае можно начать с фломастера, он тоже без особых усилий оставляет яркий след.
С чего бы вы ни начали, со временем детская рука должна освоить и карандаш, и мелок, и кисточку, и обычную шариковую ручку. Важно с первого же дня проследить за тем, чтобы ребенок взял свой инструмент не в кулачок, а сразу правильно: тремя пальчиками в щепоть. При необходимости первые дни держите его ручку в своей, малыш привыкнет к правильной хватке.
Если все же он упорно перекладывает карандаш в кулачок, подыщите для него коротенький огрызок или обломок мелка, которыми просто невозможно действовать, держа в кулаке. Волей-неволей придется брать пальцами.
Если вашему малышу немного больше года, и вы хотите попробовать обучить его грамоте, вам следует начинать по методике, описанной в предыдущей статье. (Развитие ребенка. От десяти месяцев до года)
Если же вы уже занимались с ним несколько месяцев, малыш, вероятно, пытается иногда произнести то, что видит на карточке (кстати, развивая свой артикуляционный аппарат), по вашей просьбе находит ту или иную карточку. Не забывайте выражать бурную радость по поводу его успехов, не делайте вид, что нет ничего особенного в том, чтобы в годовалом возрасте узнавать некоторые буквы.
Что касается обучения счету, вам, конечно, нетрудно выучить с малышом, познающим родной язык, первые порядковые числительные. Только к математике это не имеет никакого отношения. При обучении счету важно, чтобы ребенок понял, что каждое числительное — не просто слово, а обозначение определенного количества предметов. Поэтому со счетом лучше никуда не спешить и оперировать понятиями один, два и много до тех пор, пока вы не заметите, что ребенок сам в своей речи использует их, и использует правильно, в соответствующей ситуации. Только после этого из понятия много можно будет вынуть очередное числительное три.
Развиваем речь
Ваше общение с крохой из чисто эмоционального в прошлом году теперь с каждым месяцем становится все более осмысленным. Вы активно и целенаправленно используете в повседневном общении речь, и малышу все больше открывается смысл часто слышимых слов.
Пока что дитя в периоде пассивного накопления слов, и его собственная речь развивается не слишком быстро.
Все же репертуар медленно, но верно расширяется, и родителей это несказанно радует. Зачастую только они и понимают своего человечка, настолько искажены первые слова. У малыша проблемы не только с выговариванием многих звуков, но и с тем, чтобы хорошенько расслышать каждое слово — для его неопытного восприятия мы слишком быстро говорим. Так же сложно нам бывает понять иностранцев, если мы не в совершенстве знаем их язык. Не случайно интуиция нам подсказывает, обучая малыша, произносить слова четко, медленно, по слогам.
У педагогов существуют разные мнения насчет того, стоит ли употреблять в общении с ребенком упрощенные детские словечки вроде ням-ням, кака, бо-бо и другие. Некоторые считают, что эти слова помогают ребенку раньше понять, что у каждого явления есть свое название и начать их использовать, развивая свою артикуляцию и начиная общаться с помощью пусть таких простеньких, но слов. Другие полагают, что ребенку сразу нужно предъявлять правильное название.
В любом случае, раньше или позже, но все дети отказываются от младенческих слов-заменителей и начинают говорить настолько правильно, насколько правильно говорят их родители.
Нередко детишки и сами придумывают собственные словечки и сочетания звуков, зачастую одним и тем же словом обозначают несколько явлений. Самое главное, что малыш начал использовать для общения речь сам и все лучше понимает нас. От года до полутора количество слов, произносимых малышом, увеличится в несколько раз, гораздо больше увеличится количество понимаемых слов.
Иногда может показаться, что речевое развитие вроде бы приостановилось, потом может произойти скачок. Речь у детей развивается по-разному, и по словарному запасу не всегда можно судить об общем интеллектуальном развитии малыша. Тут важнее, когда он соединит в маленькое предложение хотя бы пару слов.
Отлично, если это случится в полтора года, ничего страшного, если несколькими месяцами позже.
Разумеется, в ваших силах посодействовать речевому продвижению малыша. Так же, как в конце первого года жизни, разговаривайте с ним, не спеша и членораздельно повторяйте наиболее употребимые слова. Наряду с вопросом Где? (часы, носик, животик) все чаще используем просьбу Дай мне или Принеси. Пусть, кроме предметов и игрушек, приносит буквы и слоги.
И, конечно, не забывайте про любимые всеми поколениями «Сороку», «Ладушки», «Пальчик-мальчик, где ты был?». Вероятно, ваш малыш не только правильно и с радостью выполняет движения ручонкой, но и повторяет за вами отдельные слова, как и слова любимых, часто слышимых стишков и потешек.
Учимся играть
Казалось бы, уж чему-чему, а игре дети учатся и без нас, играют целыми днями и в руководстве сильно не нуждаются. Но представьте себе, что делал бы ваш малыш, например, с машинкой, если бы вы просто отдали ему игрушку, не показав, как ею можно играть.
Он делал бы с ней то же самое, что с любым другим новым предметом: постучал, пососал, ощупал, рассмотрел и... откинул в сторону. Та же участь постигла бы собранную пирамидку или матрешку.
Надо признать, что игровые действия малыша, полностью предоставленного самому себе, весьма примитивны и однообразны. Да и заскучает ребенок без вас.
Немного поиграв самостоятельно, начнет искать общества взрослых. Тут уж выбирайте: или он с вами «поработает», или вы с ним поиграете.
Если вы в детстве умели увлеченно и самозабвенно играть, то сейчас, оказываясь среди игрушек своего малыша, вы, скорее всего, почувствуете, что снова «впадаете в детство», в то дивное состояние вдохновенной игры, которое когда-то делало каждого из нас счастливым и осталось где-то в глубине души навсегда. И хотя вы теперь человек занятой, не гоните от себя это детское чувство радости, пусть игра с ребенком для вас станет одним из видов отдыха от трудов праведных!
Ваш малыш приближается к тому возрасту, когда он переходит от самостоятельного манипулирования предметами и игрушками к подражанию взрослым в своих действиях с ними. Значит, участвуя в вашей игре, он научится не только ставить кубики один на другой и строить башенку, но и приставлять один к другому, чтобы получился поезд, грузить их на машинку. Вы покажете дочке (да и сыну тоже), как покачать лялю, укрыть ее одеяльцем, напоить из кружечки. Ваше участие не только придаст игре осмысленность, но и позволит малышу почувствовать, что вам нравится его общество, что вы любите его.
Совершенно не надо разворачивать перед полуторагодовалым чадом длинные игровые сюжеты. Просто подайте идею: надень кукле шапочку, кукла гулять будет, свари зайке кашку, повози кису в машинке. День за днем малыш будет усваивать и развивать ваши идеи в своей игре. И в будущем вам не придется огорченно разводить руками: игрушек море, а ребенок ими не играет...
Развитию игры способствует и подбор игрушек. Чем покупать три разные куклы, лучше купить одну, но снабдить постелькой и посудкой. Дети до полутора лет пока не играют в полном смысле этого слова. Если малышка баюкает куклу, то она пока не считает ее своей дочкой, а просто повторяет действия, которым вы ее научили. Если малыш везет машинку, он не чувствует себя шофером, а смотрит, как она катится, ставя кубик на кубик, не строит дом, а смотрит, устоит постройка или упадет, и только ваша подсказка помогает ему увидеть в ней домик.
Ваш ребенок научился надевать кольца от пирамидки на стержень, скорее всего, этот процесс его увлекает, и он частенько занимается этой игрушкой. Он, без сомнения, замечает, что кольца на пирамидке разного размера, но не придает этому значения. Купив две-три одинаковых пирамидки и отобрав только самые большие и самые маленькие кольца (всего два размера), доступно объясним малышу, что в пирамидке нужно надевать кольца по размеру.
Сложив в кучку большие и маленькие кольца и взяв два стержня, собираем сначала пирамидку из одних больших колец. Берем большое кольцо, накладываем на него маленькое и говорим малышу: Это большое колечко, а это — маленькое. Надень большое колечко. Подаем стержень — Возьми еще большое колечко, надень. Если малыш сам не берет, подадим ему большое кольцо.
Когда получится пирамидка из двух-трех больших колец, прокомментируем: Вот какую пирамидку мы собрали, большую. Таким же образом собираем пирамидку из маленьких колец. Поставив пирамидки рядом и полюбовавшись ими, комментируем: У этой пирамидки большие колечки, у этой — маленькие.
В следующий раз соберем на один стержень сначала большие кольца, потом сверху маленькие. Снова комментируем, прикасаясь пальцами: Здесь большие колечки, здесь маленькие колечки. Красивая пирамидка.
В тот день, когда малыш сам правильно соберет пирамидку из колец двух размеров, воскликнем: Ура! Молодец! и подкинем его под потолок. Через пару недель попробуем добавить кольцо среднего размера и будем собирать с комментарием: Большое колечко, колечко поменьше, маленькое колечко. Обычно предметы трех разных размеров дети начинают раскладывать по порядку после полутора лет.
Знакомство с формами предметов и их свойствами начинается с игр с мячами, с деталями строительного материала. Естественно, малышу незнакомы термины шар, прямоугольная призма, треугольная призма, но к полутора годам он прекрасно отличает пластмассовые и деревянные шарики от кубиков, «кирпичиков» и «крыш», а это — главное.
Строительным материалом, наверное, играете пока больше вы: ваше дело — строить, дело малыша — вдохновенно ломать. Впрочем, иногда и он пытается поставить деталь на деталь, проверяя устойчивость конструкции.
Поскольку детские ручонки еще неловки и постройки ненадежны, лучше строить из крупных блоков, они более устойчивы. Все же для развития точности движений руки нужен мелкий строительный материал, детали которого малыш берет двумя-тремя пальчиками. Мелкие кубики и кирпичики нужно доставать время от времени, пару раз в неделю, и после игры убирать.
Что касается хранения игрушек, то не дело, если все они безликим хламом валяются в одной коробке. Из одного угла торчат Лялины ноги, из другого — колеса машинки... Куклы, мишки и даже машины для ребенка — почти одушевленные предметы, товарищи по игре. И уважая ребенка, мы уважаем мир его игрушек и учим этому уважению его самого.
Куклы и мягкие игрушки рассадим на полке или на полу на коврике. Постельку, посудку, сложенные в коробочки, поставим неподалеку. Для машинок придумаем какой-нибудь гараж, хоть вырезанный из коробки, или подберем место для «автопарка». Возможно, у вас столько игрушек, что, если все разложить подобным образом, то и для самого игрока места не останется. Значит, нужно часть убрать подальше и время от времени менять одни на другие.
Пока что наш малыш совершенно не оценит такой порядок. Он запросто подойдет и несколькими движениями руки разметет наш автопарк или кукольную гостиную. Поэтому желательно, чтобы доступны ему были пока что лишь несколько любимых игрушек, а остальные стояли на виду, но где-то повыше. Каждый раз, заканчивая игру, вы вместе с малышом (то есть с ним на руках) убираете игрушки, комментируя свои действия: «Лялю посадим сюда, матрешку поставим на место...»
Если вы будете делать это регулярно, спокойно и доброжелательно, доля участия ребенка в этом процессе постепенно будет увеличиваться. В довольно отдаленном будущем ваше чадо будет относиться к уборке игрушек как к чему-то привычному и естественному, ведь всем своим действиям он учится у вас.
Некоторые игрушки, впрочем, можно держать и в больших коробках. В одной, например, весь строительный материал, кроме мелкого. В другой — «остатки» после первого года жизни, от которых наше дитя пока что тоже не отказывается: полюбившиеся погремушки, пищалки, кнопочные звуковые игрушки. Малыши любят порыться в своих старых запасах.
Вы замечаете, как постепенно исчезает случайность в выборе игрушек и способов игры. Методом проб и ошибок, где-то с вашей помощью, ребенок установил, какой игрушкой как целесообразнее играть, и к полутора годам его действия становятся больше похожи на игру, чем на манипуляции исследователя.
Уже довольно неплохо освоив ходьбу, наш бегунок все больше входит во вкус. Все жизненное пространство становится пространством игровым. Руки (ура!) свободны от балансирования при ходьбе, поэтому мы что- нибудь берем и куда-нибудь несем (и не только игрушки).
Во-первых, для игры сгодится любая вещичка, во-вторых, если вещичка большая, надо проверить, хватит ли сил, чтобы поднять ее и нести!
Взрослые, внимание! Начинается эпоха пропаж!
Вот они, папины ключики от гаража. Отлично звенят! Если кинуть за диван, звякнут громко! Дедушкин тапочек... Не звенит, не гремит, и вообще, давно знаком. Пусть под телевизором валяется, не понесу дальше... Мамина пудреница! Красивая! В руки возьму, буду носить и никому не отдам!
Дальше совершенствуем общие движения, ходьбу и переходим на бег (пока трусцой), тоже играючи. В этом нам помогают машинки, каталки, мячи разных размеров, которые мы любим оттолкнуть или бросить и догонять.
Но лучше всего учиться ходить и бегать со взрослыми, конечно. С ними так весело играть в «Догоню, догоню!», перешагивать через палки, подползать
под табуретки, кидать и ловить мячи!
Малыши проявляют чудеса усидчивости и сосредоточенности, наполняя пустые емкости (коробки, ведерки), а после — опустошая их, перекладывая мелочь из одной емкости в другую. Природа будто сама позаботилась о развитии мелких мышц рук, ведь в ближайшее время активно заработает речевой центр, а он связан с развитием пальчиков. Обеспечим же малыша емкостями разных форм и размеров (при вынимании предметов они потребуют разных движений руками), желательно с подходящими по форме и размеру крышками. Дадим достаточное количество мелких кубиков, крупных деталей мозаики, шарики для пинг-понга, мелкие баночки от лекарств, пусть перекладывает в свое удовольствие!
Поскольку малыш любит пропихивать в маленькие отверстия мелкие предметы, дадим ему пластиковую бутылку — пусть сделает себе погремушку, кинув туда несколько горошин (следим, чтобы не взял их в рот) или карандаши, счетные палочки (уж их-то точно не проглотит!). Во время обеда можно порезать мякиш хлеба на мелкие кубики и по несколько штук выкладывать на детский столик. И есть веселей, и брать их приходится двумя пальчиками. С более твердыми продуктами так поступать не стоит — малыш может кусочек вдохнуть или им подавиться.
Игрушка в виде коробки с прорезями, куда нужно бросать различные предметы, развивает не только точность движений руки, но и мышление, восприятие формы предмета. Правда, фигурки и, соответственно, прорези делают зачастую слишком сложными. Следует найти или прорезать в крышке обычной коробки самим такую, чтобы прорези были для начала круглые разных размеров и квадратные, по размеру тех шариков и кубиков, которые есть в доме. Процесс исчезновения предметов в прорезях завораживает малыша снова и снова! Помогают знакомству с формой и размером
матрешки и полые фигурки-вкладыши.
Ведерки в вашей игротеке, видимо, уже есть. Самое время добавить к ним совочки, лопатки, грабельки, формочки. Свойства песка и снега — достойный объект внимания и полуторагодовалого малыша, и младшего школьника. Покажите на первых порах, как обращаться с этими материалами, и потом в течение многих лет ваш ребенок в самозабвенном строительстве песочных замков, городов, подземных дорог будет развивать свои пальцы, мышление и воображение. Само собой разумеется, что игрушки для уличных игр лежат отдельно от всех остальных, несмотря на то, что после каждой прогулки вы их (с участием малыша, конечно) тщательно моете.
Детская литература
Стараемся каждый день выкраивать несколько минут для чтения. Обычно это время перед сном, когда ребенок не увлечен игрой и спокоен. Говорить о полноценном чтении для годовалого ребенка, конечно, рановато.
Так и хочется слово «чтение» взять в кавычки.
Но несколько книжек все же должны присутствовать в вашей с малышом жизни. Во-первых, картинки — отличный помощник в занятиях по развитию речи, в формировании устойчивости внимания малыша.
Вероятно, без лишних поучений каждая мама, открыв книжку, начнет рассказывать ребенку, кто нарисован на картинке, как он мяукает, лает или пищит, где у него глазки, ушки, хвостик. Это обогащает пассивный словарь малыша и приближает тот момент, когда он сам произнесет сказанные вами слова.
Может быть, вы удивитесь, но рассматривание картинок — неплохой повод для развития пальчиков и общих движений. Обнаружив на картинке зайчика, обратите внимание ребенка на его ушки, а потом покажите их сами, сжав кулак и выставив указательный и средний пальцы. А потом научите ребенка, как показывать пальчиками ушки зайчика. Сначала получится непохоже, но это неважно. Важно, что пальчики упражняются. Как зайчик прыгает? Прыг, прыг, — прыгаете вы полусогнутыми пальцами по столу. Пусть «попрыгают» и детские пальчики. А потом предложите малышу:
Попрыгай сам, как зайчик! Вам обоим весело, вы позанимались и поиграли, у маленького ученика сложилось впечатление, что книжка — это интересно. Пальчики могут не только «прыгать» по книжке, но и «ходить» (указательный и средний), обводить (сначала с вашей помощью, а потом и самостоятельно) тучки, цветочки и солнышки, проводить по дорожкам и ручейкам, «клевать» вместе с птичками. И пусть вначале пальчики связанные, движения неуклюжие! Главное, что мы учимся, двигаемся!
Не огорчайтесь, если малыш не осилит сразу всю книжку, этому возрасту не свойственна усидчивость.
Скорее всего, одной-двух картинок для таких занятий вполне достаточно.
Что же касается собственно чтения, то в этом возрасте лучше не читать, глядя в книгу, а рассказывать, глядя на малыша, эмоционально и выразительно, сопровождая чтение соответствующими движениями, возгласами, хлопками. Не так уж сложны сюжеты стишков и потешек для годовалых детей, чтобы не запомнить и не изобразить их.
Пока что вам достаточно иметь 4—6 книжек: 2—3 картонные, с которыми ребенок иногда может действовать самостоятельно, остальные могут быть тонкими.
Их мы ребенку читаем и позволяем рассматривать, удерживая в своих руках. Если малыш просит, мы даем ему и тонкую книжечку, но предупреждаем: Не рви, нельзя! И пресекаем любые его небрежные действия.
Есть, конечно, маленькие умельцы, способные быстренько «распотрошить» и изгрызть плотные страницы картонных книг. Думается, они так поступают до тех пор, пока книга для них — очередной «новый предмет», который они изучают с помощью своих многочисленных манипуляций. Когда они этот предмет изучат и до них дойдет его предназначение, эти растерзания прекратятся.
Есть, впрочем, аккуратисты, которым в полтора года можно доверить книжку с тонкими листами.
В любом случае, настойчиво внушаем малышу мысль, что мы даем ему книжку или игрушку не для того, чтобы он ее портил. Хотя, видимо, для него пока недоступен сам смысл понятия «испортить вещь».
Сейчас в магазинах много книжек-игрушек, которые адресованы именно этому возрасту — самым маленьким.
Встроенная в книжку игрушка помогает привлечь внимание малыша к самой странице, становится дополнительной иллюстрацией к малопонятному пока что содержанию. Однако эта простенькая игрушка, как и любая другая, быстро приедается и перестает выполнять свою функцию. В итоге книжка-игрушка становится обычной книжкой.
Да и не должна быть книжка игрушкой. Ее достают с полки только полистать, почитать, потом убирают на место. Книгам не следует лежать вперемешку с игрушками.
Итоги
Достижения полуторагодовалого человечка столь многочисленны, что, не останавливаясь на особенностях физического развития, поговорим о развитии психическом.
Его умственное развитие проходит под влиянием активной предметной деятельности. Изучая окружающие предметы, и их свойства, малыш довольно долго может заниматься одним делом, совершенствуя устойчивость своего внимания. Впрочем, внимание пока непроизвольно, а если ребенка отвлечь (что очень легко сделать), он полностью переключится на новый объект и забудет о старом.
В изучении предметов у малыша активно формируется восприятие их размера и формы, поскольку от этих признаков зависит характер манипуляций с ними (можно ли их катать, ставить друг на друга, охватить рукой и вообще, сдвинуть с места). Играя крупным и мелким строительным материалом, собирая пирамидки из колец двух размеров, имея дело с вкладышами разных размеров, ребенок демонстрирует способность к элементарному обобщению по одному признаку — размеру.
Осваивая игры с «почтовым ящиком» — коробкой с фигурными прорезями в крышке, подбирая крышки к коробкам разной формы, он ориентируется на другой признак — форму предметов. Таким образом, на основе чувственного восприятия к полутора годам у ребенка формируются элементарные мыслительные операции.
Малыш восемнадцати месяцев хорошо ориентируется в пространстве своей комнаты, знает, где можно найти многие из интересующих его предметов. Знает он и то, что некоторые предметы ему брать запрещено. Как воспитать в ребенке гения
Однако чаще всего он не в силах противостоять искушению завладеть запретной вещью, поэтому гораздо разумней и рациональней сделать такие предметы недоступными для ребенка.
Некоторые детишки в этом возрасте начинают употреблять предложения из двух слов, большинство из них называют некоторые предметы и действия, используя, наряду с правильными названиями, облегченные варианты.
Все малыши понимают намного больше слов, чем используют в собственной речи.
В действиях с игрушками, наряду с манипуляциями, можно заметить элементы игровой деятельности, которым научили малыша взрослые. Эти действия пока не переходят с игрушки на игрушку, то есть если вы с ребенком кормили мишку, он не будет по своей инициативе кормить и зайку: этому он еще не научен.