Развитие ребенка. От полутора лет до двух
Мы помним, как жадно наш годовалый малыш изучал всеми органами чувств все, что попадало в поле его зрения. Прелесть этого возраста заключается в том, что ребенок способен сам найти себе занятие и никогда не скучает. Но вот маленькая головка, как чудесная меленка, перемолола и разложила по полочкам все впечатления, которые можно получить в стенах родного дома. В привычной обстановке, среди игрушек все чаще одолевает скука, давно знакомая игра с давно знакомыми предметами начинается и затухает.
Интеллект просит новой пищи, и ребенка все больше интересует мир за стенами дома. Естественно, нашего исследователя по-прежнему тянет все незнакомое ощупать и попробовать на вкус, именно поэтому он обрывает листья и цветы, собирает с земли «всякую гадость». Однако подъемный кран, дворовую собаку и многое-многое другое не ощупаешь и не оближешь.
Наряду с предметной деятельностью, «думанием руками», все большую роль играет визуальное наблюдение, «думание глазами», причем свои исследовательские манипуляции дети обычно производят самостоятельно, а к наблюдениям зачастую привлекают взрослых: Смотри!
Как завороженный, он наблюдает за движением машин на улице, играми старших детей, жизнью домашних животных.
Ближе к двум годам малыш пытается воспроизвести в своем игровом уголке действия, «подсмотренные» у старших детей и у взрослых. Ему уже можно и не подсказывать: Нагрузи машину, Покорми куклу. Он по своей инициативе будет целый день стучать молотком, как это делал вчера папа, нежно поцелует, укладывая спать, свою куколку или отшлепает ее за пролитый кисель, как это делает с ним иногда мама, то есть ребенок воспринимает не только то, чему его учат, но и учится сам, наблюдая за окружающими людьми.
Стоит ли говорить, что игра, повседневная бытовая жизнь, прогулки, общение со взрослыми — все это ежеминутно влияет на интеллектуальное развитие малыша.
Разумеется, есть некоторые нюансы в организации деятельности ребенка, которые позволяют более эффективно развивать его ум, но в общем и целом — чем разнообразнее впечатления малыша, тем больше стимулов получает его мозг. «Скука — мать пороков», — подметил наш народ. Организовать жизнь ребенка так, чтобы он проводил время (и играл в том числе) с пользой, и есть главная забота воспитывающих его взрослых.
Об интеллекте
В конце второго года жизни происходит резкий скачок в развитии речи ребенка, его словарный запас увеличивается за шесть месяцев в десять раз! Это резко расширяет возможности влиять на мыслительные процессы малыша, делает ваше общество более интересным и для ребенка, и для вас. Теперь мы можем сказать ему: Помнишь, мы на улице киску кормили? Покорми теперь свою, игрушечную, и тем самым активизируем память ребенка, закрепим впечатления дня. Мы можем, взяв в руки плоскую фигуру или картинку, попросить малыша найти среди других такую же, обучая его различать фигуры, цвета и обобщать явления.
Пришло время упорядочить первые впечатления о форме и размере предметов, которые наш исследователь получил в процессе изучения окружающих его вещей и игрушек. Пора обратить его внимание на то, что все предметы вокруг окрашены в тот или иной цвет.
Зрительно воспринимая цвета с первых месяцев жизни, маленькие дети обычно просто не придают им значение.
Ребенок уже играл маленькими предметами, которые приходилось брать двумя пальчиками, и сталкивался с такими, которые не мог ни обхватить руками, ни сдвинуть с места. В его игровом уголке есть куклы, машины, строительный материал разных размеров, в вашей прихожей стоят большие папины ботинки и маленькие детские, в квартире есть большая постель для взрослых и маленькая — для ребенка. Наша задача — обратить на все это внимание малыша, продолжить знакомство с терминами «большой», «маленький», научить сравнивать предметы, прикладывая их друг к другу. Пусть он убедится, что на большую куклу не натянешь платье с куколки маленькой, что на маленький кубик не поставишь большой, что папа не может сесть на детский стульчик, а ребенок — на кукольный.
То есть, приобретая жизненный опыт, ребенок вынужден все чаще соотносить величины разных предметов. Взрослым остается только словесно оформить, прокомментировать этот процесс.
Разницу между кубиком, шариком и кирпичиком, то есть между предметами разной формы, наш умник тоже давно заметил, поскольку не действует с мячиком и кубиком одинаково. Ваша задача — облечь эти представления в слова: круглый, квадратный — и почаще использовать эти термины.
Мячик круглый, тарелка круглая (и обводим детским пальчиком по окружности). Яблоко большое и круглое, вишенка маленькая и круглая. Кубик — квадратный (и обводим пальчиком, останавливаясь на углах), салфетка на столе квадратная, стол большой, квадратный. В общем, по ходу дела, в разных обстоятельствах обращаем внимание ребенка на размеры и форму предметов, при необходимости очерчивая рукой круг или квадрат.
Ближе к двум годам начинаем игры на знакомство с размером, цветом, формой, развитие мышления. Это именно игры, и совершенно не следует ребенка усаживать за стол и требовать, чтобы он «сидел спокойно», «слушал внимательно». Вы можете играть на полу или диване, посадить ребенка на коврик, себе на колени, позволить заниматься стоя или двигаясь, как угодно. Играем несколько минут, не больше пяти, и стараемся прекратить игру раньше, чем малышу захочется повернуться и уйти. Играем каждый день, а иногда пару раз в неделю. А впрочем, по желанию, только не по принуждению!
Для усвоения понятий большой — маленький активно используем бытовые ситуации: наливаем папе суп в большую тарелку, а ребенку — в маленькую, для большой машины строим большой гараж, а для маленькой — маленький. Эти факты проговариваем.
Но для работы с формой и цветом (заодно и с размером) нужны наборы основных геометрических фигур двух размеров и четырех цветов. Берем цветной картон, желательно двусторонний, желтого, красного, синего и зеленого цветов, и вырезаем по пять кругов, квадратов и равнобедренных треугольников, размером 9-10 сантиметров и по пять штук тех же фигур размером 4 -5 сантиметров.
Итак, приступим к играм на форму и размер.
1. Перед вами большие и маленькие круги и квадраты, все одного цвета. Вы говорите малышу: Возьми большой круг, положи сюда (справа, например). Имеется в виду, что вы его уже знакомили с названиями фигур, обводя их пальчиком. Если он справляется, непременно
хвалите, если ошибается, спокойно говорите: Вот он, большой круг — и сами кладете его на место. Дальше объясняете: Это — круглый домик, здесь живут кружочки. Кладете кружочки на большой круг. Все то же самое проделываете с квадратами.
Дальше. Дети вышли гулять, стали баловаться, — выкладываете кружочки и квадратики между их «домиками» и перемешиваете. — Но тут круглая мама кричит в окошко: «Дети! Дети! Домой!». Отведи кружочки в круглый домик.
Если малыш справляется, одобряете его, если нет, спокойно показываете ему, как надо сделать. После этого нужно отвести домой квадратики.
2. Просите у ребенка большой квадрат и берете сами три маленьких, если он может отсчитать три штуки, пусть возьмет их сам. Складываете маленькие на большом в стопку. На большом круге кладете в стопку два кружочка и один квадратик. Рассказываете: Квадратная мама укладывает деток спать. Берете квадратики и выкладываете их на квадрате в ряд. А круглая мама смотрит: среди ее детей чужой ребенок! Уложи круглых деток спать, а чужого — отведи домой. Отдаете малышу кружочки и квадратик. Пусть разложит их в круглые и квадратные дома, как положено.
3. Берете два больших квадрата и кладете один над другим (два этажа), сверху — треугольник (крыша) и говорите: Я строю дом. У него — квадратные окна. Кладете по квадратику на большие квадраты. Строите второй дом, говорите: Это твой домик. Сделай ему такие же окна. Неважно, насколько ровно и красиво ваш ученик кладет квадратики. Нужно, чтобы он выбрал не круги. Если он ошибся, спокойно, без тени досады говорите:
Вот они, квадратные окошки. И сами кладете их на домик малыша.
4. Берете два больших треугольника, кладете их рядом «вверх ногами», вершинами вниз. Между ними ставите на основание, вершиной вверх, третий треугольник. Получается кораблик. Делаете кораблику круглое окошко. Строите то же самое для ребенка, просите его сделать круглое окошко.
Вполне уместно в этих играх применять счет, расставляя фигуры. В процессе игры следует дать ребенку понять, что значат слова такая же фигура, одинаковая, другая. Комментируйте свои действия словами: Беру квадратик, беру такую же фигуру, у меня две одинаковые фигуры, теперь беру другую фигуру, кружочек.
Нам пригодятся эти понятия в следующих играх, на обобщение и на узнавание цветов.
Игры на обобщение у нас пока просты, но их можно разнообразить до бесконечности. Берете 3 - 4 квадрата (круга, треугольника) и одну «другую» фигуру, говорите: Все фигуры одинаковые, а одна — другая. Дай мне (возьми себе) другую. Вместо плоских фигур можно брать детали конструктора (несколько кирпичиков и кубик), игрушки (три машинки и кукла), посуду (четыре большие ложки и одна маленькая) и так далее, фантазируйте до бесконечности. Главное, чтобы ребенок понял, что обобщает одинаковые предметы и заметил, что один из предметов чем-то отличается от остальных одинаковых. Если на первых порах у него не получается, проведите этот анализ сами, рассуждая вслух. Делайте так до тех пор, пока малыш не научится. Когда ребенок начнет легко справляться с играми в круги и квадраты, можно ввести треугольники и играть в описанные игры с участием треугольных «домиков» и «деток», в фигурки «такие же и другие».
Если приведенные игры хорошо освоены, несколько усложняем их, предлагая ребенку наложить знакомую фигуру на ее нарисованный контур. Легче всего накладывать круги, поэтому начнем с них. Игры аналогичны прежним. Берете чистый лист бумаги, простой карандаш или ручку и обводите три больших треугольника, изображая кораблик и маленький кружок на месте окошка. После этого, выложив перед ребенком круги, квадраты и треугольники, большие и маленькие, но все одного цвета, предлагаете ребенку закрыть окошко нужной фигуркой. Если малыш пытается закрыть неподходящей фигурой (по размеру или по форме), говорите: Эта не подходит, попробуй другую. Желательно, чтобы ребенок путем наложения сам подобрал нужную. Если уж совсем никак, подскажите словами, но не действием: Окошко маленькое, круглое. Обведите большой круг, над ним — маленький: сделайте неваляшку, пусть малыш положит сверху цветные круги. Обводите на бумаге большой круг, говорите: Вот круглый домик (или просто домик, если ребенок уже хорошо определяет форму). Внутри большого обводите два маленьких, это кроватки для круглых деток.
Предлагаете малышу, перед которым все фигурки двух размеров, одного цвета, принести деток домой и уложить в кроватки. Научите малыша накладывать фигурки на контуры точно, аккуратненько.
Поскольку квадраты и треугольники — фигуры с углами, их накладывать сложнее. Человеку нужно время, чтобы понять, что уголок надо накладывать на нарисованный уголок. Не сердитесь на него, если он сделал несколько попыток, и все неудачные, каждый раз доброжелательно поправляйте.
Для наложения рисуем домик (из большого квадрата и треугольника), двухэтажный домик (из двух квадратов и треугольника, обводим квадратики-окошки) и накладываем только окошки. Накладываем треугольники на нарисованный кораблик, на елочку из двух-трех треугольников. Изобразите вагончик из двух квадратов и кружочков-колесиков, конструируйте все, что можете придумать из этих трех фигур. Для наложения каждый раз ребенок выбирает нужные фигурки из всех, обоих размеров, но одного цвета.
Можете просто нарисовать в ряд несколько разных фигур разных размеров (штук пять-шесть) и предложить малышу закрыть их вырезанными фигурками.
Обычно сам процесс раскладывания фигурок, картинок увлекает и совсем маленьких детей, и дошколят.
Воспользуйтесь этим и купите детское лото с картинками.
Поскольку ребенок около двух лет не в состоянии понять правила игры и тем более придерживаться их, возьмите одну большую карточку и те маленькие, которые есть на выбранной большой. Взяв одну из маленьких, предложите ребенку найти такую же на большой и закрыть ее. Если он затрудняется, попробуйте помочь ему, используя наводящие вопросы: Что это? (на карточке) — Домик. Поищи такой же. Это домик? Нет. Поищи домик. Если это занятие малышу быстро надоедает, закрывайте поначалу только одну строчку.
Если все хорошо, ребенок справляется и увлекается игрой, добавьте маленьких карточек, пусть их будет больше, чем необходимо, чтобы закрыть все картинки на большой. Эта игра не только учит сопоставлять два изображения между собой, но и развивать память, внимание, а если вы находите повод обсудить изображение на карточке, то способствуете и развитию речи. Игра, даже если она малышу очень нравится, не должна продолжаться более трех-пяти минут.
Можно начинать знакомство и с цветами. Для начала не так важно, чтобы ребенок запомнил название цвета, как важно, чтобы он умел различить два цвета.
Однако по ходу занятий мы называем цвет, с которым имеем дело. Постепенно это название запомнится само собой.
Берем для начала два контрастных цвета, скажем, красный и зеленый. Выбираем одну из фигур, допустим, квадрат. Выкладываем на стол все маленькие квадратики, их двадцать: по пять четырех цветов. Вы берете большой красный квадратик и говорите малышу: Это красный дом. Потом берете большой зеленый квадрат и говорите: Это зеленый дом. Берете красный квадратик и говорите: Это красный квадратик. Я отведу его в красный дом (кладете на квадрат). Возьми такие же, красные квадратики, отведи их домой. Потом все то же самое делаете с зелеными квадратиками. Если занятие вызвало затруднение, повторите его через несколько дней, взяв фигурки только двух цветов. Можно, кстати, взять кубики нужных цветов, крупные детали мозаики, кольца от пирамидки и т. д. Когда занятие начнет получаться, усложните его: выложите перед малышом разные фигуры двух цветов. Чтобы не сбивать его с толку формой «домика», сложите, например, из красных и зеленых кирпичиков многоугольники.
Возможно, наличие и квадратов, и треугольников, и кругов в одной игре введет в замешательство маленького ученика. Он сложит в «домики» только круги. Не торопитесь вмешиваться, он заметит, что фигуры остались, и, возможно, сообразит, как с ними быть. Ну а если нет, покажите ему, что оставшиеся фигуры — тех же цветов и хотят в те же домики, что и разложенные.
Повседневная жизнь предоставляет массу возможностей обратить внимание ребенка на цвет предмета.
Не упускайте их, рассмотрите на прогулке зеленую травку, яркий цветок, обратите внимание ребенка на цвет проехавшей машины, не проходите мимо предметов того цвета, который вы уже показали малышу.
Все предложенные занятия являются простенькими и элементарными, но высшая математика, согласитесь, пока и не нужна нашим деткам. Но зато, занимаясь регулярно, вы не только дадите ребенку элементарные представления о величине, цвете и форме, но и поспособствуете развитию его усидчивости и памяти, научите более эффективно удерживать внимание на одном предмете и распределять его. И поверьте, если вы проводите занятия в радостной атмосфере, не затягиваете их, не давите на своего ученика, когда он заниматься не настроен, у него формируется интерес к учебе, закрепляется стремление каждый день узнавать что-то новое. А делать это с помощью любимых родителей радостно вдвойне!
Отличный повод поупражняться в различении цветов — занятия рисованием, которые вы уже начали с ребенком. Естественно, его каракули пока одноцветны.
После того, как он какие-то цвета узнал, давайте ему карандаши именно этих цветов. Порисуйте для ребенка, объясняя, что каждый предмет имеет свой цвет: травка всегда зеленая, цыпленочек — желтый, цветы бывают красные, синие, желтые. Рисование фломастерами и красками намного ярче и эффектнее. Рисование карандашами требует более сильного нажима, фломастерами — меньше, кисточкой с красками — самых легких и аккуратных действий, следовательно, и то, и другое, и третье по-своему развивает мелкую моторику и точность движения руки. На первых порах не рассчитывайте, что ребенок будет мыть кисточку и набирать разные краски. На одно занятие берете только один цвет и им работаете.
Можете для разнообразия высушить одну работу, и пусть малыш творит по ней другой краской. Можете внести в творчество свою лепту. Если с прошлого раза остался зеленый фон, поставьте рукой малыша красные точки: цветы, на синем (небе) нарисуйте другим цветом воздушные шарики. Фантазируйте вместе, и вы закончите занятие, довольные друг другом.
Знакомимся с грамотой
Если вы занимаетесь буквами, слогами уже около года, ваш ученик, возможно, созрел для того, чтобы показывать ему предложения из двух знакомых слов.
Конечно же, нужно брать слова, которые он уже понимает.
Это разнообразит ваши занятия и вызовет дополнительный интерес. Глен Доман, автор методики обучения детей с грудного возраста, убежден, что дети не любят, когда их экзаменуют с помощью прямых вопросов типа: Что здесь написано? Поэтому лучше выявлять знания ребенка с помощью игровых заданий.
Например, просите: Дай мне, пожалуйста, вот это (показываете карточку со словом). Или: Расставь карточки к игрушкам — мяч к мячику, кукла к кукле — и так далее. Или ведете куклу к столу и просите малыша дать карточки, где написано, что куколка поест: каша, хлеб, чай. Творите, придумывайте новые игровые ситуации.
Работа по усвоению новых карточек со словами продолжается в том же ритме. Поскольку у малыша полутора-двух лет много других интересных и важных дел, кроме обучения чтению, карточки следует показывать быстро, в течение считанных минут. Ошибочно думать, что если вы подержите слово перед глазами малыша подольше, он лучше его запомнит. Наоборот, он заскучает и отвлечется на что-нибудь другое. Только быстрая смена изображений поможет удержать внимание ребенка на несколько минут. Если же вы попытаетесь заставить его заниматься или, еще хуже, начнете ругать за то, что он отвлекся, вы рискуете вызвать у него отвращение и к учебе вообще. Бойтесь совершить эту непоправимую ошибку! Занятия могут и должны приносить удовольствие вам обоим. Если этого не получается, лучше отложите их на более старший возраст.
С помощью новых карточек вы можете закрепить основные знания по форме, цвету и размеру, показав, как пишутся новые термины. Обучение чтению используете и для развития речи, фиксируя на карточках новые слова из лексикона ребенка.
Если же вы до сих пор с малышом не занимались, еще не поздно начать обучение чтению по методике для детей первого года жизни. Но занятия должны быть короче и проходить быстрее, поскольку у вашего ребенка гораздо больше интересов, чем у младенца, едва научившегося сидеть.
Развитие речи
После полутора лет развитие активной речи ребенка делает резкий скачок. Он все охотней разговаривает, а ближе к двум годам начинает высказываться с помощью коротеньких предложений, пока игнорируя, впрочем, такие грамматические формы, как род, число и падеж, или часто ошибаясь в их употреблении. Нужно спокойно поправлять малыша, не акцентируя внимания на ошибках.
Радуясь развитию активной речи, по-прежнему стараемся пополнять и пассивный словарный запас малыша: слова, которые он понимает, но сам пока не произносит.
Если в изучении окружающего мира ребенку стало тесно в вашем жилище, и он стремится узнать, что там, за порогом, то в смысле речевого развития отчий дом — еще малоизученное пространство. Только названия мебели, одежды, домашней утвари, продуктов питания составят несколько сотен слов (существительных).
О каждом предмете можно сказать, каков он по цвету, размерам, другим качествам (прилагательные). И с каждым предметом в повседневной жизни мы как-то манипулируем (глаголы). Все эти слова должны регулярно проговариваться ребенку, чтобы он усваивал, запоминал их и со временем начал сам использовать в активной речи.
Разумеется, и за порогом дома мы комментируем все, что видим, тем более, что интерес ребенка ко всему происходящему поистине неистощим.
Учитывая словарный запас вашего малыша, вы стремитесь вовлечь его в диалог. Если он — немногословный мыслитель, стараетесь расшевелить его язычок понятными для ребенка вопросами. Если он, наоборот, неутомимый болтушка, приучаете его слушать собеседника, вставляя свои реплики.
Развитие речи неразрывно связано с воспитанием у малышей навыков самостоятельности. Обучая ребенка правилам поведения за столом, приучая мыть руки с мылом, одеваться, аккуратно складывать снятую одежду, мы активно пользуемся речью, которую дети учатся понимать, а позже начинают сами использовать.
«Самая большая роскошь — это общение», — сказал когда-то Экзюпери. Когда ребенок поймет, что речь — это мостик между ним и окружающими людьми, он будет все активней и радостней общаться с вами с помощью слов.
Ближе к двум годам вы обращаетесь к малышу уже с более развернутыми фразами. В них появляется больше, прилагательных. Если год назад вы говорили: Кашка. Кушать будем, то сейчас вы скажете что-то вроде: Саша кушать хочет, кашу будем кушать. Каша сладкая, вкусная.
На прогулке мы говорили: Киса! Киса мяу, мяу. Теперь мы скажем: Саша, смотри, киска идет. Села киска, устала. Киска, иди, иди к нам! Киски нет, ушла, киска. Ребенок способен не просто глянуть на кошку и переключиться на что-то другое, но проследить цепочку событий, которые вы комментируете, и многое запомнить.
Дома его игрушечная кошка тоже «пробежится по двору», а потом «сядет, устанет». И взяв игрушку, малыш не просто скажет: Мяу, киса, а попытается рассказать о ней, связав хотя бы два слова: Киса идет, Киса села. Так в возрасте около двух лет у ребенка начинает формироваться фразовая речь.
Вы можете влиять на формирование речи своего малыша с помощью вопросов и просьб. Запоминая новые существительные, малыш пополняет свой словарный запас с помощью вашего вопроса: Где? (то-то), вопросы Что это? Кто это? Что ты делаешь? Куда ты идешь? Какой? (предмет), просьбы Скажи (то-то), Позови (того-то) побуждают ребенка активно использовать знакомые слова. Конечно же, следует использовать эти фразы в каждый удобный момент.
Все нужнее и нужнее в занятиях нам становятся книги. Рассматривая картинки, вы просите ребенка рассказать, кто нарисован, что он делает, какого цвета, размера, формы детали изображения и вообще, задаете все возможные вопросы, на которые малыш способен ответить. Зная, что больше он ничего сказать не сможет, дополните его рассказ или пофантазируйте, что будет дальше после события, изображенного на рисунке.
Все свое дошкольное детство и в начальной школе наш ученик будет составлять рассказы по картинкам, и у вас есть прекрасная возможность подготовить его к этой нелегкой работе. Все дети развиваются по-разному.
Некоторые очень любят рассматривать и обсуждать картинки, некоторых это занятие быстро утомляет.
Если ваш непоседа неохотно участвует в беседе и стремится улизнуть, не нужно настаивать. В конце концов, подобную беседу можно провести не только по картинке.
Обсудите с ним любое явление, с которым столкнулись в быту или на прогулке, а картинки пусть он рассматривает под настроение.
Много интересных и полезных тем для разговора можно, например, найти, глядя вдвоем с малышом из окна на улицу. Полезно взять за правило перед прогулкой выглянуть в окно и обсудить, идет ли дождь или снег, светит ли солнышко и как лучше одеться, выходя на улицу. Можно, естественно, поговорить о прохожих, машинах, птицах, животных — обо всем, что вы видите из окна. Поначалу рассказывать будете только вы, постепенно вызывая малыша на разговор своими вопросами.
Благодаря расширению словарного запаса, чтение становится все более осмысленным и интересным. Часто встречающиеся фразы из знакомых сказок и стишки легко запоминаются двухлеткой. Естественно, вы не скрываете от малыша свою радость по поводу того, что он такой умница и так много знает. Однако, если вы будете внимательны, то заметите, что, зная стишок, ребенок понимает все же не все слова, которые произносит.
Примерно зная его словарный запас, разъясните малышу те слова, которые ему пока неизвестны.
Например, в стихотворении А. Барто «Спать пора, уснул бычок, лег в коробку на бочок...» большинство слов двухлетке уже понятны. Но смысл слов уснул, сонный, кивает, фраз Лег в коробку на бочок, Он слонихе шлет поклон для него, возможно, весьма туманен, и его это нисколько не заботит, он не будет у вас ничего выяснять. Поэтому, похвалив малыша за рассказанное стихотворение, спросите, как слон кивает головой и покивайте сами, потом пусть курочка поклюет зернышки, кивая головкой, и так далее, до тех пор, пока не убедитесь, что смысл слова ребенку понятен.
В игровом уголке поукладываем в коробку на бочок, а потом в кроватку на бочок все игрушки, способные спать. А вечером, укладывая кроху, попросим его самого лечь на бочок.
Надо сказать, что в простеньких сказочках для самых маленьких встречаются понятия, которые можно объяснить малышу лишь весьма приблизительно. Если про Колобок еще можно сказать, что это круглая булочка, то репку, уважаемые родители, сами-то видели? А слово Ряба так и будет первое время только Курочкиным именем, пока словарный запас малыша не станет достаточным для того, чтобы объяснить ему смысл слов рябой, пестрый.
Такая работа по каждому произведению не только расширяет словарный запас ребенка, но и приучает интересоваться непонятными словами. Не секрет, что даже среди школьников много таких, кто игнорирует непонятные места, делая чтение неполноценным.
Учим играть
Возраст старше полутора лет — время постепенного перехода от предметных манипуляций к сюжетной игре. Ведущей, все-таки, пока остается предметно-игровая деятельность. Но неощупанных и необнюханных предметов становится все меньше, основные особенности различных форм, размеров и материалов уже знакомы, а непознанного и интересного в окружающем мире неисчерпаемо много. Чашки-ложки-поварешки стали не так интересны, зато очень даже любопытно наблюдать, что такое мама делает с ними.
Посмотрим-посмотрим, как она играет, попробуем повторить в игровом уголке. Добравшись до кухонной утвари, малыш уже не будет, как прежде, стучать ею и швырять на пол. Скорее всего, он попробует воспроизвести с ней ваши действия. Теперь его устроит и игрушечная посудка, он точно так же, как вы в настоящей, будет «размешивать суп» в игрушечной кастрюльке, «пробовать» его ложкой. Более того, если в игровой нет кастрюльки, сойдет за нее какая-нибудь коробочка, вместо ложки ребенок возьмет палочку. Использование в игре предметов-заменителей говорит о соответствующем развитии мышления и воображения малыша. Такое использование нужно всячески поощрять, подавая малышу идеи, как можно использовать в игре тот или иной предмет.
Поскольку ребенок отображает в игре те действия, которые наблюдал у взрослых и у старших детей, разнообразие сюжетов напрямую зависит от богатства его впечатлений. Его игра не прерывается после первого игрового действия, как прежде, теперь она объединяет цепочку из нескольких действий: наливает кукле чай, поит ее (может даже вытереть салфеткой рот), нагружает в машинку кубики, везет в другое место, разгружает. Стараетесь продлить сюжет, подсказав следующие действия: Куколка попила чай, теперь, наверное, гулять пойдет? Немного погодя целесообразней не подсказывать дальнейший ход игры, а только спросить о нем: Кукла позавтракала. Что она дальше будет делать?
Дети этого возраста повторяют ваши действия, совершенно не задумываясь об их целесообразности. Трет ли малышка полотенцем настоящие ложки, «помогая маме» или «вытирает» игрушечную посуду, она не стремится их действительно вытереть и в игровом уголке не «вытирает понарошку», она просто, как обезьянка, повторяет увиденные действия. Поэтому пока что рано говорить о настоящей сюжетно-ролевой игре, когда ребенок берет на себя ту или иную роль и разворачивает соответственно с ней игровой сюжет. Ваша цель — помочь ребенку вспомнить, какое продолжение имеют в жизни те или иные события, и воплотить их в игре.
Игры с пирамидкой несколько изменяются. После полутора лет малышу по силам правильно собрать пирамидку с кольцами трех, а к двум годам — четырех размеров. Однако, поскольку ребенок еще мал, разница в размерах должна быть существенной, поэтому берем большую пирамидку из восьми колец и предлагаем малышу четыре кольца, взятых из нее через одно. Если правильная пирамидка не получается, несмотря на все попытки, научите малыша путем приложения выбрать сначала самое большое из колец, потом — самое большое из оставшихся, и так до конца.
Малыши любят побегать и пошуметь. Если вам веселая возня нравится не меньше, чем вашему ребенку, можно считать, что ему повезло.
Ведь в веселых играх крепнет не только великая дружба между детьми и родителями, но и совершенствуется общая координация и движения крупных мышц рук, что немаловажно для развития мелкой моторики.
Пустите на стену солнечный зайчик зеркальцем, выдуйте букет радужных мыльных пузырей — малыш будет гоняться за ними, как котенок за бантиком.
Учите его кидать и ловить мячи разных размеров, подбивать воздушный шарик: в этих забавах совершенствуются движения рук.
Если вы купите двухлетке мозаику с крупными яркими деталями, он, скорее всего, не будет пока складывать картинки по данным образцам. Но он найдет, как поэкспериментировать с цветными пятнами, которые сможет построить, тренируя свои пальчики и запоминая названия цветов. Ну, а вы можете подсказать ему, что зеленое пятно похоже на травку или дерево, голубое — на речку или небо.
Всестороннее развитие дают малышам занятия с мягкой мозаикой. Тут задействована не только мелкая моторика, но и восприятие цвета, формы деталей, мышление ребенка. Можно сейчас найти в магазинах игрушки с элементами шнуровки, с большими пуговицами, которые двухлетка учится расстегивать и застегивать.
Если вам найти такие игрушки не удалось, вы можете сделать их сами (рис.).
В занятиях с этими игрушками малыш не только продевает шнурок из дырочки в дырочку, учится застегивать пуговицы, но и должен определить место каждой детали куколки, а это совсем не просто в этом возрасте, и скорее всего, потребуется ваша помощь.
Есть еще одна отличная забава, которую можно найти в каждом доме. Это обычные бельевые прищепки, к которым маленькие дети явно неравнодушны.
Для начала подберите прищепки помягче, чтобы они были по силам маленьким пальчикам. Покажите, как нанизать их на связанный кольцом шнур — будут бусы.
Если прищепки нацеплять на полоску бумаги с одной стороны, получится заборчик, если на края большого картонного круга — цветок, на маленький круг — получится вентилятор. Впрочем, малыша увлекает сам процесс «цепляния», даже если результат ни на что не похож.
Особое место среди детских игрушек занимает строительный конструктор. Конечно, пока ребенок маленький, играют в него в основном мама с папой, показывая, как его можно использовать в сюжетно-ролевой игре, какие чудесные постройки можно с его помощью сделать. И наш малыш, наблюдая за действиями родителей, включаясь в их игру, теперь может не только крушить построенное взрослыми, но и кое-что сконструировать сам. В такой игре развивается точность движений рук, умение различать цвет и форму, соотносить размер деталей.
Вы, наверное, удивитесь, но двухлетние малыши, с которыми на протяжении полугода взрослые занимались элементарным конструированием, могут сделать больше десятка построек! Например, нет ничего сложного в том, чтобы построить домик из одного-двух кубиков с крышей — треугольной призмой, вокруг него сделать заборчик из брусков или кирпичиков, поставленных на торец. Домик и забор можно соединить дорожкой из брусков. За воротами можно поставить скамеечку.
Строим и непременно обыгрываем эти «объекты» по одному. Сначала делаем для маленькой куколки (собачки, зайчика) домик. Подведем к нему счастливого новосела и любуемся, как он рад. В другой раз куколке понадобится заборчик, чтобы по двору не бегал соседский пес Тошка. Ну и дальше в том же духе. По дорожке непременно куколку поводим, на скамеечку посадим, чтобы каждая постройка имела смысл.
Для куколки побольше малыш к двум годам научится строить мебель. Столик из кубика и кирпичика на нем, стульчик из кубика, приставленного к кирпичику, стоящему на торце, диванчик из стоящего на боку и лежащего кирпичиков, кроватка из двух лежащих и двух стоящих на боку кирпичиков, башенка из трех-четырех кубиков — все это следует использовать в игре ребенка старше полутора лет для развития мышления и фантазии малыша (рис).
Двухлетние дети охотнее играют в обществе других детей, чем это было раньше. Ограниченный словарный запас все еще не позволяет согласовать условия игры, не могут пока малыши и договориться о сюжете, но иногда в их действиях появляются элементы сотрудничества.
Теперь, если у каждого достаточно игрушек для затеянной игры, дети играют рядом, интересуются игрой друг друга и не так часто покушаются на чужую собственность, как это было раньше. Около двух лет их можно научить меняться игрушкой вместо того, чтобы отнимать.
В чем двухлетки безусловно находят взаимопонимание, так это в организации шумной беготни. Они с визгом бегают друг за другом, подлазят под кровати, стулья и столы, могут весело толкаться и валяться, и им не нужны слова, чтобы договориться, как играть.
Подвижные игры, вероятно, первые по-настоящему совместные игры в жизни наших малышей.
Итоги
И вот наконец-то второй день рождения! Вашему малышу — два! Он по-прежнему страстно интересуется незнакомыми предметами и с помощью разнообразных манипуляций исследует их. Теперь ему интересен не только сам предмет, но и его предназначение, он внимательно наблюдает, что с той или иной вещью делают взрослые, и подражает им. Впрочем, именно предназначение предметов зачастую так и остается невыясненным,
поскольку двухлетки, копируя внешнюю сторону действий, не догадываются поинтересоваться, для чего взрослые стучат молотком, размахивают веником или крутят руль машины. Результат действий им пока не важен. Наш умничка без труда определит, имеет ли он дело с большим предметом или маленьким, может разложить по порядку 3 -4 одинаковых предмета разных размеров, легко отличит круг от квадрата или треугольника, вполне возможно, что найдет среди окружающих предметов круглые, квадратные или треугольные.
В восприятии формы, величины и пространственных отношений зрение и осязание начинают взаимодействовать.
Продолжает увеличиваться острота зрения. Совершенствуется цветовое восприятие, малыш, возможно, уже называет некоторые цвета, а его глаз все лучше различает оттенки.
Развивается фонематический слух, то есть ребенок все лучше воспринимает отдельные звуки произносимых взрослыми слов. В целом, развитие пассивной и активной речи достаточно для того, чтобы эффективно воздействовать на поведение и дальнейшее интеллектуальное развитие малыша. В играх и в общении с вами двухлетка использует предложения из двух-трех слов, в его лексиконе — существительные, прилагательные, глаголы. В беседах по картинкам он отвечает на ваши вопросы. Знакомясь с окружающим миром, сам активно задает их, используя различные формы: что (кто) это? где? почему? куда? и так далее.
Намного координированнее стали движения рук и пальцев, что свидетельствует о дальнейшем развитии коры головного мозга. О произвольном внимании двухлетнего ребенка пока речи нет. То есть его довольно трудно надолго привлечь с помощью призывов: Смотри сюда, слушай меня! Но уж если что-то по-настоящему интересно малышу, он может заниматься этим довольно долго, до двадцати пяти минут! В такие минуты он практически ничего вокруг себя не замечает и может попросту не слышать ваших призывов или замечаний.
Это объясняется малым объемом внимания малыша, который может удерживать один, не более двух объектов, в то время как взрослый человек держит в поле внимания до шести.
Память в этом возрасте загружена главным образом освоением речи и окружающего пространства. Сейчас доминирует механическая память, хотя подключается и образная. Как и внимание, память носит непроизвольный характер, то есть ребенок не может по вашему или даже по своему желанию что-то взять и выучить.
Он помнит только то, что ему запомнилось само, привлекло внимание. Запоминается, однако, на зависть много, и мы активно пользуемся этим в своих занятиях с малышом, стараясь дать ему знания весело и нескучно.
И все же, несмотря на свои замечательные достижения, наш ребенок остается беззащитным, зависимым от нас малышом. Для дальнейшего полноценного развития он нуждается прежде всего в любви, поддержке и понимании.
Он полон желания действовать, но зачастую не знает, как, и только взрослые могут направить этот поток энергии в нужное русло. По-прежнему главная фигура в жизни ребенка — мама, но окружающий мир так влечет его, что мамино отсутствие в двухлетнем возрасте переживается менее болезненно, чем прежде.
Многие родители отдают двухлетних детей в садик или приглашают к ним няню.
См. так же:
Раннее развитие ребенка. Что это?
Развитие ребенка. Первый, второй, третий месяц
Развитие ребенка. От трех до шести месяцев
Развитие ребенка. От семи до девяти месяцев.