В деревне. 2 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
См. начало здесь: В деревне. 1 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.
Часть жизни мы с вами, дорогие взрослые, проводим в очередях, пробках, просто поездках (на дачу, например). Наши дети и внуки вынуждены также бездарно коротать время рядом с нами, изнывая от скуки.
Но мы можем превратить эту скуку в игру!.. Ребенок многое узнает и очень удивится, когда поймет, что сапожник - это не пьяный водопроводчик, а ветеринар - специалист по ветру.
Весна? Лето? Вы собрались к бабушке в деревню или на дачу? В лес? В парк? Эти речевые игры помогут вам с пользой провести время в дороге, на гамаке или скамейке.
Или ваш ребенок заболел? Дома тоже можно играть в эти игры!
Это - беседы-игры, которые не требуют особого времени: на прогулке, остановке общественного транспорта - везде можно найти время для развития у ребенка дара слова.
Наконец вы на даче (в деревне)!
Никакой городской суеты - покой, чистый воздух, свобода... Эту безмятежность можно разбавить весёлыми и полезными речевыми играми. Вся деревня у ваших ног, как огромный плакат - наглядно-методическое пособие. Познавательные беседы желательно превращать иногда в бесшабашные игры, чтобы не вызвать у вашего малыша отторжения. Активировать его внимание можно каламбурами перевёртышами: носки жарят, кошек пасут, а коровы лазят по деревьям...
Из весёлых и полезных игр ребёнок узнает о животном мире и мире растений много нового и полезного, а также научится излагать свои мысли, делать выводы и умозаключения, пополнит свой словарный запас, обогатит свою речевую культуру.
Итак, животных и растения «упакуем в систему», а систему преподнесём ребёнку в форме игры. Пусть «ломает» свою голову, а не чужие игрушки!
«Игры» предоставляют возможность упражнять дар слова, память и ум, пополняя словарный запас ребёнка. Постепенно круг наблюдений расширяется, вместе с ним увеличивается и материал для игр-упражнений. Предметами весёлых, полезных и познавательных игр становятся наблюдаемые естественные явления природы, животные, растения, деревенский быт.
Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная и неопровержимая.
(К.Д. Ушинский)
Итак, отдыхаем в деревне у бабушки весело и с пользой для дела... Ребёнок узнает почти все о горьком, кислом, сладком... Поймёт, кто в берлогу поселил канареек... И почему яблоки не растут в огороде...
Животные...
Всякому своё место... Почему-то эта мысль вас посетила после посещения зоосада (зоофермы, ботанического сада и т.д.)? Вагон впетчатлений у вас и у вашего ребёнка! Возможно, его впетчатления улеглись в голове кашей. Поможем расхлебать, утрясти, упорядочить его впетчатления?
«Жил соловей со своей соловьихой и был у них маленький соловёнок - птичий ребёнок... А у ежа - ежата, у ужа - ужата.»
Есть повод начать новую игру... «Я буду называть животное, а ты - его детёныша.»
Сложно для вашего ребёнка? Можно упростить. Он называет животное, а вы - детёныша. Если вы в затруднении (в подстрочнике ответа нет), можно смело сознаться в своём неведении и пообещать в ближайшее время дать верный ответ (постарайтесь слово сдержать!).
Игра наоборот: «Назови животное, у которого детёныш - жеребёнок? А ягнёнок?..»
У ребёнка нет достаточного для этой игры - словарного запаса? Упрощаем игру - играем в поддавки...
Вы спрашиваете: «У гуся детёныш - гусёнок или медвежонок? У верблюда детёныш - верблюжонок или поросенок? У слона детёныш - мышонок или слонёнок? У лошади детёныш - кукушонок или жеребёнок?»
Ребёнок пополняет свой словарный запас и начинает понимать логику игры... Можно вновь вернуться к игре-основе.
У ежа - ежата, у ужа - ужата...
ёж -... уж -... кошка -... собака -... бобр - ... волк -... гусь -... заяц -... кролик -... кенгуру - ... кит -... дельфин -... морж -... коза -... курица -... лисица -... мамонт -... медведь -... мышка -... крыса -... овца -... слон -... лягушка - ... лев - ... тигр - ... ягуар - ... рысь - ... свинья - ... кукушка -... тетерев -... тюлень -... хорь -... щегол - ... як - ... буйвол бык -... корова - ... лось - ... олень - ... лошадь - ... верблюд - ... лось -... осёл -... |
(ежонок) (ужонок) (котёнок) (щенок) (бобрёнок) (волчонок) (гусёнок) (зайчонок) (крольчонок) (кенгурёнок) (китёнок) (дельфинёнок) (моржонок) (козлёнок) (цыплёнок) (лисёнок) (мамонтёнок) (медвежонок) (мышонок) (крысёнок) (ягнёнок) (слонёнок) (лягушонок) (львёнок) (тигрёнок) (ягуарёнок) (рысёнок) (поросёнок) (кукушонок) (тетеревёнок) (тюленёнок или белёк) (хорьчонок) (щеглёнок) (ячонок) (буйволёнок) (бычок) (телёнок) (лосёнок или телёнок) (оленёнок или телёнок) (жеребёнок) (верблюжонок или жеребёнок) (лосёнок или жеребёнок) (ослёнок или жеребёнок) |
Справились?
А теперь - Мама - Папа...
Утка - мама, селезень - папа
петух - ... медведь - ... слон - ... бык - ... буйвол -... верблюд -... волк -... голубь -... ёж -... заяц -... кенарь -... козёл -... конь -... лев - ... лось -... морж -... олень - ... осёл -... трутень -... селезень -... барсук -... тигр -... |
(курица) (медведица) (слониха) (корова) (буйволица) (верблюдица) (волчица) (голубица) (ежиха) (зайчиха) (канарейка) (коза) (лошадь) (львица) (лосиха) (моржиха) (олениха) (ослица) (пчела) (утка) (барсучиха) (тигрица) |
Продолжаем!
Кто где живет?
Всякому свое место... В пруду за печкой. Кто где?
«В одной стране жили-были странные человечки. Собаке они построили дупло, а белку поселили в конуре. В берлоге у них жили канарейки, а медведя приютили в аквариуме...» Этой странной сказкой про странных человечков можно лихо втянуть ваше чадо в следующую игру.
У каждого живого существа - своё жилище... Черепахи носят его всегда с собой...
Можно напропалую дурачиться, продолжая сказку про странных человечков, но игра всё равно принесёт позитивные плоды. Новые знания либо старые разрозненные мы упорядочим, упаковав их логикой игры.
Можно «перекроить» игру. Вы возвращаетесь к началу игры (к первым предложениям), читаете предложения, включая слова в скобках, и задаете дополнительные вопросы.
Например:
«Канарейка живёт в клетке. А кто ещё может жить в клетке?
Пчела живёт в улье. А кто ещё может жить в улье?
Муравей живёт в муравейнике. А кто ещё может жить в муравейнике?»
Вы увидите, что в одном случае ответ будет пространным (например, многих зверушек держат в клетке), в другом случае может оказаться, что других претендентов на подобное жилище больше нет (пример с муравейником).
Рыбки уснули в... Сверчок живёт за... Канарейка поёт в ... Пчёлы вылетают из ... Собаке построили ... Корова мычит в ... Ястреб вернулся в ... Белка юркнула в ... Медведь зимует в ... Рыбок запустили в ... Волчата спрятались в ... Цыплёнок показался из ... Лошадь спит в... Скворцы поселились в... Лиса скрылась в... Куколка прячется в ... Черепахе уютно под... Сом затаился в... Муравей спешит в ... Курица кудахчет на... Лягушка обитает в ... Летучие мыши живут в ... |
(пруду). (печкой). (клетке). (улья). (конуру). (коровнике). (гнездо). (дупло). (берлоге). (аквариум). (логово). (яйца), (конюшне), (скворечнике), (норе), (коконе), (панцирем), (заводи). (муравейник). (насесте). (болоте). (пещере). |
Теперь вы все знаете!
Продолжим...
Сколько их?
Всякому свое место... Караван пчел и стадо ос.
«Стадо голубей и табун пчёл»... Ребёнок чувствует подвох, слушая эту белиберду.
Вы сидите с внуком (внучкой, сыном, дочкой...) у реки. Ребёнок накупался, изрядно извазюкался в песке с ровесниками и теперь, утомлённый, «распластался» подле вас на траве. Наконец ваш выход! «Нет, я ошибся, рой голубей и стадо собак...» Вы сознательно делаете ошибки, ожидая реакции вашего чада. И далее предлагаете поиграть карапузу в игру (подстрочник справа от инструкции для взрослых).
Разновидность игры: ребёнок делает ошибки - вы поправляете.
Если малыш совсем мал и не сможет соотнести каждого животного к нужной группе, можно совсем упростить игру (игра-поддавки): вы проговариваете фразу в скобках, выделенную курсивом, а ребёнок должен назвать одного представителя группы животных. Например: вы говорите «рой пчёл», ребёнок отвечает «одна пчела». Таким образом, он пополняет словарный запас. К усложнённой версии игры можно вернуться, когда у вас появится уверенность, что ребёнок справится с игрой. Постоянные неудачи могут отпугнуть вашего малыша от речевых игр.
И не забывайте одно правило: привязывайте игру к месту вашей дислокации. Если это река, начните с фразы «одна рыба - косяк рыб». Это будет оправданным и убедительным фактором в игре.
одна пчела - один кит - один олень - одна овца - один голубь - один гусь - один гусь - одна корова - одна рыба - один волк - одна лошадь - одна лошадь - один журавль - один верблюд - одна оса - один буйвол - один морж - один муравей - один термит - один бегемот - одна муха - одна собака - |
(рой пчёл) (стадо китов) (стадо оленей) (отара овец) (стая голубей) (стая гусей) (караван гусей) (стадо коров) (косяк рыб) (стая волков) (табун лошадей) (экипаж лошадей) (караван журавлей) (караван верблюдов) (рой ос) (стадо буйволов) (стадо моржей) (колония Муравьёв) (колония термитов) (стадо бегемотов) (рой мух) (стая собак) |
Закончили с этим?
Смотрите продолжение: В деревне. 3 часть. Речевые игры для детей. Развиваем дар слова, логику, наблюдательность, память.