Кризис 3 лет у детей
К трем годам многие родители сталкиваются с проблемой, что ребенок становится неуправляемым, с ним не так-то просто справиться. Раньше он все принимал как должное, а теперь вдруг перестал слушаться, протестует, сопротивляется.
Кризис трех лет — это один из самых известных кризисов ребенка. Этот кризис часто называют возрастом строптивости. Предыдущие кризисы — кризис новорожденного и кризис одного года — могли пройти довольно гладко для ребенка. Они носили более спокойный характер, не проявлялись столь активно. Кризис трех лет проявляется более сложно, его невозможно не заметить. Послушный трехлетка — это нонсенс. Кризис трех лет изобилует в полном объеме всеми особенностями возрастных кризисов — непослушанием, трудновоспитуемостью, конфликтностью, строптивостью.
Кризис трех лет называют «семизвездием», так как его сопровождают семь неприятных признаков, о которых родителям трехлетнего малыша стоит узнать заранее, чтобы точно определить наступление кризисной ситуации. Если знать, что означает каждая составляющая «семизвездия» кризиса трех лет, то можно успешно помочь ребенку справиться с проблемами трудного возраста, а значит — сохранить здоровой нервную систему, как свою, так и его. Рассмотрим подробно все семь признаков кризиса трехлетнего возраста.
Негативизм
Само понятие негативизм означает противоречие, стремление сделать наоборот. Даже если ребенок голоден, он может отказываться принимать пищу только потому, что это предлагают ему взрослые. Однако не следует путать негативизм с обычным непослушанием. Малыш поступает так не потому, что ему так хочется, а потому, что не может поступить по-другому. Это проявление защиты собственного «Я», потребность в самоутверждении. Негативизм может проявляться в активной и пассивной формах. Активная форма выражается в том, что ребенок делает все наоборот. Например, в ответ на просьбу дать руку он прячет ее за спину. Пассивный негативизм проявляется в игнорировании ребенком любых просьб взрослого человека. Например, в ответ на предложение сесть малыш остается стоять на прежнем месте.
Упрямство
Ребенок всеми силами пытается отстоять свою точку зрения. Выразив какое-либо желание, он всеми силами будет добиваться его исполнения. И не обязательно, что он действительно так сильно хочет то, что попросил. Скорее всего, он давно уже это расхотел, но ему хочется, чтобы к его мнению обязательно прислушались.
Строптивость
В отличие от негативизма строптивость выражается в общем недовольстве ребенка привычным образом жизни. Он протестует против всего, что ему предлагают.
Своеволие
В три года проявляется тенденция ребенка безграничной самостоятельности. Он хочет делать все сам, но не соотносит свои желания с возможностями, переоценивает свои силы и умения. Малыш принимает только то, что задумал сам. Такая самостоятельность зачастую приводит к конфликтам и ссорам с окружающими.
Обесценивание
Все, что раньше было любимым, дорогим и интересным, начинает обесцениваться. Игрушки, с которыми малыш раньше не расставался, становятся «плохими» и перестают вызывать прежний интерес, любимые родственники также становятся «плохими» и «злыми». Ребенок начинает обзываться, ломает игрушки, рвет книжки. Происходит обесценивание старых норм поведения, обесцениваются старые привычки, привязанности к людям и предметам.
Протест-бунт
Малыш пребывает в постоянном состоянии войны с окружающими его людьми.
Деспотизм
Совсем недавно ребенок был ласковым и добрым, а к трем годам вдруг превращается в маленького деспота, терроризирующего всю семью. Он указывает родителям, как нужно себя вести, вводит новые нормы и правила поведения, сам выбирает одежду и рацион питания, командует взрослыми, указывая, что в каждый конкретный момент можно делать, а чего делать нельзя. Если в семье есть и другие дети, то деспотизм выливается в сцены острой ревности, так как братья и сестры малыша, по его мнению, не имеют в семье совсем никаких прав.
Все эти признаки кризиса трех лет способны ввести в замешательство многих родителей. Но все на самом деле не настолько страшно. Сталкиваясь с подобными проявлениями кризиса, нельзя забывать о том, что все это только обратная сторона тех позитивных изменений личности, которые и составляют сущность любого критического возраста. На каждом конкретном этапе развития у ребенка есть определенный набор потребностей, особенностей и способов взаимодействия с окружающим миром, присущих только определенному возрасту. Ребенок растет, старые потребности перестают быть актуальными, и им на смену должны прийти новые, другие, но единственно возможные в изменившихся условиях. Появление нового обязательно сопровождается отмиранием старого, отказом от привычных моделей поведения и взаимоотношений с окружающими. В период кризиса происходят значительные сдвиги в развитии ребенка и формировании его личности.
Во время протекания кризиса не стоит ожидать от малыша привычного послушания, но это не значит, что он стал плохим. Он переживает переломный момент жизни, а это не может пройти незамеченным, не отразившись на поведении ребенка и на его отношении к окружающим.
Основным содержанием любого кризиса являются новообразования. Ребенок начинает по-другому вести себя со взрослыми, в его повседневной жизни появляются новые занятия. Так. например, при рождении у малыша формируется ответная реакция, восприятие окружающего мира, в год ребенок начинает ходить и говорить. По мнению психологов, в три года появляется одно из самых важных жизненных новообразований — становление собственного «Я» ребенка. Он осознает свою значимость и стремится к самостоятельности.
Ребенок прожил уже три года, привык и освоился в окружающем его мире, и в это время он обнаруживает себя как самостоятельную личность. Происходит обобщение опыта, приобретенного в раннем детстве, малыш оценивает свои достижения, оформляется его отношение к самому себе, своим поступкам и возможностям. В это время формируются новые черты личности, проявляется характер человека. Ребенок все чаще начинает употреблять по отношению к себе местоимение «Я» вместо собственного имени. Он начинает узнавать себя на фотографиях, в зеркальном отражении, понимая. что из зеркала ему улыбается не другой малыш, а он сам. Ребенок осознает себя отдельной личностью, формируется новая форма самосознания. Однако в этом возрасте восприятие собственного «Я» пока еще сильно отличается от восприятия взрослого человека. Оно пока имеет внешний характер: ребенок оценивает свои достижения и сравнивает их с оценкой, даваемой взрослыми людьми.
Осознание собственного «Я» у малыша тесно связано с понятием «Я сам». В возрасте трех лет многократно увеличивается стремление к практической самостоятельности. Теперь ребенком движут не простое любопытство и стремление к познаванию чего-то нового, все окружающее его пространство превращается в арену для самореализации себя. Он берется практически за все, проверяет свои силы и возможности. Ребенок самоутверждается, у него появляется самолюбие, а это важнейший стимул к саморазвитию и самосовершенствованию.
Очень часто возникают ситуации, когда родителям нужно быстро собрать ребенка, быстро покормить, и было бы удобней сделать это самим, однако к трем годам малыш может не позволить это взрослым. Его стремление к самостоятельности настолько сильно, что любые попытки ее ограничить могут закончиться истерикой, протестом, бунтом. Он хочет, чтобы взрослые воспринимали его всерьез, уважали его мнение, верили в то, что он все может делать сам. Он бунтует против старого режима, против прежних отношений. В этом возрасте у человека происходит формирование воли, а значит — независимости и самостоятельности.
Ребенок требует самостоятельности, но позволять ему делать все. что он хочет, конечно, неправильно. Малыш не совсем верно пока еще воспринимает свои возможности, переоценивает их, он еще не умеет правильно и четко формулировать свои мысли и выражать желания, не может правильно планировать свои действия. Очень важно вовремя заметить происходящие в малыше перемены, ведь меняется его отношение не только к окружающему миру, но и самому себе.
Меняются ценности, меняется мотивация. Кризис проходит болезненно для ребенка, ему кажется, что взрослые его не понимают. Если вовремя заметить наступление кризисного возраста, то малышу можно помочь, облегчить его протекание. Взаимоотношения ребенка с родителями в это время коренным образом меняется. Родители превращаются для малыша не просто в источник тепла и заботы, но и становятся примером для подражания. Ребенок воспринимает родителей как идеал, эталон совершенства. Отношения с малышом должны быть построены на уважении и терпении.
Очень важной составляющей, сопровождающей кризис трехлетнего возраста, является гордость за достижения. У ребенка в корне меняется поведение. Суть этого изменения заключается в том, что он, во что бы то ни стало стремиться достичь результата своей деятельности. Его не пугают трудности и неудачи, он снова и снова, настойчиво и целеустремленно идет к намеченной цели, пока не достигнет желаемого результата. Очень важным моментом здесь является одобрение взрослых, ведь без этого успех в значительной мере обесценивается. В трехлетнем возрасте у ребенка обостряется чувство собственного достоинства, в связи с этим он становится очень эмоциональным, обидчивым, может злиться по пустякам. Родителям стоит набраться терпения и не забывать о том, что даже самые пустяковые, на их взгляд, достижения являются для малыша важными и значимыми.
Задачи развития для ребенка трех лет
До пятилетнего возраста все основные психические процессы ребенка — внимание, память, мышление — носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить — обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то. что само запоминается. Такова важнейшая особенность. которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.
Ребенок трех лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны. Малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция — игры со взрослыми, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.
Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому доверяет. Поэтому успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду, испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
Для детей трех лет характерны низкие пороги сенсорной чувствительности, у них еще недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения.
Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоят давление обуви, теснота пояса колготок или брюк, резинка слишком стянула волосы, раздражение кожи от соприкосновения с тканью и т.п. Взрослый должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.
Общение у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание взрослого, иметь с ним индивидуальный контакт. Отсюда следует, что занятия с малышом должны быть кратковременными. Выше уже отмечалось, что обучить ребенка чему-либо может только тот взрослый, которому он симпатизирует.
Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте ребенка, и на основе подражания симпатичному ему взрослому. При этом малыш подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному.
Сверстники пока еще не представляют для него особого интереса и рассматриваются часто как еще один предмет. Дети в этом возрасте играют рядом, но не вместе. Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок завладел вниманием любимой воспитательницы, другой ребенок наступил на ногу, пролил компот на скатерть и т.п.
Малыш трех лет может не понимать разницы между живыми и неживыми предметами. С живой бабочкой он поступает точно так же. как с пластмассовой машинкой. Пока еще такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым он усваивает из наблюдения за отношением взрослого к разным объектам.
Мышление ребенка рассматриваемого возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно, и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования и познания окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.
Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрослые виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, т.е. архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство.
Опыты работы с детьми показывает, что часть детей имеют и сохраняют при благоприятных условиях интерес и способность видеть красоту в простом сочетании цветовых пятен и линий, в изысканности конструкции независимо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный предмет и может ли быть названа каким-то привычным словом.
В этом смысле многие дети наряду с изобразительной демонстрируют и выразительную тенденцию в своем творчестве. Такие дети не столько интересуются целью своей работы, сколько получают наслаждение от процесса творчества. Оценка результата в этом случае более свободная, поскольку не скована рамками первоначального плана создания предметного изображения.
С точки зрения обучения и развития, можно выделить следующие психологические особенности детей трех лет:
- им присуще наглядно-действенное мышление;
- их интеллектуальное развитие зависит оттого, насколько богата окружающая развивающая среда, т.е. позволяет ли она разнообразно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
- речь находится в стадии формирования;
- обучение эффективно только на фоне психоэмоционально-комфортного состояния;
- внимание, мышление и память непроизвольны.
Рекомендации родителям
Родителям необходимо знать о том, что такое кризис трехлетнего возраста, что за ним стоит, что происходит в это время с психикой малыша. Важно вовремя распознать кризис и помочь ребенку его менее болезненно пережить. Он капризничает, не слушается, закатывает скандалы и истерики не потому, что он вдруг стал «плохим», а потому, что не может в данный момент вести себя по-другому. Понимание того, что происходит с маленьким человеком, знание внутренних механизмов протекания кризиса поможет родителям быть терпимее к малышу и помочь ему справиться с проблемами, которые его волнуют. Возраст очень сложный. Иногда даже понимание может не дать результатов, поэтому нужно быть готовыми даже к возможным ссорам.
Спокойствие
Во время кризиса трех лет родителей, как правило, больше всего тревожат «аффективные вспышки», которые выражаются в истериках малыша, капризах, плаче. Конечно, такое случается с ребенком и без кризиса, но это происходит гораздо реже и не так интенсивно. Порекомендовать в этих ситуациях можно только одно: относиться к этому спокойно. Сложно успокоить бьющегося в истерике ребенка, пребывая в это же самое время в возбужденном состоянии. Не нужно предпринимать никаких действий, пока малыш полностью не успокоится и не перестанет плакать. В три года родители наверняка уже очень хорошо знают своего ребенка, и у них в запасе есть несколько верных способов, чтобы отвлечь его. Некоторые родители просто игнорируют такие вспышки или реагируют достаточно спокойно. Но здесь все зависит от малыша. Многие дети способны биться в истерике на протяжении очень длительного времени, а такое не под силу вынести любящему материнскому сердцу. Ребенок раздражен, плачет, нужно его пожалеть. Можно обнять малыша, взять на руки, гладить его по головке. Как правило, это работает безотказно, но не стоит этим злоупотреблять. Ребенок привыкнет, что за его слезами всегда следует позитивное подкрепление, и начнет этим пользоваться. Это приведет к тому, что плач и истерики станут проявляться гораздо чаще. Малыш начнет капризничать, чтобы просто получить от мамы порцию ласки. Самый эффективный способ — это не допускать истерики. Если ребенок начинает капризничать, нужно как можно быстрее переключить его внимание, занять чем-то интересным. В три года малыши очень восприимчивы ко всему новому, поэтому предложение посмотреть новый мультфильм, поиграть в новую игру или просто новая игрушка предотвратят назревающий конфликт и сберегут всем нервы.
Метод проб и ошибок
В три года у ребенка происходит осознание собственного «Я», развивается самостоятельность. Малыш начинает воспринимать себя как личность, понимать свою значимость. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос здоровым человеком с адекватной самооценкой, уверенный в своих силах и возможностях. Все эти качества закладываются именно в трехлетнем возрасте. Люди учатся на своих ошибках. Нужно дать малышу возможность сделать их в три года, под присмотром родителей, чтобы в дальнейшем избежать многих проблем и трудностей. Чтобы помочь ему в этом, необходимо, чтобы родители начали воспринимать его как самостоятельного человека, имеющего право на собственный жизненный путь, пусть даже методом проб и ошибок. Ребенок хочет, чтобы взрослые его поняли, поверили в него. Ученые доказали, что если в детстве в ребенке подавляются независимость и самостоятельность, то нарушается процесс его развития, поэтому вместо воли развиваются острые чувства стыда и неуверенности в себе.
Однако не стоит давать малышу безграничную свободу действий. У всякой свободы должны быть четко обозначенные рамки. Нужно определить те границы, за которые он ни при каких обстоятельствах не должен выходить. Например, нельзя расстегивать куртку на улице, снимать шапку, пропускать дневной сон, выбегать на проезжую часть. Во всем остальном можно предоставить малышу право действовать самостоятельно по своему разумению.
Свобода выбора
Право на принятие собственного решения позволяет человеку чувствовать себя свободным в какой-либо ситуации. То же можно отнести и к трехлетнему ребенку. Описанные выше проявления кризиса являются результатом того, что ребенок не ощущает свободы для принятия решения, для совершения каких-либо действий и поступков. Это не значит, что нужно от пустить его в «вольное плавание» и разрешить ему абсолютно все, но предоставить малышу право на принятие решений просто необходимо для формирования нужных ему в жизни качеств.
На все вопросы и предложения ребенок отвечает отказом, сопротивляется, слова «нет», «не хочу», «не буду» прочно обосновались в его лексиконе. Не нужно его заставлять. Это пустая трата времени и нервов. Этот процесс не принесет удовольствия и пользы ни родителям, ни ребенку. Из этой ситуации есть очень простой выход Если у ребенка есть потребность в самостоятельном принятии решения, нужно дать ему возможность выбирать. Можно предложить малышу на выбор два варианта: рисовать фломастерами или красками, надеть на прогулку красную футболку или зеленую, есть из большой тарелки или из маленькой. Подобный выбор можно смоделировать практически в любой ситуации. Так одним выстрелом убиваются сразу два зайца: родители берегут свои нервы, а ребенок остается довольным и уверенным, что с его мнением считаются.
Если ребенок очень настойчиво на протяжении долгого времени проявляет упрямство, можно инсценировать подобные ситуации, когда на это есть время. Пусть он сам принимает решения, выбирает наиболее подходящий вариант из нескольких предложенных. Отстаивая свою точку зрения, добиваясь результатов, ребенок приобретает уверенность в себе, в своих силах и возможностях, осознает значимость своего мнения. Он чувствует, что его уважают и с ним считаются. Проявление упрямства в детстве в дальнейшем перерастает в развитие воли, стремление к достижению результата. В силах родителей направить это в нужное русло, превратить в целеустремленность, а не в ослиное упрямство.
Существует довольно распространенная среди родителей тактика «сделай наоборот». Иногда мама, устав от бесконечных отказов малыша от ее просьб, начинает убеждать его сделать обратное тому, чего она хочет от него добиться. Например, «не ешь эту кашу», «ни в коем случае не ложись спать», «не ходи туда». В случае с упрямым трехлетним малышом этот способ очень часто успешно работает. Но стоит ли его использовать? Мама изначально обманывает ребенка, пользуясь своим опытом и знаниями. Это самая настоящая манипуляция сознанием малыша. Конечно, это приносит результат, но принесет ли это пользу ребенку? Нельзя забывать о том, что кризис несет в себе массу положительных изменений, способствует формированию новых качеств личности, а обман в этой ситуации — не лучший помощник.
Игра
Одна из самых важных составляющих кризиса трехлетнего возраста — это возросшее стремление к самостоятельности. Малыш хочет все делать сам, но в этом возрасте пока не может правильно соизмерить свои желания со своими возможностями. Научиться этому — вот основная задача развития ребенка в ближайшее время. Он будет постоянно экспериментировать, пытаться достичь желаемого результата. Родители могут помочь малышу в таких экспериментах и сгладить протекание кризиса, сделать его не таким болезненным для ребенка и окружающих его людей. Самый лучший способ сделать это — игра. Во время игры родители могут моделировать для малыша самые разные ситуации, в которых он сможет в «тепличных» условиях опробовать свою независимость и самостоятельность, приобрести новые знания и навыки, увидеть границы своих возможностей.
Очень хорошо, если к трем годам родители замечают у своего ребенка признаки начинающегося кризиса. Через некоторое время кризисные проявления исчезают, и родители опять получают ласкового и послушного малыша, только ставшего чуть взрослее. Но бывает и так, что кризис не наступает ни в три года, ни в три с половиной. Родители, ничего не знающие о возрастных кризисах, этому обстоятельству только радуются — их ребенок послушный, в то время как его сверстники сводят родителей с ума своими постоянными капризами. Просвещенные родители, знающие о том, что в районе трех лет у ребенка должен начаться возраст строптивости, с нетерпением этого ожидают, выискивают изменения в поведении малыша, и если они не наступают, начинают беспокоиться. Существует точка зрения, что вялотекущий кризис свидетельствует о задержке развития ребенка. Однако не стоит бить тревогу по поводу того, как протекает кризис. Самое главное — это его последствия. Вот за ними-то и надо наблюдать. Кризис трех лет ведет за собой изменения в поведении ребенка, формирование воли, самостоятельности, гордости за свои достижения. Вот если родители не обнаруживают формирования этих качеств у своего малыша, тогда стоит начинать бить тревогу и обращаться за помощью к специалисту.
См. также: Развивающие игры