В гостях у Лесовика. Сценарий осеннего праздника
Сказочница сидит в зале перед невысокой ширмой.
За ширмой — занавес-лес, там живут Лесовик, филин Филимон и кот Баюн.
На занавесе небольшие декорации: плоскостная избушка, деревья, елки, кусты (аналогично можно оформить ширму).
Сказочница вяжет или мотает нитки в клубки и ждет детей.
Звучит любая русская народная мелодия.
В зал входят дети. Сказочница предлагает им сесть поближе — поиграть, отгадать загадки и послушать сказку.
Дети садятся на пол перед Сказочницей.
Сказочница.
Сидит Ваня удалой
Под зеленою сосной,
В дудочку-рожок играет,
Ребятишек потешает!
Поиграем вместе с Ваней?
Все имитируют игру на дудочке.
Сказочница.
Мамушка, беда:
Гармошка худа!
Надо денежки копить,
Гармошку новую купить.
Гармонь новая, сторублевая!
Покажем, как на гармошке играют?
Дети имитируют игру на гармошке (хорошо, если всю игру на инструментах дети и Сказочница будут выполнять под фонограмму).
Сказочница.
Ой, звенит она, звенит,
Всех игрою веселит!
А всего-то три струны
Для веселья ей нужны.
Кто такая? Отгадай-ка!
Это наша...
Дети.
Балалайка.
Сказочница.
А на балалайке играют вот так! (Показывает.) А кто мастак скороговорки говорить?
Дети.
- Варвара варила, варила, да не выварила.
- Говорит попугай попугаю: «Я тебя попугаю».
- Вставай, Архип, петух охрип.
Первый раз Сказочница предлагает проговорить скороговорку медленно и четко, потом — быстрее, в третий раз — еще быстрее, пока язычок не запутается. Это должно перейти в неожиданную и веселую игру.
Сказочница.
Кто из вас смелый да говорливый? Кто скажет скороговорку один?
Сказочница хвалит смельчаков.
Повеселились, а теперь пора и сказку послушать.
...В некотором царстве, в некотором государстве, на море-океане, на острове Буяне растет дуб зеленый, под дубом бык печеный. Но это еще не сказка, а только присказка. А кто мою сказку будет слушать, тому соболь и куница, прекрасная девица, сто рублей на свадьбу, пятьдесят — на пир.
У лесной опушки в маленькой избушке жили старичок Лесовичок, филин Филимон и кот Баюн.
На ширме появляются герои сказки — плоскостные фигурки персонажей или куклы бибабо.
Лесовик кряхтит и охает, филин ухает, а кот сладко мурлычет, поет.
Старик Лесовик — полноправный лесной хозяин, царь лесной, властелин, все звери и птицы повинуются ему. Он следит за порядком в лесу. Людям он не вредит, только любит шутить над ними. Если кто заблудится в лесу, нужно сказать любимую поговорку Лесовика: «Шел-пошел, потерял, нашел» — и сразу же отыщешь верную дорогу. Филин — постоянный спутник Лесовика, его гонец в делах. Он очень мудрый и строгий. А кот Баюн всё сказки сказывает да песенки поет. Голос у него такой, что слышно за семь верст. Как замурлыкает — напустит на кого захочет заколдованный сон.
И вот как-то поспорили они о том, кто в лесу главный. Долго спорили, да и рассорились. Так и получилось, что в избушке остался старичок Лесовичок. Филин, ухая своими большими крыльями, улетел дальше в лес, а кот Баюн, мурлыкая, пошел между деревьями и кустами.
Сказка сопровождается действиями героев: филин улетает, кот удаляется в глубь леса, Лесовик сидит на пеньке пригорюнившись.
Много ли прошло времени, мало ли, да только поняли они, что друг без друга плохо. Дело ладится только тогда, когда друзья вместе. И решили они жить втроем и дружно. Они и сейчас там живут. Хотите пойти к ним в гости? Только, чур, не разбредаться, держаться рядышком. Мало ли что в лесу может произойти. Вставайте, пошли!
Дети идут «по лесу» вместе со Сказочницей. Она запевает русскую народную песню «Прибаутка», а дети подпевают.
Ноты и слова песни
1.
Наша горка высока,
Наша речка глубока.
Припев:
Ай ли, ай люли,
Ай люли, люли, люли.
2.
На горе стоит дубок,
По реке плывет челнок.
Припев.
3.
Сели птицы на дубок,
А Мишутка в челночок.
Припев.
4.
Стали птицы песни петь,
А медведь давай реветь.
Припев.
Подходят к занавесу.
Сказочница.
Ну вот, мы и пришли.
Занавес открывается.
За ним — поляна.
На поляне стоит домик, рядом — березка и покосившийся плетень, скамейка, на которой сидит Лесовик и играет на балалайке (имитирует игру). Филин и кот (все персонажи - взрослые), сидя на пеньке, подыгрывают на ложках, трещотке. Все вместе дружно поют частушки.
Ноты и слова Частушек (нажмите чтобы развернуть или свернуть)
1.
Мы компанией живем,
Сушки, пряники жуем.
Мы в лесу живем, не тужим,
И втроем мы крепко дружим.
2.
Старичок-лесовичок
Все по лесу ходит.
Среди елок и берез
Порядок наводит.
3.
У кота у Баюна
Песня больно хороша.
Замурлычет, запоет —
Засыпает весь народ.
4.
А наш филин Филимон
Громко-громко ухает.
Хлопает глазами он,
Никого не слушает!
Обитатели лесной избушки замечают детей, удивляются, спрашивают, кто они такие и зачем пожаловали.
Сказочница.
Я детям сказку рассказала, и они захотели познакомиться и поиграть с вами. Принимайте гостей.
Лесовик, филин и кот хором предлагают детям поиграть. Они перебивают друг друга и спорят, кто первый будет играть.
Филин (ухает).
Я самый мудрый, самый глазастый, я первый буду играть.
Кот.
Нет, я первый, потому что я самый ласковый и пушистый и лучше всех пою.
Лесовик (сердито).
Кто в лесу хозяин? Кто старше всех? У кого такая борода выросла, как у меня, а? Вот и выходит, что я первый играю. Так соскучился по ребятам, и по мальчикам и по девочкам. Давайте скорей играть!
Игра С ЛЕСОВИКОМ
Дети.
Лесовик, Лесовик,
Ты с седой бородой,
Облей нас водой!
Что мы делали вчера,
Разгадать тебе пора!
Дети показывают пантомиму (движения из хоровода «На горе-то калина». См. ниже): ломают веточки, вяжут в пучочки, бросают на дорожку. Лесовик пытается отгадать, путается, говорит невпопад.
Сказочница.
Ты, Лесовик, не знаешь песню, оттого и путаешься.
Лесовик.
А вы меня научите, я с утра до вечера ее петь буду!
Все: и дети, и взрослые, и персонажи сказки — становятся в один большой круг и заводят хоровод «На горе-то калина».
Ноты, слова и движения хоровода
Вступление. Дети, держась за руки, стоят в кругу.
1. На горе-то калина |
Подняв сцепленные руки, идут вправо. |
Под горою малина. | Идут по кругу, опустив руки. |
Припев: Ну что ж, кому дело, калина, |
Останавливаются, скользящими хлопками ударяют в ладоши, а на слово «калина» делают три притопа. |
Ну кому какое дело, малина. | Кружатся. |
2. Там ребята гуляли, |
Держась за руки, идут к центру крупа и на слово «гуляли» делают три притопа. |
Там ребята гуляли. | Идут от центра и делают три притопа на слово «гуляли». |
Припев: Ну что ж, кому дело, гуляли, |
Повторяют движения припева. |
3. Калинушку ломали, |
Дети «рвут калину» правой рукой, затем левой и «ломают» ее о колено (2 раза). |
Припев: Ну что ж, кому дело, ломали, |
Повторяют движения припева. |
4. Во пучочки вязали, |
Дети «вяжут пучочки» (делают круговые движения правой рукой вокруг левой). |
Припев: Ну что ж, кому дело, вязали, Ну кому какое дело, вязали. |
Повторяют движения припева. |
5. На дорожку бросали, |
Дети кладут правую руку на левое плечо и на слово «бросали» опускают ее в сторону и вниз («бросают калину»). |
Припев: Ну что ж, кому дело, бросали, Ну кому какое дело, бросали. |
Повторяют движения припева. |
После хоровода дети продолжают игру с Лесовиком и показывают другую пантомиму: сжимают вытянутую руку в кулачок и изображают бег на месте. Лесовик говорит, что ничего не понимает. Сказочница объясняет ему, что это игра такая — «Золото». Водящим выбирают первый раз Лесовика.
Русская народная игра «ЗОЛОТО»
Дети становятся в круг, а Лесовик присаживается в середине на корточки и закрывает глаза. Дети протягивают в центр одну руку, раскрыв ладошку, а Сказочница со словами:
Гуси-лебеди летели,
Они золото теряли.
А ребята прибегали
И золото собирали. —
одному из детей кладет в руку «золото» (это может быть маленький красивый камушек). Дети сжимают руку в кулак и быстро переворачивают его. Сидящий в центре круга Лесовик встает и старается угадать, у кого в руке «золото».
Все громко считают до трех. Лесовик три раза дотрагивается до детских кулачков. Если он успел угадать, ребенок с «золотом» убегает, а Лесовик его ловит. Если не угадал, то ребенок со словами «Вот золото!» тоже убегает, а водящий — за ним.
Можно сыграть 2-3 раза с новыми водящими.
Лесовик.
Ох, устал я с вами, загоняли меня, старика. Надо отдохнуть. Поиграйте с филином.
Филин громко ухает, машет крыльями, красуется перед детьми.
Сказочница.
Каши дети знают про тебя, филин, стихотворение.
Филин.
Ух! Ух! Ух! Удивительно! Ух! Поразительно! Ну-ка, ну-ка...
Дети показывают, как они читают стихотворение:
Это филин.
Днем он спит.
У него усталый вид.
(Машут «крыльями».
Кладут руки под щеку.)
Ночью спать не хочется:
Ночью он охотится.
(Качают руками вперед-назад.
Делают «очки», соединив большие и указательные пальцы обеих рук.)
Филин.
Ух! Ух! Ух! Удивительно! Ух! Поразительно! Все точь-в-точь про меня! А коли та-а-ак, тогда сейчас день!
Все — дети и взрослые — начинают двигаться: скакать, кружиться, бегать, топать.
Игра «ДЕНЬ — НОЧЬ»
Филин отворачивается от детей и произносит слова «день» или «ночь». Когда он говорит «день», все бегают, резвятся.
Как только прозвучит слово «ночь», все замирают.
Того, кто пошевелился или вовремя не остановился, филин ведет к домику и пристегивает прищепкой к веревочке, натянутой между деревьями, к бутафорской березке, к плетню, приговаривая, что так надежнее (например, девочку пристегивает за косичку к веточке березы, мальчика за край рубашки к плетню и т. д.).
Детям этот момент очень нравится. Игра повторяется несколько раз. В результате филин уводит к себе нескольких детей.
Сказочница.
Нет, Филимон, я не могу оставить детей у вас в избушке. Их папы и мамы ждут. Давай-ка лучше поиграем в фанты.
Игра «ФАНТЫ»
Одного из пойманных филином детей ставят на пенек.
Филин в это время отворачивается и на вопрос Сказочницы, что сделать этому фанту, придумывает: проскакать вокруг пенька на одной ножке; три раза прокукарекать (прокуковать); громко промычать; загадать всем загадку; сказать скороговорку и т. д.
Затем, показывая на всех детей, Сказочница спрашивает, а что же сделать этому фанту. Филин отвечает: «Поплясать!»
Дети вместе с филином пляшут под любую веселую русскую народную мелодию.
Филин.
Я так плясал, так старательно крыльями махал, что мои перышки летели во все стороны. (Отряхивается.) Вот серое перышко, а вот коричневое, а это черное...
Игра с перышками
Он сдувает со своих ладоней перышки (5-6 штук). Тех детей, которые поймали перышки, филин ставит друг за другом.
Дети кладут перышки на тыльную сторону соединенных ладоней. Со своими перышками они должны обойти полянку, по пути перешагнуть через пенек, присесть, пройти под ветками березки (можно придумать еще какие-нибудь задания) и принести перышки филину.
Остальные дети садятся на стульчики.
Игру можно повторить с другой группой детей.
Тут кот начинает сладко мурлыкать, заговор говорить:
Кот:
Я, кот, иду на порог,
Там сметана и творог.
Повернусь раз пять
И заставлю всех спать!.
Спать!.. Спать!..
Кот заколдовывает детей и превращает их в мышей (взрослые делают детям хвостики: за штанишки, за юбочки сзади прицепляют разноцветные ленточки). И все под его сладкую песенку «Мур-р-р, мяу! Мур-р-р, мяу!» зевают, потягиваются и «засыпают». Все присутствующие взрослые «засыпают»
вместе с детьми на полу, принимая разные позы.
Лесовик.
Нет, котик, так дело не пойдет: спящих мышей ловить нечестно.
Кот.
Я вообще их ловить передумал. Лучше сам посплю, а мышки пусть бегают, где хотят.
Кот ложится на пол в центре зала и делает вид, что крепко спит.
А дети-мышки бегают вокруг кота.
Лесовик.
Тише, мыши, не шумите,
Баюна вы не будите.
Как проснется черный кот,
Всем вам, мыши, попадет!
Кот в это время зевает, потягивается, переворачивается с боку на бок.
Игра «КОТ И МЫШИ»
Кот ловит мышей. Пойманной считается мышка без хвостика. Этих детей кот ставит за плетень. Взрослые играют вместе с детьми. Все должно проходить очень шумно и весело.
Ноты, слова и движения игры (нажмите чтобы развернуть или свернуть)
1. Три-та-та, три-та-та, |
Дети-мышки двигаются вокруг спящего кота и тихо поют. |
Три-та-та, три-та-та, Не боимся мы кота. |
С окончанием фразы кот шевелится, а мышки замирают в разных позах. Кот (на паузу) переворачивается на другой бок. |
2. Мы кота-воркота |
Повторяются движение 1-го куплета. |
Мы кота-воркота Завернём за ворота. |
Дети поют громко и с визгом разбегаются, так как кот вскакивает и бросается их ловить. |
Кот обещает, что отпустит всех пойманных, только если они отгадают его загадки.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малинкой,
Васю — хворостинкой. (Лес)
У него четыре лапки,
Лапки-цап-царапки,
Пара чутких ушей,
Он — гроза всех мышей. (Кот)
Зимой спит.
Летом ульи ворошит. (Медведь)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)
Из куста шипуля,
За ногу тяпупя. (Змея)
Днем спит, ночью летает,
Зверей и птиц пугает. (Филин)
Как только дети отгадают все загадки, кот отпускает их.
Кот.
Уморился я с вами и проголодался. Пришла пора подкрепиться. Вы знаете, какой я искусный повар. Самые вкусные на свете каши варю. Могу и вас угостить.
Аттракцион «ОТГАДАЙ, КАКАЯ КАША»
Двум желающим детям завязывают глаза, дают попробовать из горшочка кашу (Нужны два горшочка: один с гречневой кашей, другой — с рисовой. Ложки — на всех детей, потому что попробовать захотят все) и спрашивают, какой кашей их покормили.
Аттракцион нужно проводить очень весело и живо. Из одного горшка кормит детей кот, а из другого — филин.
Покормив одну пару детей, они меняются горшочками. Чтобы действие прошло динамично, помогают все взрослые участники праздника.
Кот.
Хороша каша?
Филин.
Я не успел попробовать! Дайте скорей ложку, да побольше!
Кот.
Пожалуйста, вот тебе горшочек с кашей. А ложка во-о-о-н там, у Сказочницы. Лети, забирай!
Кот и Сказочница собирают детей в крут и начинают быстро передавать ложку по кругу.
Поймав ложку, филин идет к плетню и присаживается на пенек, чтобы отведать каши.
Сказочница обращает внимание на то, какой у Лесовика, кота и филина кривой да косой плетень. Того и смотри завалится. Она предлагает показать, какой ровный да красивый плетень дети умеют заплетать.
Игра «ПЛЕТЕНЬ»
Все дети распределяются на три группы, и каждая «заплетает свой плетень», а четвертый пытаются заплести Лесовик, филин и кот.
Они путаются, спорят. Сказочница им помогает.
Игра проводится 2-3 раза.
Ноты и движения игры (нажмите чтобы развернуть или свернуть)
Исходное положение: дети стоят в трех шеренгах, руки сплетены.
Музыка А
Такты 1-4: первая шеренга идет ко второй (такт 4 — замедлить) и кланяется.
Такты 5-8: отходят назад.
Музыка А (повторение)
Такты 1-4: вторая шеренга идет к первой, и дети кланяются.
Такты 5-8: отходят назад.
Музыка А (повторение)
Те же движения выполняют дети третьей шеренги и персонажи сказки.
Музыка Б
Все весело пляшут. Взрослые подыгрывают на инструментах.
С окончанием музыки шеренги быстро «заплетают плетень».
Сказочница.
Приятно было с вами, лесными жителями, познакомиться, поиграть. Но нам пора возвращаться.
Лесовик.
Давайте на прощанье все вместе спляшем.
Все исполняют русскую плясовую «Утушка луговая».
Ноты и движения плясовой (нажмите чтобы развернуть или свернуть)
Исходное положение: дети становятся свободно в центре зала, лицом к зрителям; ноги в VI позиции, руки на поясе. Рис.1
Вступление: стоять в исходном положении.
Фигура 1
Музыка А
Такты 1-4: сделать 7 шагов вперед с правой ноги, одновременно разводя руки в стороны; на счет «восемь» притопнуть ногой.
Такты 5-8: сделать 7 шагов назад с левой ноги, одновременно ставя руки на пояс, на счет «восемь» притопнуть ногой.
Музыка Б
Такты 1-8: топающими шагами перестроиться в большой круг; встать парами по кругу против часовой стрелки (рис. 2). Девочки левой рукой берут мальчиков под правую руку, свободные руки на поясе.
Фигура 2
Музыка А
Такты 1-4: сделать 7 шагов вперед с правой ноги, на счет «восемь» притопнуть ногой.
Такты 5-8: мальчикам повернуться на 180° направо, девочкам — налево и, взяв друг друга под руки, повторить движения тактов 1-4 (рис. 3),
Музыка Б
Такты 1-4: дети поворачиваются друг к другу лицом; девочки кладут руки на плечи мальчикам, которые держат их за талию. Топающими шагами покружиться к правому плечу партнера.
Такты 5-8: топающими шагами покружиться в другую сторону (к левому плечу партнера). С окончанием музыки встать лицом к центру круга.
Фигура 3
Музыка А
Такты 1-4: мальчикам сделать 7 шагов к центру круга с правой ноги; на счет «восемь» выполнить притоп, сказать: «Эх!»
Такты 5-8: отойти назад, повторяя движения тактов 1-4. Девочки пританцовывают (руки «полочкой» у груди), выполняют легкие притопы вправо, влево.
Музыка Б
Такты 1-4: девочкам сделать 7 шагов к центру круга, начиная с правой ноги; на счет «восемь» выполнить притоп, сказать: «Ух!» (высоким звонким голоосом).
Такты 5-8: девочкам отойти назад, повторяя движения тактов 1-4. Мальчики притопывают ногой, руки держат на поясе. Потом девочкам и мальчикам взяться за руки.
Фигура 4
Музыка А
Такты 1-4: всем детям двигаться по кругу против часовой стрелки, выполняя 7 шагов; на счет «восемь» сделать притоп.
Такты 5-8: топающими шагами повернуться на 180°.
Музыка Б
Такты 1-4: повторить движения тактов 1-4 музыки А, двигаясь по кругу по часовой стрелке.
Такты 5-8: топающими шагами встать в исходное положение.
На прощание старичок Лесовичок, филин Филимон и кот Баюн угощают детей дарами леса: испеченными шишками, грибочками, орешками — и прощаются с детьми и Сказочницей, приглашают еще приходить к ним в гости.