Игра-викторина «Посетим Литературную страну»
Участвуют: ведущая, три команды игроков по три человека в каждой, жюри.
Примечание.
Мероприятие «Посетим Литературную страну» требует уже достаточно большой предварительной подготовки, поэтому оно больше подойдет для использования учителями начальной школы. А вопросы самого мероприятия будут под силу учащимся вторых или третьих классов. В этом возрасте ребята уже имеют достаточный литературный опыт и знания. Кроме того, специальную предварительную подготовку к этому мероприятию лучше начать в начале второй четверти. Тогда само мероприятие удобно проводить в начале третьей четверти.
Итак, учитель принял решение провести викторину «Посетим Литературную страну», и он делает об этом сообщение для школьников. Тогда же он сообщает, что для участия в игре потребуются игроки, которые будут выбраны по специальным вопросам.
Для отбора игроков в классе на большом листе следует сначала вывесить вопросы, на которые все желающие принять участие в игре должны дать письменные ответы.
Первые девять школьников, которые дали правильные ответы на все вопросы, отбираются в качестве игроков для трех частей игры.
В каждой части игры участвует трое игроков. На всякий случай для игры можно отобрать и 1-2 человек в качестве «запасных».
Для того, чтобы в ходе игры проводить поощрение зрителей, дающих правильные ответы, понадобятся специальные знаки отличия - «житель Страны Литературии». Эти знаки отличия дети заранее сшили на уроках труда. Знак отличия представляет собой вырезанный по единому трафарету из картона или плотной бумаги круг с нарисованной на нем смешной рожицей. Рисунок может быть самым элементарным - круг-личико, точки-глазки и т. д. К кругу пришивается ленточка длиной около 1 м, закрепленная на нем так, чтобы «жителя Страны Литературии» можно было надевать на шею через голову.
Остальная подготовка к игре может вестись за 10—15 дней до проведения самой викторины «Посетим Литературную страну».
- Для хода игры понадобятся разноцветные квадраты для обозначения дорожек размером 60x60 см — четыре зеленых, три желтых и два красных.
- С игроками заранее разучиваются домашние задания - инсценировки отрывков из сказок и др.
- Для жюри понадобятся гонг и песочные часы для контроля за временем.
- Готовятся записи песен с необходимым содержанием.
Вопросы для отбора игроков
1.Как звали братьев Иванушки в сказке П. Ершова «Конек-горбунок»? (Данило и Гаврило).
2. Сколько веточек было на рогах у козлика Серебряное копытце? (Пять).
3. Как называлась харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик»? (Харчевня «Трех пескарей»).
4. Перечислите хотя бы пять персонажей из книги С. Маршака «Детки в клетке». (Верблюд, слон, тигренок, совята, воробей, эскимосская собака, обезьянка, пингвин и др.)
5. Как называется сказка К. Чуковского, в которой героиня пошла по полю и нашла денежку? («Муха-цокотуха»).
6. Кто такие Бандар-Логи? (Обезьяны в книге Р. Киплинга «Маугли»).
7. Как Изумрудный город в книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» из белого превращался в зеленый? (С помощью очков, которые надевались всем его обитателям).
8. На чем ехали жабы в стихотворении К. Чуковского «Тараканище»? (На метле).
9. Как называется рассказ Л. Толстого о мальчике, который сам пришел учиться в школу и сложил из букв свое имя? («Филиппок»).
Ведущая (учительница).
Сегодня мы проведем интересную игру, которая называется «Посетим Литературную страну». Тема игры — все о ваших любимых книгах. Вам придется вспомнить содержание самых известных детских книг, их героев и поступки этих героев. Игра будет проводиться в три тура, и в каждом туре мы выберем победителя. Таким образом, всего в игре будет целых три победителя. Но те, кто принимает участие в игре только как зритель, не должны расстраиваться. Ведь вам тоже будет предоставлено право попытаться стать победителем. Оказывается, условия в нашей игре построены так, что если игрок не сможет дать верный ответ на вопрос, это может сделать кто-то из зрителей. Судьи скажут, кто из вас первым поднял руку, тот и получит возможность ответить на вопрос. За правильный ответ зритель получает маленький приз — награду с изображением «жителя Страны Литературии». Кроме того, в конце каждого тура будет задаваться специальный вопрос для зрителей. И те зрители, которые наберут больше всего таких «жителей», тоже станут победителями игры.
Итак, я объявляю первый тур и прошу выйти к нам его участников. Сначала мы проведем розыгрыш дорожек. Для этого каждый из участников покажет заранее приготовленную инсценировку отрывка из известной книжки. А жюри скажет, у кого лучше получилось. В какой последовательности жюри оценит игроков-артистов, в такой они будут и выбирать дорожки.
Первый тур
Идет показ ребятами отрывков из книг. Можно предложить разыграть следующие отрывки: встреча Морозко и рукодельницы (по русской народной сказке «Морозко»), диалог Кристофера Робина и Винни-Пуха (по книге А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»), встреча Элли и Страшилы (по книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»).
Затем жюри объявляет, кто в какой последовательности выбирает дорожки для игры.
Ведущая.
Позвольте только, я объясню свойства каждой из дорожек. Посмотрите, самая длинна дорожка — зеленого цвета, в ней четыре квадрата. Тот, кто будет идти по этой дорожке, получит целых четыре вопроса, но зато он имеет право ошибиться два раза. Желтая дорожка состоит из трех квадратов. Игрок получит три вопроса, и он сможет ошибиться один раз. А красная дорожка ближе всех к цели. Игрок, который будет идти по двум красным квадратам, получит всего два вопроса, но зато он совсем не имеет права ошибаться. Тур заканчивается, как только кто-либо из игроков завершит свою дорожку. На обдумывание каждого ответа вам дается 30 секунд. За этим будет следить наш хранитель времени. А о том, что время на обдумывание закончилось, он напомнит вам ударом гонга.
Итак, первый этап — «Словесность».
Каждый игрок отвечает на один вопрос.
1. В стихотворении Федора Тютчева «Весенняя гроза» есть такие строки:
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы дождевые.
И солнце нити золотит.
Объясни смысл строчки «Повисли перлы дождевые». (Словом «перлы» в старину называли жемчужины. Поэт сравнивает дождевые капли с рассыпанным жемчугом).
2. Послушаем отрывок из известной сказки. «И хвост, и мех у него были, как у маленькой кошки, а голова и все повадки — как у ласочки. Глаза у него были розовые. И кончик его беспокойного носа тоже был розовый. И так умел он распушить свой хвост, что хвост делался похожим на круглую длинную щетку. И его боевой клич, когда он мчался в высоких травах, был...». Узнай по описанию, что же это был за герой. Из какой он сказки, как его звали, и какой боевой клич был у него? (Рикки-Тикки-Тави из одноименной сказки Редьярда Киплинга. Боевой клич — рикки-тикки-тикки-чик).
3. Послушай отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Осень».
«... сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы».
Объясни смысл слов в строчке «и страждут озими от бешеной забавы». (Озимь — поля, на которых осенью посеян хлеб; страждут - страдают, в данном случае - со страхом ждут, когда же по полям поскачут охотники, занимаясь «бешеной забавой» — охотой).
Второй этап — «Логика».
Каждый игрок должен отгадать ребус, в котором кроме букв есть число, записанное цифрой. Число надо заменить на его название, и тогда получится слово — отгадка ребуса.
1. с З ж (стриж).
2. р 1 а (родина).
3. 100 рож (сторож).
Третий этап -«География».
(Если в туре уже есть победитель, то остальные вопросы задаются зрителям).
1. Что это за город, и в какой книге он описан? «Доктор возвращался домой. Он ехал по широчайшим асфальтовым улицам, которые были освещены ярче, чем залы, и цепь фонарей бежала над ним высоко в небе. Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком. Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, черная и блестящая, как смола. Город опрокидывался в воду, тонул, уплывал и не мог уплыть, только растворялся нежными золотистыми пятнами». (Город из романа Ю. Олеши «Три толстяка»).
2. Какая гостья прилетела работать няней по следующему адресу. Как называется книжка, в которой описан этот адрес? «Если ты хочешь отыскать Вишневый переулок, просто-напросто спроси у полисмена на перекрестке. Он слегка сдвинет каску набок, задумчиво почешет в затылке, а потом вытянет палец своей ручищи в белой перчатке: «Направо, потом налево, потом опять сразу направо — вот ты и там! Счастливый путь!» («Мэри Поппинс» П. Трэверс).
Четвертый этап - «Литература».
В руках ведущего — коробочка. В ней спрятан необычный цветок, лепестки которого выполняли желания хозяина. Сколько было лепестков у этого цветка, и как называлась сказка о нем? (В. Катаев «Цветик-семицветик». 7 лепестков).
Дополнительный вопрос зрителям:
На каком языке говорила героиня сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»? (На французском, так как ее автор Ш. Перро — француз).
Победитель первого тура занимает свое место на стульях для победителей.
Второй тур
Розыгрыш дорожек.
Ребята показывают выполнение домашнего задания на тему: покажи героя песни. Под звучание известной музыки каждый игрок показывает поведение или танец героя книги. Предлагаются следующие музыкальные записи - «Песенка Винни-Пуха» М. Вайнберга (герой - Винни-Пух из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все»), песня «Маленький принц» М. Таривердиева (Маленький принц из одноименной сказки А. Сент-Экзюпери) и песня «Леди Мэри» М. Дунаевского (героиня — Мэри Поппинс из книги П. Трэверс). По результатам, объявленным жюри, игроки получают очередность выбрать себе дорожку для игры.
Первый этап — «Словесность».
1. Послушай отрывок из сказки. «Хочу вам рассказать о девочке Оле, которая вдруг увидела себя со стороны. Увидела так, как можно видеть не себя, а совсем другую девочку, — скажем, сестру или подругу». Объясни, как Оле удалось увидеть себя со стороны, и в какой книге это все происходило. (Оля побывала в Королевстве кривых зеркал, где встретилась со своим отражением в зеркале - девочкой по имени Яло. В. Губарев «Королевство кривых зеркал»).
2. Правильно расставь ударения в словосочетании «Машина-машина» (В первом слове ударение падает на первый слог, во втором слове — на второй слог).
3. Исправь ошибки в объявлении крокодила Гены: «Молодой кракодил пятидесяти лет хочет зависти себе друзей». (Правильное написание слов — «крокодил» и «завести»).
Второй этап. «Логика».
1. Возле ворот Изумрудного города на лавочке сидят двое охранников - Фарамант и Дин Гиор, а также волшебник Гудвин и одна из его кукол — Говорящая голова. Фарамант и Дин Гиор одинакового роста. Дин Гиор выше Гудвина. А Говорящая голова выше Фараманта. Кто выше — Гудвин или Говорящая голова? (Говорящая голова).
2. В предложенной фразе надо заменить все слова на слова, противоположные им по значению. Тогда получится хорошо всем известная пословица. «Старый веник грязнее сорит» (Новая метла чище метет).
3. Чтобы проснулась героиня сказки Ш. Перро «Спящая красавица», принц должен был поцеловать ее. А что сделал королевич Елисей в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, чтобы от сна пробудилась его невеста — царевна? (Царевич Елисей разбил хрустальный гроб, в котором она спала.
«И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала»).
Третий этап. «География».
1. Послушай отрывок из письма одного мальчика своим родителям и скажи название деревни, в которой он жил. В какой книге находилась эта деревня? «Я живу хорошо, просто замечательно. У меня есть свой дом. Он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Мама и папа, я по вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где я живу. А то вы меня заберете». (Деревня Простоквашино. Э. Успенский. «Дядя Федор, пес и кот»).
2. Послушай, какими словами начинается одна книжка. Вспомни ее название и ее автора. «В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду - мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого». (С. Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса вместе с дикими гусями»).
Четвертый этап. «Литература».
Как звали девочку, которая вместо фразы «Якову дали яблоко» прочитала «Тыкову дали тыблоко»? (Иринушка из рассказа Л. Пантелеева «Буква «ты»).
Вопрос зрителям:
В этой коробочке спрятаны два предмета, которые помогали девочке Жене из сказки В. Катаева собирать землянику. («Дудочка и кувшинчик»).
Второй победитель занимает свое место на стуле.
Третий тур
Розыгрыш дорожек.
Каждый участник тура должен с закрытыми глазами нарисовать героя из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Первый - Страшилу, второй — Железного Дровосека, третий - Элли.
По оценкам жюри игроки получают право выбирать свою дорожку для игры
Первый этап - «Словесность».
1. Кристофер Робин, герой книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» однажды оставил своим друзьям такую записку: «Ушол Щасвирнус Занит Щасвирнус». Исправь ошибки в написании этой записки. ( Ушел. Сейчас вернусь. Занят. Сейчас вернусь).
2. Поставь пропущенные слова, обозначающие разные цвета - красный, синий и серый, — в названия книг.
Сказки Ш. Перро «... шапочка» и «... борода» и рассказ Д. Мамина-Сибиряка «... шейка».
3. Восстанови стихотворение по последним словам его строчек: мая, гром, играя, голубом. (Ф. Тютчев «Весенняя гроза».
«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом»).
Второй этап - «Логика».
1. На лавочке мирно сидят герои книг К. Чуковского — Мойдодыр, Айболит, Бибигон и Муха-цокотуха. Бибигон — крайний слева. Но если он сядет между Айболитом и Мойдодыром, то Мойдодыр окажется крайним слева. Кто где сидит сейчас?
(Бибигон, Мойдодыр, Айболит, Муха-цокотуха).
2. Незнайка решил пойти учиться в школу. Его друг Пончик предложил выбрать ему рюкзачок для учебников и тетрадей. Появившийся волшебник показал друзьям три разноцветных рюкзачка - белый, черный и желтый. На каждом рюкзачке имеется надпись. На черном — «Желтый рюкзак пуст». На желтом — «Здесь лежат игрушки». А на белом — «Здесь лежат учебники и тетради». Волшебник сказал: «Действительно, в одном рюкзачке лежат учебники и тетради, в другом — игрушки, а третий пустой. Но учти, что все надписи на рюкзачках неверные. Угадай, в каком из них находятся учебники и тетради, тогда я подарю тебе этот рюкзачок». Думали-думали Незнайка и Пончик, и, наконец, выбрали нужный рюкзачок. И ты подумай и найди нужный. В каком из них учебники и тетради? (Учебники и тетради в желтом рюкзачке).
3. Послушай видоизмененную пословицу: «Под милиционером косынка тонет». Замени в этой фразе все слова на их противоположное значение. Тогда у тебя получится действительно известная пословица. Какая? (На воре шапка горит).
Третий этап - «География».
1. Послушайте отрывок из сказки. «Как мне описать вам, дети, красоту и великолепие представшего перед глазами Мари города, который широко раскинулся на усеянной цветами роскошной поляне. Все дома были украшены сахарными галереями ажурной работы. Посередине, как обелиск, возвышался сладкий пирог, обсыпанный сахаром, а вокруг из четырех искусно сделанных фонтанов били вверх струи лимонада и других вкусных прохладительных напитков. Бассейн был полон взбитых сливок, которые так и хотелось зачерпнуть ложкой». В какой книге описан этот город, и как его название? (Э.-Т.А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный король»).
2. Послушайте начальные слова из одной сказки. «И вот шесть лет назад пришлось мне сделать вынужденную посадку в пустыне Сахара. Что-то сломалось в моторе моего самолета. Я должен был исправить мотор или погибнуть. Воды у меня едва хватило бы на неделю. Итак, в первый вечер я уснул на песке в пустыне, где на тысячи миль не было никакого жилья. Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту посреди океана, и тот не был бы так одинок». Но, однако, рассказчик этой истории на рассвете был разбужен. Кто же разбудил его? (Маленький принц. Герой одноименной книги А. Сент-Экзюпери).
Четвертый этап — «Литература»
Что и как открыл Винни-Пух? (Северный полюс. Он нашел палку, воткнутую в землю, и все решили, что это земная ось, которая проходит через полюсы Земли - Северный и Южный).
Вопрос зрителям.
С названия какого предмета начинается стихотворение С .Михалкова «А что у вас?»?
И сказал ребятам Боря просто так:
—А у меня в кармане...» (Гвоздь).
Ведущая.
По окончании последнего раунда у нас вышли в финал трое победителей. Они все получают призы — интересные книги. Те зрители, которые завоевали больше всех призов-соображалок, будут участниками следующей игры. До новых встреч.
См. также:
Бенефис Бабы Яги. Театрализованная игровая программа-викторина