Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Образная природа словесного искусства и художественный образ в литературе

  • Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс

Художественная литература наряду с музыкой, живописью и т. п. является одним из видов искусства. Слово «искусство» многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является её результатом (произведение).

Специфика художественной литературы заключается в том, что это — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции человеческого языка. Таким образом, литература — это искусство слова.

Функции искусства:

  • Эстетическая — воспроизведение действительности по законам красоты, формирование эстетического вкуса.
  • Социальная — идейное воздействие на общество, преобразование социальной реальности.
  • Компенсаторная — возврат душевного равновесия, решение психологических проблем, «уход» от серой повседневности, компенсация недостатка красоты и гармонии в жизненных буднях.
  • Гедонистическая — способность искусства приносить удовольствие человеку.
  • Познавательная — изучение действительности и анализ её при помощи художественных образов.
  • Прогностическая — прогнозирование и предугадывание будущего.
  • Воспитательная — формирование личности человека

Художественный образ — это форма отражения действительности в искусстве; любое явление, творчески переосмысленное и воссозданное автором в произведении

В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определённое идейно-эстетическое содержание.

Художественный образ бывает авторским (вырастающим из индивидуального видения художником мира) или традиционным (заимствованным из мифологии или мировой культуры)

Художественный образ неотделим от своего реального прообраза, художественно переосмысленного автором. Он отражает взгляды писателя на прообраз, помогает раскрыть особенности авторского мировосприятия. Будучи элементом или частью целого произведения, может обладать относительной самостоятельностью (например, «алые паруса») и ёмкостью символа, многозначностью трактовок; ориентирован на сотворчество читателя.

Художественный образ бывает авторским (вырастающим из индивидуального видения художником мира) или традиционным (заимствованным из мифологии или мировой культуры).

По предметному содержанию различают образы:

  • героев (создают систему персонажей): образ Пьера Безухова;
  • природы: природный пейзаж, городской пейзаж;
  • предметов: диван и халат Обломова;
  • времени и пространства: пути-дороги, ночи

По характеру обобщённости различают образы:

  • индивидуальные (авторские, неповторимые): образ Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери» В. Гюго;
  • характерные (обобщённые, в которых отражены черты, присущие многим людям определённой эпохи): персонажи драм А. Н. Островского;
  • типические (выражают общечеловеческие черты): Гобсек О. де Бальзака, Гамлет У. Шекспира
  • Топосы: общие для литературы целой эпохи или нации (образы «маленького человека», «нового человека», «лишних людей»)
  • Архетипы (мифологемы): общечеловеческие, бессознательно передающиеся из поколения в поколение образы (матери, дома, дороги)
  • Образы-мотивы: устойчиво повторяющиеся в творчестве определенного писателя (Прекрасная Дама А. А. Блока)

«Вечные образы» — художественные образы, которые имеют внеисторическую значимость. Прометей, Фауст, Гамлет, Дон Кихот приобрели нарицательный смысл и стали символами. В вечных образах запечатлены главные качества и свойства человеческой личности (готовность к самопожертвованию, стремление к истине, поиски смысла жизни и др.)

Лирический герой — образ поэта (его лирическое «я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности. Представление о лирическом герое носит суммарный характер и формируется в процессе приобщения к тому внутреннему миру, который раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения.

Образная природа словесного искусства и художественный образ в литературе. Подготовка к экзамену

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.
  • Библиотека школьника