Понятие о комическом и его видах: сатира, юмор, ирония, сарказм
- Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Комическое раскрывает жизненные противоречия через осмеяние. В основе комического лежит несоответствие норме, которое может проявляться на языковом уровне, на уровне сюжета и на уровне характеров. Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм.
Трагическое — отображение неразрешимого жизненного конфликта, в результате которого происходит переоценка ценностей. Трагическое обусловлено внутренней природой человека. Трагический характер всегда активен, он находится в постоянном поиске ответов на важнейшие вопросы, в противоборстве обстоятельствам.
Юмор — это добрый смех, незлобная насмешка; может быть добродушным или жестоким («чёрным»).
Подлинный юмор предполагает наличие высоких идеалов, иначе превращается в цинизм, пошлость.
Юмор активно использовали A. П. Чехов, Н. В. Гоголь, B. М. Шукшин.
«Солнце то восходило, то заходило. На том месте, где была заря, летела стая птиц. Где-то пастух пас свои стада и какие-то облака носились немножко ниже неба» (А. П. Чехов «Каникулярные работы институтки Наденьки N»).
Сарказм — язвительная насмешка, едкая издёвка, высшая степень иронии; отличается беспощадностью и резкостью осмеяния, открыто выраженного. Проявляется в эпиграммах А. С. Пушкина, «Думе» М. Ю. Лермонтова.
«Обложил в свою пользу жителей данью по три копейки с души, предварительно утопив в реке экономии директора» (М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»).
Ирония — это скрытая насмешка; комический эффект создаётся путём намеренного употребления слов со значением, противоположным тому, что желает сказать автор.
Ирония может быть уничтожающей или совершенствующей личность человека, прямой (направленной на объект) или самоиронией (направленной на себя).
«Полицмейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. он был среди граждан совершенно как родной в семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую» (Н. В. Гоголь «Мёртвые души»).
Сатира — изобличение и гневное осмеяние того, что противоречит нравственным законам.
Сатира отрицает осмеиваемое и противопоставляет его идеалу, она направлена на обличение общественных пороков. Связана с именами Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и Др.
«Прошёл день, прошёл другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить» (М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).
Гротеск — гипертрофированное преувеличение до карикатурного искажения, придающее описываемому фантастический характер.
От фр. grotesque, от итал. grotesco — причудливый, комичный.
С помощью гротеска смещаются границы правдоподобия, реальное соединяется с фантастическим, создавая абсурдные и комические ситуации, парадоксальные несоответствия. Главный признак гротеска — гиперболизация (преувеличение).
Гротеск ярко проявляется в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина в образах градоначальников, в повести Н. В. Гоголя «Нос».