Модернизм в литературе
- Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Модернизм (от фр. modern — новейший, современный) — общее название литературных направлений, пришедших на смену реализму.
Направления модернизма объединяет отказ от веры во всемогущество разума.
Направления модернизма:
Авангардизм.
От фр. avant — вперед, garde — отряд.
В разные периоды авангардизмом назывались различные течения, провозглашавшие свою оппозиционность по отношению к традиционной культуре, отказывавшиеся от классических форм и приемов.
Символизм.
Символизм возник в 1870-е гг. во Франции, в русской литературе появился в 1890-х и постепенно отошёл к 1920-м гг.
Для символистов характерно представление о принципиальной непознаваемости мира и его закономерностей.
Единственный способ познания мира — духовный опыт и творческая интуиция, поэтому исключительную роль обрело искусство.
Основа поэтики — символ, принципиально многозначный, содержащий в себе перспективу бесконечного развёртывания смыслов образов.
В связи с возможностью множественности трактовок произведение искусства в модернизме становится творческим актом не только автора, но и читателя.
Представители в русской литературе:
старшие символисты Московской группы: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт;
старшие символисты Питерской группы: Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб;
младосимволисты: А. А. Блок, И. Ф. Анненский, А. Белый, Вяч. Иванов.
Представители символизма в мировой литературе: Ш. Бодлер, А. Рембо и др.
Акмеизм.
От греч. akme — вершина, высшая степень чего-либо, появился в 1910-е гг., был связан с конкретной литературной группой «Цех поэтов», просуществовал недолго.
Акмеизм выделился из символизма как его преодоление.
Акмеисты отказались от символистской многозначности образов, призывали возвратиться к материальному миру, предмету, точному значению слова.
Задача литературы для акмеистов — «прекрасная ясность», непосредственный взгляд на мир.
Представители: С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам.
Футуризм.
От лат. futurum — будущее; букв, «будетлянство» — термин В. Хлебникова; время существования — начало XX в. Основатель — итальянский поэт Ф. Т. Маринетти.
Футуризм — явление неоднородное, в его рамках выделяется кубофутуризм, эгофутуризм, а также отдельные творческие группы.
В Москве сложилась школа кубофутуристов, или «Гилея»:
Н. Д. Бурлюк и Д. Д. Бурлюк, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, В. В. Хлебников, А. Е. Кручёных.
Кубофутуристы развивали принципы кубизма, стремились обновить искусство, сравнивая это с социальной революцией.
В Петербурге сформировалась школа эгофутуристов: И. Северянин, И. Гнедов, К. К. Олимпов.
Эгофутуристы провозглашали интуитивное творчество и художественный индивидуализм, эклектически сочетая различные литературные традиции.
В 1913 г. возникли группы «Центрифуга» (С. П. Бобров, Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак и др.) и «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, К. А. Большаков и др.). Футуристы «второго призыва» проявили себя эпигонами кубо- или эгофутуризма.
Импрессионизм.
От фр. impression — впечатление — художественный стиль, распространенный в 1870-1920-е гг. Импрессионисты стремились передать непосредственное мгновенное впечатление от реальности, создавая импровизацтю ярких образов. Элементы проявляются в творчестве К. Д. Бальмонта, И . Ф. Анненского, А. А. Фета.
Экспрессионизм.
От лат. expressio — выражение, приходит на смену импрессионизму в 1910-х гг.
Экспрессионизму присущ социально-обличительный пафос, эмоционально-психологическая насыщенность («искусство крика», «эстетика морального шока»), ассоциативность.
Основные приемы — гротеск, гипербола, контраст.
К этому стилю юлизки индивидуальные манеры разных русских писателей XX в.: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Н. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского.
В мировой литературе — Ф. Кафка («Превращение»).
Кубизм.
От фр. cubisme, от cube — куб. Направление во французском искусстве 1900-1910-х гг. в живописи (П. Пикассо), которое нашло отражение и в литературе.
Элементы кубизма есть в раннем творчестве В. В. Маяковского.
Имажинизм.
Течение и поэтическая группа в русской литературе конца 1910-1920-х гг. Группа была образована в 1918 г. С. А. Есениным, А. Б. Мариенгофом и В. Г. Шершеневичем. Они декларировали подчиненность содержания художественной форме.
Особенность поэзии — метафорический образ, основанный на сопоставлении непохожих предметов, явлений и понятий.
Сюрреализм.
От фр. surrealisme, букв. — сверхреализм. Направление в искусстве XX в., провозгласившее источником искусства сферу подсознания. Возник в 1910-1920-х гг.
Представители — А. Бретон, Л. Арагон, П. Элюар, Т. Тцара.
Особенность — разрыв логических связей, хаотичная, ничем не упорядоченная запись реальности, состыковка деталей и сцен по случайному принципу, фиксирование всех пришедших в голову идей.