Анализ эпического произведения. А. П. Чехов «Ионыч» 1898 г.
- Класс: 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Жанровая природа произведения:
рассказ
Тема. Проблема:
Процесс поглощения человека пошлостью, рутиной жизни, внутренняя смерть человека. Проблема превращения молодого, энергичного врача Старцева в любящего только деньги Ионыча.
Сюжетно-композиционные особенности (в том числе и внесюжетные элементы):
Рассказ состоит из пяти глав, в каждой из которых показаны этапы «пути вниз» главного героя, Дмитрия Ионыча Старцева.
Пространство и время:
В первых четырёх главах показано прошлое героя, в пятой — настоящее.
Система образов и способы их раскрытия:
Старцев назначен земским врачом в провинциальный город, обыватели которого ведут монотонную жизнь («скука и однообразие», «стоит заговорить о чём-нибудь несъедобном, <...> заводит такую философию, тупую и злую, что остаётся только рукой махнуть и отойти»). Старцев беден («дьячковский сын», ходит пешком — своих лошадей у него нет), много работает, потому что «надо трудиться, без труда жить нельзя».
Заметив влюблённость Старцева, Катерина Ивановна (Котик) Туркина решает «пошутить»: назначает ему свидание вечером на кладбище.
Он напрасно ждёт её («ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждёт любви во что бы то ни стало»). Это эмоциональный пик героя.
Старцев делает предложение (при этом подумав о приданом и карьере) и получает отказ. За четыре года главный герой становится простым обывателем: «Старцев ещё больше пополнел, ожирел», «пухлый, красный», «не человек, а языческий бог». Жизнь его — это «глухая тоска небытия». Состояние его растёт. Он жаден и груб. Единственное его увлечение — рассматривать денежные купюры.
Идея. Замысел писателя и его воплощение:
Автор ставит вопрос о смысле жизни, о губительной силе пошлости и «обывательщины». Показывая духовную деградацию героя, Чехов утверждает: человека формирует не только среда, но и стремления, идеалы, которые и помогают противостоять обстоятельствам.
Место произведения в историко-литературном процессе:
Рассказ тесно связан с темой «футлярности».
Деградация Дмитрия Старцева
В город С. приезжает молодой земский врач Дмитрий Ионыч Старцев. Он увлечен своей деятельностью, лечит бедняков; способен на искреннее чувство к Екатерине Ивановне (Котику), дочери Туркиных, «самых талантливых людей в городе».
Старцев ходит пешком — своих лошадей у него еще нет.
Постепенно частная практика становится главным его занятием, страсть к наживе — смыслом жизни.
У Старцева появляется пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке (двойник Старцева). Герой думает о том, что ему не нужно полнеть.
Через четыре года у Старцева уже большая практика. Он еще рассуждает о том, что «нужно трудиться...».
У Старцева уже тройка с бубенчиками. Он пополнел, страдает одышкой. Пополнел и его кучер Пантелеймон.
Старцев окончательно деградирует. Любовь Екатерины Ивановны его не трогает. На слова Котика о высоком предназначении Старцев вспоминает свое любимое занятие — пересчитывать по вечерам деньги.
Спустя несколько лет Старцев еще больше пополнел, тяжело дышит и уже ходит, откинув голову назад.