Стихотворный размер в литературе
- Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Это способ звуковой организации стихотворного произведения или его отрывка. В силлабо-тонической системе стихосложения размер определяется сочетанием метра (принципа чередования ударных и безударных слогов) и числа стоп (минимальное повторяющееся число ударных и безударных слогов).
Размеры силлабо-тонической системы стихосложения
Двусложные
- Ямб
- Хорей (трохей)
- Пиррихий
- Спондей
Трехсложные
- Дактиль
- Амфибрахий
- Анапест
Знак «—» обозначает долгий слог (ударный), «∪» — краткий (безударный).
Ямб — двусложная стопа, в которой ударный слог следует за безударным.
«Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!»
(А. А. Фет)
∪ – | ∪ – | ∪ – | ∪ – | ∪ – | ∪
∪ – | ∪ – | ∪ – | ∪ – | ∪ – |
Хорей — двусложная стопа, в которой безударный слог следует за ударным:
«Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана...»
(М. Ю. Лермонтов)
– ∪ | – ∪ | – ∪ | – ∪ | – ∪ |
– ∪ | – ∪ | – ∪ | – ∪ | – ∪ |
Пиррихий — двусложная стопа, которая состоит из двух безударных слогов и может заменять стопу ямба или хорея.
Мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи;
Невиди́мкою луна́…
(А. С. Пушкин. Бесы)
(Во второй строке четырёхстопный хорей с пиррихием на первой и третьей стопе.)
亠 ∪ | 亠 ∪ | 亠 ∪ | 亠 ∪
∪ ∪ | 亠 ∪ | ∪ ∪ | 亠
Спондей — (от греч. spondeios — застольная песня) — стопа, состоящая из двух долгих, ударных слогов в ямбе или хорее.
«Что ищет он в стране далёкой?»
(М. Ю. Лермонтов. Парус)
亠 亠 | ∪ 亠 | ∪ 亠 | ∪ 亠 | ∪
(Пятистопный ямб со спондеем на первой стопе.)
Дактиль — трехсложная стопа с ударением на первом слоге.
«Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...»
(Ф. И. Тютчев)
– ∪ ∪ | – ∪ ∪ | – ∪ ∪ | – ∪
– ∪ ∪ | – ∪ ∪ | – ∪ ∪ | –
Амфибрахий — трёхсложная стопа, в которой ударный слог находится между двумя безударными/
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...»
(М. Ю. Лермонтов)
∪ – ∪ | ∪ – ∪ | ∪ – ∪ | ∪ – ∪ | ∪ –
∪ – ∪ | ∪ – ∪ | ∪ – ∪ |
Анапест — трёхсложная стопа: два первых слога — безударные, а последний — ударный/
«Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг!»
(Н. А. Некрасов)
∪ ∪ – | ∪ ∪ – | ∪ ∪ – | ∪
∪ ∪ – | ∪ ∪ – | ∪ ∪ – |
Логаэды — cтихи, в которых сочетаются двухсложные и трехсложные стопы.
«Сегодня дурной день:
Кузнечиков хор спит,
И сумрачных скал сень —
Мрачней гробовых плит»
(О. Э. Мандельштам)
∪ – | ∪ ∪ – | –
∪ – | ∪ ∪ – | –
Дольник — переходная форма от силлабического стиха к тоническому. Основан на счете ударных слогов при произвольном между ними количестве безударных (от нуля до двух). Распространен в поэзии XX в. (А. А. Блок, А. А. Ахматова).
«Девушка пела в церков ном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою»
(А. А. Блок)
Верлибр (свободный стих) — cтихотворный размер, не учитывающий число и порядок расположения ударных и безударных слогов, а опирающийся на интонационную соизмеримость строк. Не предполагает размера, рифмы, упорядоченных по длине строф. Был популярен в XX в., особенно в авангарде. Писали верлибром А. А. Блок, Вс. Некрасов, И. Холин, А. Белый, У. Уитмен, А. Рембо, П. Верлен и др.
«Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней»
(А. А. Блок)
Акцентный стих — тоническое стихосложение, основанное на относительно выровненном количестве ударных слогов и произвольном количестве безударных между ними. Бывает только рифмованным, без рифмы становится верлибром. Построен на соотнесении ударений, а не слогов, повышенной роли пауз. Употреблялся в народном творчестве. В XIX-XX вв. его использовали З. Н. Гиппиус, А. А. Блок, С. А. Есенин, А. Белый, В. В. Маяковский.
«Не верю, что есть цветочная Ницца!
Мною опять славословятся
мужчины, залежанные, как больница,
и женщины, истрепанные, как пословица»
(В. В. Маяковский)
Белый стих — нерифмованный стих, обладающий, в отличие от свободного стиха, определенным размером. Выделяют белый ямб, белый дольник и т. д. Часто использовался в конце XVIII — начале XX в.
«Давно или недавно, сам не знаю,
Но с той поры лишь только знаю цену
Мгновенной жизни, только с той поры
И понял я, что значит слово счастье»
(А. С. Пушкин)
В русской поэзии активно использовался белый стих как для переводов иностранных произведений, так и для их имитации. Он органично функционирует в любых силлабо-тонических формах, применяется в сочинениях, принадлежащих к любому литературному роду.
Белый 5-стопный ямб был заимствован в Россию из Англии под влиянием драм и трагедий Шекспира.
Белый 4-стопный хорей применялся в стихотворных эпических жанрах, например в героических балладах.