Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Стихотворный размер в литературе

  • Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс

Это способ звуковой организации стихотворного произведения или его отрывка. В силлабо-тонической системе стихосложения размер определяется сочетанием метра (принципа чередования ударных и безударных слогов) и числа стоп (минимальное повторяющееся число ударных и безударных слогов).

Размеры силлабо-тонической системы стихосложения

Двусложные

  • Ямб
    ямб стихотворный размер
  • Хорей (трохей)
    хорей стихотворный размер
  • Пиррихий
    пиррихий стихотворный размер
  • Спондей
    спондей стихотворный размер

Трехсложные

  • Дактиль
    дактиль стихотворный размер
  • Амфибрахий
    амфибрахий стихотворный размер
  • Анапест
    анапест стихотворный размер

Знак «—» обозначает долгий слог (ударный), «∪» — краткий (безударный).

Ямб — двусложная стопа, в которой ударный слог следует за безударным.

«Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!»
(А. А. Фет)

∪ – | ∪ – | ∪ – | ∪ – | ∪ – | ∪
∪ – | ∪ – | ∪ – | ∪ – | ∪ – |

Хорей — двусложная стопа, в которой безударный слог следует за ударным:

«Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана...»
(М. Ю. Лермонтов)

– ∪ | – ∪ | – ∪ | – ∪ | – ∪ |
– ∪ | – ∪ | – ∪ | – ∪ | – ∪ |

Пиррихий — двусложная стопа, которая состоит из двух безударных слогов и может заменять стопу ямба или хорея.

Мча́тся ту́чи, вью́тся ту́чи;
Невиди́мкою луна́…
(А. С. Пушкин. Бесы)

(Во второй строке четырёхстопный хорей с пиррихием на первой и третьей стопе.)

亠 ∪ | 亠 ∪ | 亠 ∪ | 亠 ∪
∪ ∪ | 亠 ∪ | ∪ ∪ | 亠

Спондей — (от греч. spondeios — застольная песня) — стопа, состоящая из двух долгих, ударных слогов в ямбе или хорее.

«Что ищет он в стране далёкой?»
(М. Ю. Лермонтов. Парус)

亠 亠 | ∪ 亠 | ∪ 亠 | ∪ 亠 | ∪

(Пятистопный ямб со спондеем на первой стопе.)

Дактиль — трехсложная стопа с ударением на первом слоге.

«Как хорошо ты, о море ночное, —
Здесь лучезарно, там сизо-темно...»
(Ф. И. Тютчев)

– ∪ ∪ | – ∪ ∪ | – ∪ ∪ | – ∪
– ∪ ∪ | – ∪ ∪ | – ∪ ∪ | –

Амфибрахий — трёхсложная стопа, в которой ударный слог находится между двумя безударными/

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...»
(М. Ю. Лермонтов)

∪ – ∪ | ∪ – ∪ | ∪ – ∪ | ∪ – ∪ | ∪ –
∪ – ∪ | ∪ – ∪ | ∪ – ∪ |

Анапест — трёхсложная стопа: два первых слога — безударные, а последний — ударный/

«Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг!»
(Н. А. Некрасов)

∪ ∪ – | ∪ ∪ – | ∪ ∪ – | ∪
∪ ∪ – | ∪ ∪ – | ∪ ∪ – |

Логаэды — cтихи, в которых сочетаются двухсложные и трехсложные стопы.

«Сегодня дурной день:
Кузнечиков хор спит,
И сумрачных скал сень —
Мрачней гробовых плит»
(О. Э. Мандельштам)

∪ – | ∪ ∪ – | –
∪ – | ∪ ∪ – | –

Дольник — переходная форма от силлабического стиха к тоническому. Основан на счете ударных слогов при произвольном между ними количестве безударных (от нуля до двух). Распространен в поэзии XX в. (А. А. Блок, А. А. Ахматова).

«Девушка пела в церков ном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою»
(А. А. Блок)

Верлибр (свободный стих) — cтихотворный размер, не учитывающий число и порядок расположения ударных и безударных слогов, а опирающийся на интонационную соизмеримость строк. Не предполагает размера, рифмы, упорядоченных по длине строф. Был популярен в XX в., особенно в авангарде. Писали верлибром А. А. Блок, Вс. Некрасов, И. Холин, А. Белый, У. Уитмен, А. Рембо, П. Верлен и др.

«Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней»
(А. А. Блок)

Акцентный стих — тоническое стихосложение, основанное на относительно выровненном количестве ударных слогов и произвольном количестве безударных между ними. Бывает только рифмованным, без рифмы становится верлибром. Построен на соотнесении ударений, а не слогов, повышенной роли пауз. Употреблялся в народном творчестве. В XIX-XX вв. его использовали З. Н. Гиппиус, А. А. Блок, С. А. Есенин, А. Белый, В. В. Маяковский.

«Не верю, что есть цветочная Ницца!
Мною опять славословятся
мужчины, залежанные, как больница,
и женщины, истрепанные, как пословица»
(В. В. Маяковский)

Белый стих — нерифмованный стих, обладающий, в отличие от свободного стиха, определенным размером. Выделяют белый ямб, белый дольник и т. д. Часто использовался в конце XVIII — начале XX в.

«Давно или недавно, сам не знаю,
Но с той поры лишь только знаю цену
Мгновенной жизни, только с той поры
И понял я, что значит слово счастье»
(А. С. Пушкин)

В русской поэзии активно использовался белый стих как для переводов иностранных произведений, так и для их имитации. Он органично функционирует в любых силлабо-тонических формах, применяется в сочинениях, принадлежащих к любому литературному роду.
Белый 5-стопный ямб был заимствован в Россию из Англии под влиянием драм и трагедий Шекспира.
Белый 4-стопный хорей применялся в стихотворных эпических жанрах, например в героических балладах.

Стихотворный размер в литературе

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.
  • Библиотека школьника