Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Ритм. Рифма. Виды рифмы в литературе. Строфа

  • Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс

Ритм — постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных — слогов ударных и безударных.

Рифма — повтор отдельных звуков или звуковых комплексов в окончаниях двух или нескольких строк стихотворения.

С понятием «поэтический ритм» связаны все регулярные композиционно значимые повторы словесно-звукового материала.
К числу таковых относятся повторы:

  • тождественных или аналогичных слоговых групп (тонический ритм);
  • стиховых строк равной длительности (силлабический);
  • синтаксических конструкций в пределах одной или нескольких соотносимых стиховых строк (синтаксический);
  • звуков в конце строк (рифма);
  • звуков на равных композиционных местах внутри строк (внутренняя рифма);
  • чередование рифмующих окончаний по положению ударного слога от конца — мужское и женское, мужское и дактилическое;
  • пауз в конце стиховых строк;
  • пауз словоразделов на равных композиционных местах внутри стиховых строк (цезура);
  • соотношений между синтаксическим строем предложения и метрической основой стиха (интонационный ритм).

Классификации рифм

По степени совпадения рифмующихся элементов выделяются рифмы:

  • точная — заударные конечные звуки совпадают:
    полюбишь — голубишь
  • неточная — заударные конечные звуки не совпадают по звучанию, количеству, порядку расположения:
    пророчит — хохочет

По типу конечного звука выделяют рифмы:

  • открытая — оканчивается на гласную:
    отдана — верна
  • закрытая — оканчивается на согласную:
    забавлять — поправлять

По положению ударения выделяют рифмы:

  • мужская — ударение приходится на последний слог:
    рыдал — стоял;
  • женская — ударение приходится на предпоследний слог:
    наука — скука;
  • дактилическая — ударение приходится на третий от конца слог:
    кается — мается;
  • гипердактилическая — ударение приходится на четвёртый (и далее) от конца слог:
    падающий — скрадывающий

Рифмующиеся элементы в строфе могут располагаться различными способами. Выделяют следующие типы рифмовок:

  • парная (смежная) — рифмующиеся элементы располагаются по схеме aabb:
    «Солнце пахнет травами,
    Свежими купавами,
    Пробуждённою весной
    И смолистою сосной».
    (К. Бальмонт)
  • перекрёстная — рифмующиеся элементы располагаются по схеме abab:
    «Гул затих. Я вышел на подмостки.
    Прислонясь к дверному косяку,
    Я ловлю в далёком отголоске,
    Что случится на моём веку».
    (Б. Пастернак)
  • опоясывающая (кольцевая) — рифмующиеся элементы располагаются по схеме abba:
    «С земли не видно. Страшную беду
    Почувствовав, мы сразу замолчали.
    Заупокойно филины кричали,
    И душный ветер буйствовал в саду».
    (А. Ахматова)
  • смешанная — рифмовка, в которой сочетаются различные схемы aabab:
    «О, горько, горько я рыдал,
    Когда в то утро я стоял
    На берегу родной реки,
    И в первый раз её назвал
    Рекою рабства и тоски!..».
    (Н. А. Некрасов)

Строфа

Повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединённое определённой системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха.

Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом.
Основные виды строф:

  • двустишие — строфа, состоящая из двух стихов.
    Порода красоты лицу не придает:
    В селе и в городе цветок равно цветет
    (А. П. Сумароков)
  • четверостишие — строфа, состоящая из четырех стихов.
    В те времена, когда роились грезы
    В сердцах людей, прозрачны и ясны,
    Как хороши, как свежи были розы
    Моей любви, и славы, и весны!
    (И. Северянин)
  • октава (8 строк) — 8-стишная строфа с рифмовкой abababcc.
    Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
    Последние листы с нагих своих ветвей;
    Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
    Журча еще бежит за мельницу ручей,
    Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
    В отъезжие поля с охотою своей
    И страждут озими от бете ной забавы,
    И будит лай собак уснувшие дубравы
    (А. С. Пушкин)
  • терцины (3 строки) (терцеты) — трехстишные строфы. Стихотворение, написанное терцинами, заканчивается отдельно стоящим стихом и имеет следующую рифмовку: aba bcb cdc ... хух yzy z. Так написана «Божественная комедия» Данте Алигьери.
    Из зала в зал иду свершать завет,
    Гоним тоскою страсти безна чалъной, —
    Так сострадай и помни, мой поэт:
    Я обречен в далеком мраке спальной,
    Где спит она и дышит горячо.
    Склонясь над ней влюбленно и печально,
    Вонзить свой перстень в белое плечо!
    (А. А. Блок)
  • онегинская строфа — 14-строчное стихотворение, включающее все виды рифмовки: abab ccdd effe gg (14 строк).
    Онегинской строфой написан «Евгений Онегин» А. С. Пушкина.
  • одическая строфа (10 строк) — строфа, состоящая из десяти стихов, с рифмовкой ababccdeed. Употреблялась в торжественных одах.
    Ты цепь существ в Себе вмещаешь,
    Ее содержишь и живишь;
    Конец с началом сопрягаешь
    И смертию живот даришь.
    Как искры сыплются, стремятся,
    Так солнцы от Тебя родятся;
    Как в мразный, ясный день зимой
    Пылинки инея сверкают,
    Вратятся, зыблются, сияют,
    Так звезды в безднах под Тобой
    (Г. Р. Державин)

Пример онегинской строфы:

перекрёстная
а Мы все учились понемногу,
b Чему-нибудь и как-нибудь:
а Так воспитаньем, слава Богу,
b У нас немудрено блеснуть

парная
с Онегин был, по мненью многих
с (Судей решительных и строгих),
d Учёный малый, но педант,
d Имел он счастливый талант

кольцевая
е Без принужденья в разговоре
f Коснуться до всего слегка,
f С учёным видом знатока
е Хранить молчанье в важном споре

парная
g И возбуждать улыбку дам
g Огнём нежданных эпиграмм

Ритм. Рифма. Виды рифмы в литературе. Строфа

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.
  • Библиотека школьника