Язык художественного произведения в литературе
- Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Поэтический синтаксис и интонационные фигуры
Риторический вопрос — утверждение в форме вопроса, не требующего ответа (он известен).
Усиливает эмоциональность высказывания:
«Зачем душа в тот край стремится,
Где были дни, каких уж нет?».
(В. А. Жуковский)
Риторическое восклицание — эмоциональное утверждение определённой мысли:
«Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!».
(А. А. Блок)
Риторическое обращение — обращение условного характера, усиливает эмоциональность речи:
«Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!».
(А. С. Пушкин)
Афоризм — лаконичное, предельно обобщённое изречение, обладающее глубоким содержанием:
«Служить бы рад, прислуживаться тошно».
(А. С. Грибоедов)
Повтор — повторение звуков, слов или выражений.
Виды повторов:
- звуковые (аллитерация, ассонанс и др.);
- синтаксические (синтаксический параллелизм и др.);
- фразовые (рефрен, припев);
- лексические (анафора, эпифора, градация, кольцо, стык);
- образные (повторы мотивов, ситуаций).
«Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?»
(А. С. Пушкин)
Кольцо: «Коня, коня, полцарства за коня!»
(У. Шекспир)
Стык: «О, весна, без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!»
(А. А. Блок)
Анафора — единоначалие, повтор слова или фразы в начале нескольких строк:
«Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам...»
(Н. А. Некрасов)
Эпифора — единоокончание, повтор слова или нескольких слов в конце строк, фраз:
«Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, <...> везде фестончики»
(Н. В. Гоголь)
Инверсия — нарушение обычного порядка слов, перестановка фраз:
«И томных дев устремлены
На вас внимательные очи».
(А. С. Пушкин)
Градация — группировка ряда выражений в порядке нарастания или ослабления смысловой или эмоциональной значимости.
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...»
(Ф. И. Тютчев)
Антитеза — противопоставление или сопоставление логически противоположных понятий или образов.
Часто используется в названиях произведений:
«Война и мир», «Красное и чёрное».
«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой»
(А. С. Пушкин);
Параллелизм — однородное синтаксическое построение предложений:
«Спит животное Собака,
Дремлет птица Воробей...».
(Н. Заболоцкий);
истории Пискарева и Пирогова в «Невском проспекте» Н. В. Гоголя.
Пропуск (эллипсис) — отсутствие отдельных слов, придающее фразе дополнительный динамизм.
«Офицер — из пистолета,
Теркин — в мягкое — штыком»
(А. Т. Твардовский)
Звукопись — создание художественного эффекта за счёт использования звуковой формы слов.
Выделяют три основных типа звукопией:
аллитерация — повторение одинаковых согласных звуков:
«Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь».
(А. С. Пушкин)
ассонанс — повторение одинаковых гласных звуков:
«У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки...
Французы тут как тут».
(М. Ю. Лермонтов)
звукоподражание — имитация природного звучания напоминающими его звуками речи:
«Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши»
(К. Д. Бальмонт)