Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Язык художественного произведения в литературе

  • Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс

Поэтический синтаксис и интонационные фигуры

Риторический вопрос — утверждение в форме вопроса, не требующего ответа (он известен).
Усиливает эмоциональность высказывания:
«Зачем душа в тот край стремится,
Где были дни, каких уж нет?».
(В. А. Жуковский)

Риторическое восклицание — эмоциональное утверждение определённой мысли:
«Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!».
(А. А. Блок)

Риторическое обращение — обращение условного характера, усиливает эмоциональность речи:
«Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!».
(А. С. Пушкин)

Афоризм — лаконичное, предельно обобщённое изречение, обладающее глубоким содержанием:
«Служить бы рад, прислуживаться тошно».
(А. С. Грибоедов)

Повтор — повторение звуков, слов или выражений.
Виды повторов:

  • звуковые (аллитерация, ассонанс и др.);
  • синтаксические (синтаксический параллелизм и др.);
  • фразовые (рефрен, припев);
  • лексические (анафора, эпифора, градация, кольцо, стык);
  • образные (повторы мотивов, ситуаций).

«Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?»
(А. С. Пушкин)

Кольцо: «Коня, коня, полцарства за коня!»
(У. Шекспир)

Стык: «О, весна, без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!»
(А. А. Блок)

Анафора — единоначалие, повтор слова или фразы в начале нескольких строк:
«Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам...»
(Н. А. Некрасов)

Эпифора — единоокончание, повтор слова или нескольких слов в конце строк, фраз:
«Фестончики, всё фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, <...> везде фестончики»
(Н. В. Гоголь)

Инверсия — нарушение обычного порядка слов, перестановка фраз:
«И томных дев устремлены
На вас внимательные очи».
(А. С. Пушкин)

Градация — группировка ряда выражений в порядке нарастания или ослабления смысловой или эмоциональной значимости.
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...»
(Ф. И. Тютчев)

Антитеза — противопоставление или сопоставление логически противоположных понятий или образов.
Часто используется в названиях произведений:
«Война и мир», «Красное и чёрное».
«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой»
(А. С. Пушкин);

Параллелизм — однородное синтаксическое построение предложений:
«Спит животное Собака,
Дремлет птица Воробей...».
(Н. Заболоцкий);
истории Пискарева и Пирогова в «Невском проспекте» Н. В. Гоголя.

Пропуск (эллипсис) — отсутствие отдельных слов, придающее фразе дополнительный динамизм.
«Офицер — из пистолета,
Теркин — в мягкое — штыком»
(А. Т. Твардовский)

Звукопись — создание художественного эффекта за счёт использования звуковой формы слов.

Выделяют три основных типа звукопией:

аллитерация — повторение одинаковых согласных звуков:
«Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь».
(А. С. Пушкин)

ассонанс — повторение одинаковых гласных звуков:
«У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки...
Французы тут как тут».
(М. Ю. Лермонтов)

звукоподражание — имитация природного звучания напоминающими его звуками речи:
«Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши»
(К. Д. Бальмонт)

Язык художественного произведения в литературе

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.
  • Библиотека школьника