Персонаж, характер, тип, система образов в литературе
- Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Персонаж
Фр. personnage, от лат. persona — лицо, личность.
Любое действующее лицо произведения.
Персонажами произведения, наряду с людьми, могут быть животные («Холстомер» Л. Н. Толстого, «Белолобый» и «Каштанка» А. П. Чехова, «Сны Чанга» И. А. Бунина), а также неодушевленные предметы, природные стихии, божества, олицетворенные добродетели и пороки, фантастические существа.
Классификация персонажей
- Главные
- Второстепенные
- Эпизодические
- Внесценические
Характер
От греч. character — черта, особенность.
Персонаж, в котором полно выражена человеческая индивидуальность или одушевленное подобие человеческого (кот Мурр Э. Т. А. Гофмана, Каштанка А. П. Чехова).
Не каждый персонаж является характером.
- Персонаж-характер отличается своеобразием психологического облика, внешности, индивидуальной манерой речи, мышления и поведения.
- В характере сочетается конкретно-личностное и общечеловеческое, индивидуальное и универсальное.
Тип
От греч. typos — образец.
Персонаж, воплощающий определенные черты того или иного времени, общественного явления, социального строя или среды (тип «маленького человека», тип «лишнего человека»).
Создание литературных типов — типизация.
Как вид художественного обобщения типизация характерна прежде всего для реализма
Система образов
- Совокупность всех образов художественного произведения (персонажей, природы, образов-символов, образов-деталей), связанных между собой и образующих целостность.
- Совокупность образов персонажей художественного произведения, связанных различными отношениями (противопоставление, двойничество, антагонизм и т. д.).
«Вечные образы»
- Художественные образы, которые имеют внеисторическую значимость.
Прометей, Фауст, Гамлет, Дон Кихот приобрели нарицательный смысл и стали символами. - В вечных образах запечатлены главные качества и свойства человеческой личности (готовность к самопожертвованию, стремление обрести истину, поиски смысла жизни и др.).
- Акимушкин И. И.(1)
- Александрова Т. И.(1)
- Алексеев С. П.(3)
- Алешковский Ю. (1)
- Байрон Д. Г.(1)
- Балинт А.(1)
- Баратынский Е. А.(1)
- Батюшков К. Н.(1)
- Биссет Д.(1)
- Блайтон Э. М.(1)
- Боккаччо Дж.(1)
- Брагин В. Г.(1)
- Булычёв К.(6)
- Васильев Б. Л.(3)
- Велтистов Е. С.(1)
- Вестли А-К.(1)
- Гераскина Л. Б.(1)
- Гоголь Н. В.(5)
- Голдинг У.(1)
- Голявкин В. В.(2)
- Горький М.(1)
- Гофман Э. Т. А.(3)
- Грибоедов А. С.(1)
- Грин А. С.(1)
- Гюго В. М.(1)
- Гёте И. В.(2)
- Данте Алигьери(1)
- Даррелл Д.(1)
- Державин Г. Р.(1)
- Достоевский Ф. М.(1)
- Дуров В. Л.(1)
- Ершов П. П.(1)
- Жуковский В. А.(1)
- Зальтен Ф.(1)
- Заходер Б. В.(1)
- Зощенко М. М.(9)
- Карамзин Н. М.(3)
- Кассиль Л. А.(1)
- Коваль Ю. И.(1)
- Козлов С. Г.(2)
- Крапивин В. П.(3)
- Кротов В. Ф.(2)
- Крюкова Т. Ш.(1)
- Курчевский В. В.(1)
- Кэрролл Л.(1)
- Ларри Я. Л.(1)
- Левитан Е. П.(1)
- Лермонтов М. Ю.(3)
- Ли Харпер(1)
- Линдгрен А. А. Э.(1)
- Ломбина Т. Н.(1)
- Ломоносов М. В.(2)
- Мальмузи Л.(1)
- Маяковский В. В.(1)
- Медведев В. В.(1)
- Мериме П.(18)
- Милн А. А.(1)
- Михалков С. В.(3)
- Могилевская С. А.(1)
- Мокиенко М. Ю.(1)
- Мольер(1)
- Муур Л.(1)
- Не указан(1)
- Носов Н. Н.(5)
- Олеша Ю. К.(1)
- Остер Г. Б.(1)
- Островский А. Н.(4)
- Патту Э.(1)
- Перовская О. В.(1)
- Петрарка Ф.(1)
- Пляцковский М. С.(1)
- Погодин Р. П.(1)
- Подготовка к экзамену(70)
- Постников В. Ю.(1)
- Прокофьева С. Л.(4)
- Прёйсен А.(2)
- Пушкин А. С.(14)
- Радищев А. Н.(2)
- Рауд Э. М.(1)
- Сабитова Д. Р.(1)
- Скотт В.(2)
- Соколов-Микитов И. С.(4)
- Стендаль(1)
- Твардовский А. Т.(1)
- Токмакова И. П.(1)
- Тургенев И. С.(2)
- Уайльд О.(1)
- Усачев А. А.(1)
- Успенский Э. Н.(3)
- Фонвизин Д. И.(2)
- Хармс Д. И.(1)
- Хитрук Ф. С.(1)
- Хогарт Э.(1)
- Чаплина В. В.(1)
- Черненко Г. Т.(1)
- Чехов А. П.(3)
- Шекспир У.(5)
- Шиллер И. К. Ф.(2)
- Шторм Г. П.(2)
- Шукшин В. М.(27)
- Янссон Т. М.(1)