Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Комедия «Недоросль». Д. И. Фонвизин. 1782 г. Анализ произведения

  • Класс: 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс

Смысл названия

Смысл в том, что недорослем называли в XVIII в. в России молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего ещё на государственную службу (15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу). В переносном значении это слово употребляли для наименования глуповатого юноши-недоучки. У Фонвизина это слово получило ппсмешливый, иронический смысл.

Имя «Митрофан» в переводе с греческого означает «матерью явленный», «подобный своей матери». Давая герою это имя, Д. И. Фонвизин проблематизирует тему воспитания.

У Фонвизина исторически нейтральное слово «недоросль» получило насмешливый, иронический смысл, а имя «Митрофан» стало нарицательным, обозначавшим бездельника и невежду. Заслужить это прозвище стало позорным.

Митрофан

Недоросль в умственном отношении: не знает ни арифметики, ни географии, не может отличить прилагательное от существительного.
«Не хочу учиться, хочу жениться...». «Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдёт». (Софья о Митрофане)

Недоросль в моральном отношении: не умеет уважать достоинство других людей.
«Ну, ещё одно слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему». (няне Еремеевне).

Недоросль в гражданском смысле: не дорос до понимания своего долга перед государством: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..» (Стародум).

Сюжет «Недоросля» строится также на традиционно-классицистической основе — соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини. Однако любовная интрига не раскрывает важную для автора крепостническую тему, поэтому Фонвизин дополняет любовную интригу социальной коллизией, выраженной конфликтом между Правдиным и Простаковой.

Комическое в «Недоросле» приобретает мрачно-трагический характер, фарсовые потасовки перестают восприниматься как традиционные смешные интермедии. Через просветительское противопоставление мира зла миру разума содержание бытовой сатирической комедии получило философскую интерпретацию.

Ст. Рассадин: «Рождение писателя Фонвизина — это рождение русской литературы <...> И «Недоросль» стал их общим детищем, общей победою; и условия победы тоже общие: интерес к человеку, желание сперва понять, а уж после выговориться, гуманность, проникшая даже в комедию и коснувшаяся даже недостойных. Истинное искусство начинается только с этого».

Д. И. Фонвизин: «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы».

Отрицательные герои

Простакова

Значение имени.

В XVIII в. слово «простой» имело значение «пустой, ничем не занятый».

Черты характера.

  • Деспотична, беспринципна. При столкновении с более сильным начинает угодничать и заискивать.
  • Обирает и наказывает крестьян, считая их низшими существами.
  • Груба, сварлива, корыстна, заботится только о своей выгоде.
  • Смысл своей жизни видит в сыне, слепо любит его.

Воспитание и образование.

  • Отсутствие моральных принципов Простакова унаследовала от родителей.
  • Выросла в семье, где было восемнадцать детей, из которых выжили двое, остальные умерли по недосмотру родителей.
  • Отец Простаковой, прослужив пятнадцать лет воеводой, остался неграмотным, однако сумел разбогатеть, а скончался от голода, лежа на сундуке с деньгами.
  • Необразованна, не умеет даже читать, убеждена в бесполезности и ненужности знаний.

Неоднозначность образа.

  • В финале комедии Простакова, когда от нее отказывается любимый сын, вызывает жалость у героев и зрителей.
  • Характер и жизненные установки Простаковой — не ее вина, а результат дурного воспитания.

Функции в развитии сюжета.

  • До начала действия комедии: пользуясь сиротством Софьи, завладевает ее имением.
  • В ее доме происходит действие комедии.
  • Простакова решает выдать Софью без ее согласия сначала за своего брата Скотинина, затем — за сына Митрофана.
  • Пытается организовать похищение Софьи, обвенчать ее с Митрофаном.

Скотинин

Значение имени.

Образовано от «скотина», «скот». С одной стороны, отражает любовь героя к хозяйственным животным (свиньям), с другой стороны, характеризует его как грубого, подлого человека.

Черты характера.

  • Грубый, невежественный, деспотичный («Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» «Всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду»).
  • Самовлюбленный («Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало»).
  • Умственно неразвит.
  • Главная страсть — любовь к свиньям («Люблю свиней, сестрица»).

Воспитание.

  • Воспитывался в той же среде, что и Простакова.
  • Кичится своей необразованностью.

Функции в развитии сюжета.

  • Сначала хочет жениться на Софье, чтобы получить ее именье, славящееся свиньями, и «своих поросят завести»; затем — чтоб на наследство Софьи «всех свиней со бела света» выкупить.
  • В финале комедии ему поручается оповестить «всех Скотининых» (т. е. всех помещиков, типичным представителем которых является Скотинин) о том, что их ждет наказание за грубое отношение к дворовым.

Митрофан

Значение имени.

В переводе с греческого «являющий собой мать», «матерью данный». В имени герои акцентируется то, что самое губительное влияние оказала на него мать. Митрофан стал таким, какой он есть, в результате не правильного воспитания.

Черты характера.

  • Избалованный, капризный, эгоистичный.
  • Не способен любить: заискивает перед матерью, пока чувствует ее силу, когда же Простакова лишается власти в доме, отталкивает ее.
  • Корыстный, хитрый — угрожает самоубийством, притворяется больным.
  • Ленивый, любит поесть, испытывает отвращение к любому труду — все время проводит на голубятне.
  • В обращении с людьми груб, нахален, так как чувствует покровительство матери.
  • Труслив (прячется за спиной Еремеевны, когда на него нападает Скотинин).

Воспитание и образование.

  • Полный невежда, несмотря на то что с ним занимаются учителя.
    «Цыфиркин. Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.
    Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посестъ час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам».
  • Фраза Митрофана «Не хочу учиться, хочу жениться» стала крылатой.

Функции в развитии сюжета.

  • Заботой о Митрофане вызвано желание Простаковой выдать за него Софью.
  • Не принимает непосредственного участия в развитии действия комедии, однако является причиной многих конфликтов.

Положительные герои

Стародум

Значение имени.

Означает «думающий по-старому», указывает на то, что его идеалы принадлежат предшествующей, Петровской, эпохе.

Черты характера.

  • Честный, благородный. Правдин говорит о Стародуме: «От роду язык его не говорил “да”, когда душа его чувствовала “нет”».
  • Косность, бесчеловечность вызывают в нем негодование и презрение («Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока»).
  • Всего добивается честным трудом («Я удалился на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества»).
  • Людей оценивает по пользе, которую они приносят отечеству, а не по чинам и положению в обществе.

Критика двора и монарха.

  • «По большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее».
  • «Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле».
  • «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила».
  • «Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо... Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных».
  • Сама приверженность Стародума к петровской «старине» была своеобразной формой неприятия екатерининской «новизны».

Наставления Стародума Софье.

  • «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельным. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».
  • «Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами».
  • «По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».
  • «С тгребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек — чудовище».
  • «Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек».

Воспитание и образование.

  • «Воспитание дано мне было отцом, моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову».
  • «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

Функции в развитии сюжета.

  • С приездом Стародума начинаются главные события комедии: сватовство Скотинина и Митрофана, отказ выдать Софью замуж, организация Простаковой похищения Софьи.
  • Наследство, оставленное им Софье, делает ее самостоятельной, вызывает заискивания со стороны отрицательных героев.
  • Устами Стародума высказываются мысли и взгляды самого Фонвизина; это герой, выражающий идейное содержание комедии.

Правдин

Значение имени.

Образовано от «правда», именно правде, т. е. справедливости, этот герой служит. Внимание на фамилии героя акцентируется, что придает ей особую значимость:
«Скотинин. А как по фамилии? Я не дослышал.
Правдин. Я называюсь Правдин, чтобы вы дослышали»

Деятельность.

  • Служит чиновником в наместничестве — учреждении, созданном в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов.
  • Главной своей задачей не только в силу должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает пресечение своеволия помещиков, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно»

Функции в развитии сюжета.

В финале комедии Правдин от имени правительства берет в опеку имение Простаковой, лишая ее права самовольно распоряжаться крестьянами.

Милон

Характеристика.

  • Образцовый офицер, храбрый и самоот верженный.
  • Искренне любит Софью, не ищет выгоды от женитьбы на ней.
  • «И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой».

Функции в развитии сюжета.

  • Претендует на руку Софьи, являясь антиподом недостойных претендентов — Скотинина и Митрофана.
  • Становится женихом Софьи, вызывая тем самым негодование Простаковой.
  • Спасает Софью от похищения.

Софья

Значение имени.

В переводе с греческого означает «мудрость» (высшая ценность эпохи Просвещения).

Характеристика.

  • Скромная, благоразумная, добродетельная.
  • Является воплощением «добродетели в руках порока».
  • Жаждет знаний, ищет нравственные ориентиры («Ваши наставления, дядюшка, составят все мое благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться»).
  • Уважает старших.

Функции в развитии сюжета.

  • Отношение Простаковой к Софье раскрывает жажду наживы и тиранию помещицы.
  • Сватовство к Софье Скотинина, Митрофана и Милона образует основную сюжетную линию комедии.
  • В финале комедии попытка похитить Софью приводит к краху власти Простаковой, имение которой Правдин берет под опеку.

Особенности творческого метода в комедии

Черты классицизма

  • принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга;
  • характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор;
  • соблюдается правило «трех единств»: времени, места, действия (действие происходит в течение суток в поместье Простаковой);
  • сюжет строится на традиционно-классицистической основе — соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини;
  • строгая система образов, деление персонажей на положительных и отрицательных;
  • говорящие имена и фамилии;
  • статичность героев (их характеры не меняются).

Черты реализма

  • любовная интрига, не раскрывающая важную для автора крепостническую тему, дополнена социальной коллизией (конфликт между Правдиным и Простаковой);
  • автор стремится показать причины дворянского «злонравия»;
  • герои комедии не схематические изображения какой-то одной черты, как это было в классицизме;
  • индивидуализация характеров героев сближается с типизацией;
  • вводятся элементы драматизма, что было недопустимо в комедии классицизма.

Читать комедию → Недоросль

Комедия «Недоросль». Д. И. Фонвизин. 1782 г. Анализ произведения

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.
  • Библиотека школьника