Комедия «Недоросль». Д. И. Фонвизин. 1782 г. Анализ произведения
- Класс: 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Смысл названия
Смысл в том, что недорослем называли в XVIII в. в России молодого дворянина, не достигшего совершеннолетия и не поступившего ещё на государственную службу (15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу). В переносном значении это слово употребляли для наименования глуповатого юноши-недоучки. У Фонвизина это слово получило ппсмешливый, иронический смысл.
Имя «Митрофан» в переводе с греческого означает «матерью явленный», «подобный своей матери». Давая герою это имя, Д. И. Фонвизин проблематизирует тему воспитания.
У Фонвизина исторически нейтральное слово «недоросль» получило насмешливый, иронический смысл, а имя «Митрофан» стало нарицательным, обозначавшим бездельника и невежду. Заслужить это прозвище стало позорным.
Митрофан
Недоросль в умственном отношении: не знает ни арифметики, ни географии, не может отличить прилагательное от существительного.
«Не хочу учиться, хочу жениться...». «Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдёт». (Софья о Митрофане)
Недоросль в моральном отношении: не умеет уважать достоинство других людей.
«Ну, ещё одно слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю; я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему». (няне Еремеевне).
Недоросль в гражданском смысле: не дорос до понимания своего долга перед государством: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..» (Стародум).
Сюжет «Недоросля» строится также на традиционно-классицистической основе — соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини. Однако любовная интрига не раскрывает важную для автора крепостническую тему, поэтому Фонвизин дополняет любовную интригу социальной коллизией, выраженной конфликтом между Правдиным и Простаковой.
Комическое в «Недоросле» приобретает мрачно-трагический характер, фарсовые потасовки перестают восприниматься как традиционные смешные интермедии. Через просветительское противопоставление мира зла миру разума содержание бытовой сатирической комедии получило философскую интерпретацию.
Ст. Рассадин: «Рождение писателя Фонвизина — это рождение русской литературы <...> И «Недоросль» стал их общим детищем, общей победою; и условия победы тоже общие: интерес к человеку, желание сперва понять, а уж после выговориться, гуманность, проникшая даже в комедию и коснувшаяся даже недостойных. Истинное искусство начинается только с этого».
Д. И. Фонвизин: «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы».
Отрицательные герои
Простакова
Значение имени.
В XVIII в. слово «простой» имело значение «пустой, ничем не занятый».
Черты характера.
- Деспотична, беспринципна. При столкновении с более сильным начинает угодничать и заискивать.
- Обирает и наказывает крестьян, считая их низшими существами.
- Груба, сварлива, корыстна, заботится только о своей выгоде.
- Смысл своей жизни видит в сыне, слепо любит его.
Воспитание и образование.
- Отсутствие моральных принципов Простакова унаследовала от родителей.
- Выросла в семье, где было восемнадцать детей, из которых выжили двое, остальные умерли по недосмотру родителей.
- Отец Простаковой, прослужив пятнадцать лет воеводой, остался неграмотным, однако сумел разбогатеть, а скончался от голода, лежа на сундуке с деньгами.
- Необразованна, не умеет даже читать, убеждена в бесполезности и ненужности знаний.
Неоднозначность образа.
- В финале комедии Простакова, когда от нее отказывается любимый сын, вызывает жалость у героев и зрителей.
- Характер и жизненные установки Простаковой — не ее вина, а результат дурного воспитания.
Функции в развитии сюжета.
- До начала действия комедии: пользуясь сиротством Софьи, завладевает ее имением.
- В ее доме происходит действие комедии.
- Простакова решает выдать Софью без ее согласия сначала за своего брата Скотинина, затем — за сына Митрофана.
- Пытается организовать похищение Софьи, обвенчать ее с Митрофаном.
Скотинин
Значение имени.
Образовано от «скотина», «скот». С одной стороны, отражает любовь героя к хозяйственным животным (свиньям), с другой стороны, характеризует его как грубого, подлого человека.
Черты характера.
- Грубый, невежественный, деспотичный («Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» «Всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду»).
- Самовлюбленный («Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало»).
- Умственно неразвит.
- Главная страсть — любовь к свиньям («Люблю свиней, сестрица»).
Воспитание.
- Воспитывался в той же среде, что и Простакова.
- Кичится своей необразованностью.
Функции в развитии сюжета.
- Сначала хочет жениться на Софье, чтобы получить ее именье, славящееся свиньями, и «своих поросят завести»; затем — чтоб на наследство Софьи «всех свиней со бела света» выкупить.
- В финале комедии ему поручается оповестить «всех Скотининых» (т. е. всех помещиков, типичным представителем которых является Скотинин) о том, что их ждет наказание за грубое отношение к дворовым.
Митрофан
Значение имени.
В переводе с греческого «являющий собой мать», «матерью данный». В имени герои акцентируется то, что самое губительное влияние оказала на него мать. Митрофан стал таким, какой он есть, в результате не правильного воспитания.
Черты характера.
- Избалованный, капризный, эгоистичный.
- Не способен любить: заискивает перед матерью, пока чувствует ее силу, когда же Простакова лишается власти в доме, отталкивает ее.
- Корыстный, хитрый — угрожает самоубийством, притворяется больным.
- Ленивый, любит поесть, испытывает отвращение к любому труду — все время проводит на голубятне.
- В обращении с людьми груб, нахален, так как чувствует покровительство матери.
- Труслив (прячется за спиной Еремеевны, когда на него нападает Скотинин).
Воспитание и образование.
- Полный невежда, несмотря на то что с ним занимаются учителя.
«Цыфиркин. Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет.
Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посестъ час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам». - Фраза Митрофана «Не хочу учиться, хочу жениться» стала крылатой.
Функции в развитии сюжета.
- Заботой о Митрофане вызвано желание Простаковой выдать за него Софью.
- Не принимает непосредственного участия в развитии действия комедии, однако является причиной многих конфликтов.
Положительные герои
Стародум
Значение имени.
Означает «думающий по-старому», указывает на то, что его идеалы принадлежат предшествующей, Петровской, эпохе.
Черты характера.
- Честный, благородный. Правдин говорит о Стародуме: «От роду язык его не говорил “да”, когда душа его чувствовала “нет”».
- Косность, бесчеловечность вызывают в нем негодование и презрение («Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока»).
- Всего добивается честным трудом («Я удалился на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества»).
- Людей оценивает по пользе, которую они приносят отечеству, а не по чинам и положению в обществе.
Критика двора и монарха.
- «По большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее».
- «Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле».
- «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила».
- «Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо... Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных».
- Сама приверженность Стародума к петровской «старине» была своеобразной формой неприятия екатерининской «новизны».
Наставления Стародума Софье.
- «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельным. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала».
- «Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами».
- «По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного».
- «С тгребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек — чудовище».
- «Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек».
Воспитание и образование.
- «Воспитание дано мне было отцом, моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову».
- «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
Функции в развитии сюжета.
- С приездом Стародума начинаются главные события комедии: сватовство Скотинина и Митрофана, отказ выдать Софью замуж, организация Простаковой похищения Софьи.
- Наследство, оставленное им Софье, делает ее самостоятельной, вызывает заискивания со стороны отрицательных героев.
- Устами Стародума высказываются мысли и взгляды самого Фонвизина; это герой, выражающий идейное содержание комедии.
Правдин
Значение имени.
Образовано от «правда», именно правде, т. е. справедливости, этот герой служит. Внимание на фамилии героя акцентируется, что придает ей особую значимость:
«Скотинин. А как по фамилии? Я не дослышал.
Правдин. Я называюсь Правдин, чтобы вы дослышали»
Деятельность.
- Служит чиновником в наместничестве — учреждении, созданном в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов.
- Главной своей задачей не только в силу должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает пресечение своеволия помещиков, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно»
Функции в развитии сюжета.
В финале комедии Правдин от имени правительства берет в опеку имение Простаковой, лишая ее права самовольно распоряжаться крестьянами.
Милон
Характеристика.
- Образцовый офицер, храбрый и самоот верженный.
- Искренне любит Софью, не ищет выгоды от женитьбы на ней.
- «И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой».
Функции в развитии сюжета.
- Претендует на руку Софьи, являясь антиподом недостойных претендентов — Скотинина и Митрофана.
- Становится женихом Софьи, вызывая тем самым негодование Простаковой.
- Спасает Софью от похищения.
Софья
Значение имени.
В переводе с греческого означает «мудрость» (высшая ценность эпохи Просвещения).
Характеристика.
- Скромная, благоразумная, добродетельная.
- Является воплощением «добродетели в руках порока».
- Жаждет знаний, ищет нравственные ориентиры («Ваши наставления, дядюшка, составят все мое благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться»).
- Уважает старших.
Функции в развитии сюжета.
- Отношение Простаковой к Софье раскрывает жажду наживы и тиранию помещицы.
- Сватовство к Софье Скотинина, Митрофана и Милона образует основную сюжетную линию комедии.
- В финале комедии попытка похитить Софью приводит к краху власти Простаковой, имение которой Правдин берет под опеку.
Особенности творческого метода в комедии
Черты классицизма
- принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им своего гражданского долга;
- характерное для русского классицизма противопоставление двух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит автор;
- соблюдается правило «трех единств»: времени, места, действия (действие происходит в течение суток в поместье Простаковой);
- сюжет строится на традиционно-классицистической основе — соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини;
- строгая система образов, деление персонажей на положительных и отрицательных;
- говорящие имена и фамилии;
- статичность героев (их характеры не меняются).
Черты реализма
- любовная интрига, не раскрывающая важную для автора крепостническую тему, дополнена социальной коллизией (конфликт между Правдиным и Простаковой);
- автор стремится показать причины дворянского «злонравия»;
- герои комедии не схематические изображения какой-то одной черты, как это было в классицизме;
- индивидуализация характеров героев сближается с типизацией;
- вводятся элементы драматизма, что было недопустимо в комедии классицизма.
Читать комедию → Недоросль