Пейзаж в лирике А. С. Пушкина
- Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Функция пейзажа в различные периоды творчества А. С. Пушкина изменялась, усложнялась, образы из подражательных становились символичными.
Пушкин-романтик черпает силы и вдохновение в живой стихии, восхищается её свободой, мощью, мудростью.
Пушкин-реалист учит понимать красоту окружающего мира, искать в себе её отголоски.
Поэт пытается решить философский конфликт между вечной природой и смертным человеком.
Пейзажная лирика Пушкина учит быть неравнодушными к природе — символу красоты и гармонии — и, соответственно, к людям, к Отчизне.
Пейзаж в лирике Пушкина эволюционирует в непосредственной связи с различными периодами творчества поэта.
Лицейский период: автор пробует создавать идиллический и оссианический пейзажи.
Период увлечения романтическими идеалами: пейзаж превращается в романтический, часто сливается с описаниями любовных переживаний лирического героя.
Михайловский период: реалистически изображается русская природа, автор утверждает реализм в своём творчестве.
Поздняя лирика: пейзаж помогает поэту выражать его особую философскую позици.
Функции пейзажа в лирике А. С. Пушкина раз ных лет:
«Деревня» (1819 г.). Идиллический пейзаж. Подражание античным авторам.
«Я твой — люблю сей тёмный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в ку старниках шумят...»
«К морю» (1824 г.). Идея свободы, независимости.
«Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты ка тишь волны голубые
И блещешь гордою кра сой...»
«Кавказ» (1829 г.). Природа — живое существо, олицетворение силы и неприступности.
«Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьётся о берег в вражде бесполезной
И лижет утёсы голодной волной...»
«Румяный критик мой» (1830 г.). Иллюстрация поэтической позиции авто ра в творчестве.
«Где нивы светлые? Где тёмные леса?
Где речка? На дворе у низкого забора
Два бедных деревца стоят в отра ду взора,
Два только деревца. И то из них одно
Дождливой осенью совсем обнажено…»
«...Вновь я посетил...» (1835 г.). Воспоминания, размышления о вечном круговороте жизни, о постоянстве перемен, происходящих в окружающем мире.
«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...»
В творчестве А. С. Пушкина наиболее разработаны такие образы природы:
- Море
- Ветер
- Горы
- Времена года
- Птицы
- Буря
- Пустыня
- Поле
- Лес
- Сад
- Времена суток
Эти образы многогранны, они развиваются и меняются от произведения к произведению.
См. также → Стихотворения. Александр Сергеевич Пушкин