Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Пейзаж в лирике А. С. Пушкина

  • Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс

Функция пейзажа в различные периоды творчества А. С. Пушкина изменялась, усложнялась, образы из подражательных становились символичными.

Пушкин-романтик черпает силы и вдохновение в живой стихии, восхищается её свободой, мощью, мудростью.
Пушкин-реалист учит понимать красоту окружающего мира, искать в себе её отголоски.
Поэт пытается решить философский конфликт между вечной природой и смертным человеком.

Пейзажная лирика Пушкина учит быть неравнодушными к природе — символу красоты и гармонии — и, соответственно, к людям, к Отчизне.

Пейзаж в лирике Пушкина эволюционирует в непосредственной связи с различными периодами творчества поэта.

Лицейский период: автор пробует создавать идиллический и оссианический пейзажи.

Период увлечения романтическими идеалами: пейзаж превращается в романтический, часто сливается с описаниями любовных переживаний лирического героя.

Михайловский период: реалистически изображается русская природа, автор утверждает реализм в своём творчестве.

Поздняя лирика: пейзаж помогает поэту выражать его особую философскую позици.

Функции пейзажа в лирике А. С. Пушкина раз ных лет:

«Деревня» (1819 г.). Идиллический пейзаж. Подражание античным авторам.
«Я твой — люблю сей тёмный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в ку старниках шумят...»

«К морю» (1824 г.). Идея свободы, независимости.
«Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты ка тишь волны голубые
И блещешь гордою кра сой...»

«Кавказ» (1829 г.). Природа — живое существо, олицетворение силы и неприступности.
«Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьётся о берег в вражде бесполезной
И лижет утёсы голодной волной...»

«Румяный критик мой» (1830 г.). Иллюстрация поэтической позиции авто ра в творчестве.
«Где нивы светлые? Где тёмные леса?
Где речка? На дворе у низкого забора
Два бедных деревца стоят в отра ду взора,
Два только деревца. И то из них одно
Дождливой осенью совсем обнажено…»

«...Вновь я посетил...» (1835 г.). Воспоминания, размышления о вечном круговороте жизни, о постоянстве перемен, происходящих в окружающем мире.
«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...»

В творчестве А. С. Пушкина наиболее разработаны такие образы природы:

  • Море
  • Ветер
  • Горы
  • Времена года
  • Птицы
  • Буря
  • Пустыня
  • Поле
  • Лес
  • Сад
  • Времена суток

Эти образы многогранны, они развиваются и меняются от произведения к произведению.

См. также → Стихотворения. Александр Сергеевич Пушкин

Пейзаж в лирике А. С. Пушкина

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.
  • Библиотека школьника