Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Тема неограниченной власти в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар»

  • Класс: 9 класс, 10 класс, 11 класс

Анализ стихотворения «Анчар»

Стихотворение было написано в 1828 г., жанр — баллада.

В «Анчаре» поднимается тема неограниченной власти.
Пушкин сопоставляет природное «зло», ядовитое дерево, и зло человеческое в образе владыки, который отправляет раба к дереву, несущему смерть.

Читать баллалу «Анчар» здесь → Стихотворения. Александр Сергеевич Пушкин

Идейное ядро этого стихотворения — мысль о губительности неограниченной власти.
Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле.

Поэтика. Природа породила смертоносное древо в «день гнева».
Описывая пустыню и зной, раскалённую почву и горячий песок, Пушкин при этом не упоминает ни солнца, ни света.
Анчар как бы окутан тьмою: вокруг него крутится «вихрь чёрный», листья его «дремучие».
Нагнетание образов тьмы, связанных с анчаром, символично. Это метафора мирового зла.
В самом зловещем образе подчёркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей.
Употребление оксюморона «мёртвая зелень» очень выразительно. Понятие «зелень» ассоциируется со свежестью, прохладой — расцветом жизни. Когда «зелень мёртвая», законы природы чудовищно нарушаются. Этот образ — ключ к дальнейшим событиям: всё, что делает князь («человека человек» посылает к древу смерти, равнодушно взирает на смерть раба, рассылает соседям гибель отравленными стрелами), не только бесчеловечно, но и противо речит «правилам» природы.
В сопоставлении с древом яда человек, облечённый властью, представляется ещё чудовищнее.

Образ раба, страдающего человека, жертвы деспотической воли князя, вызывает сочувствие.
Но именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота — условие безнаказанности тирана. Раб в стихотворении Пушкина — не только жертва, но и распространитель зла: именно он приносит деспоту «смертную смолу и ветвь с увядшими листами».
Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

Пушкин использует в этом стихотворении:

  • архаичную лексику:
    в путь потёк, древо смерти, тигр нейдёт, вихорь;
  • выразительные эпитеты и сравнения:
    чахлая и скупая пустыня, как грозный часовой, жаждущие степи, густая, прозрачная смола.

Это придаёт стихотворению «легендарное», торжественное звучание.

 Анализ стихотворения Анчар А. С. Пушкина

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.
  • Библиотека школьника
Предыдущий: Тема любви сына в поэзии А. Т. Твардовского «Памяти матери» Назад Следующий: Тема поэта в стихотворении «Сергею Есенину» В. Маяковского Вперед