Тема неограниченной власти в стихотворении А. С. Пушкина «Анчар»
- Класс: 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Анализ стихотворения «Анчар»
Стихотворение было написано в 1828 г., жанр — баллада.
В «Анчаре» поднимается тема неограниченной власти.
Пушкин сопоставляет природное «зло», ядовитое дерево, и зло человеческое в образе владыки, который отправляет раба к дереву, несущему смерть.
Читать баллалу «Анчар» здесь → Стихотворения. Александр Сергеевич Пушкин
Идейное ядро этого стихотворения — мысль о губительности неограниченной власти.
Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле.
Поэтика. Природа породила смертоносное древо в «день гнева».
Описывая пустыню и зной, раскалённую почву и горячий песок, Пушкин при этом не упоминает ни солнца, ни света.
Анчар как бы окутан тьмою: вокруг него крутится «вихрь чёрный», листья его «дремучие».
Нагнетание образов тьмы, связанных с анчаром, символично. Это метафора мирового зла.
В самом зловещем образе подчёркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей.
Употребление оксюморона «мёртвая зелень» очень выразительно. Понятие «зелень» ассоциируется со свежестью, прохладой — расцветом жизни. Когда «зелень мёртвая», законы природы чудовищно нарушаются. Этот образ — ключ к дальнейшим событиям: всё, что делает князь («человека человек» посылает к древу смерти, равнодушно взирает на смерть раба, рассылает соседям гибель отравленными стрелами), не только бесчеловечно, но и противо речит «правилам» природы.
В сопоставлении с древом яда человек, облечённый властью, представляется ещё чудовищнее.
Образ раба, страдающего человека, жертвы деспотической воли князя, вызывает сочувствие.
Но именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота — условие безнаказанности тирана. Раб в стихотворении Пушкина — не только жертва, но и распространитель зла: именно он приносит деспоту «смертную смолу и ветвь с увядшими листами».
Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.
Пушкин использует в этом стихотворении:
- архаичную лексику:
в путь потёк, древо смерти, тигр нейдёт, вихорь; - выразительные эпитеты и сравнения:
чахлая и скупая пустыня, как грозный часовой, жаждущие степи, густая, прозрачная смола.
Это придаёт стихотворению «легендарное», торжественное звучание.