Повесть «Шинель». Н. В. Гоголь. 1842 г. Анализ произведения
- Класс: 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Жанр — петербургская повесть.
Последнее произведение из цикла «Петербургские повести». В «Шинели» представлены все основные темы и идеи цикла.
Читать «Шинель» → Петербургские повести
Основа сюжета: анекдот об охотнике, который долго мечтал о хорошем ружье, копил на него деньги, но, купив, нечаянно утопил в реке.
Вернувшись домой, человек слег и уже не вставал — схватил горячку. Только благодаря друзьям, подарившим ему другое ружье, бедный чиновник вернулся к жизни.
Композиция
Повесть состоит из двух частей:
История с шинелью.
Шинель — «вечная идея» героя, которой он живет. Мир Акакия Акакиевича — это бездушный мир чинов и денег, абсурдное пространство существования.
«Фантастическое окончание».
Утопическое осуществление идей справедливости и воздаяния. Используется прием «нефантастической фантастики» — о мертвеце ходят слухи, которым можно как верить, так и не верить.
Старый капот, который приходится носить герою, выступает символом бедности, забитости Акакия Акакиевича — именно из-за этого капота он стал предметом насмешек в кругу сослуживцев.
«Неизвестно, каким образом в департаменте все вдруг узнали, что у Акакия Акакиевича новая шинель и что уже капота более не существует. Все в ту же минуту выбежали в швейцарскую смотреть новую шинель Акакия Акакиевича...».
Шинель, сшитая Петровичем на генеральский манер, становится символом земного благополучия, власти и преуспевания. Добротная шинель — защита от петербургского холода и насмешек сослуживцев, ведь, по определению пословицы, по одежде встречают, провожают и помнят.
Учитывая исключительную важность в судьбе Башмачкина, шинель можно назвать одним из главных героев повести.
Башмачкина сразу же лишают его новой шинели и новой жизни: на улице героя грабят неизвестные. При этом герою не дают произнести и звука, он оказывается полностью бесправным. «“А вот только крикни!” Акакий Акакиевич чувствовал только, как сняли с него шинель...».
Герой теряет социальный статус, символом которого является шинель, и оказывается беспомощным перед властью, которая отказывается принимать меры, чтобы вернуть украденную вещь.
Не в силах перенести горе от разбитых надежд, Башмачкин умирает.
Однако маленький человек Башмачкин всё же бунтует, старается заявить о своих правах, пусть не в этой жизни.
«По Петербургу пронеслись вдруг слухи, что у Калинкина моста и далеко подальше стал показываться по ночам мертвец в виде чиновника, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели: на кошках, на бобрах, на вате, енотовые, лисьи, медвежьи шубы — словом, всякого рода меха и кожи, какие только придумали люди для прикрытия собственной...».
Акакий Акакиевич Башмачкин
Имя
Имя Акакий с греч. означает «незлобливый». Повествователь с иронией рассуждает о фамилии героя: она «когда-то произошла от башмака», но все родственники Акакия Акакиевича ходили в сапогах. Суффикс -к- указывает на то, что перед читателем «маленький человек», которому автор сочувствует. Символична ситуация с выбором имени новорожденному Башмачкину: матери предлагают на выбор ряд непроизносимых имен, но «незлобливое» имя Акакий ей нравится больше.
Чин
«Титулярный советник» — чин IX класса. Башмачкин — мелкий бедный чиновник.
Типичность героя
Герой типичен для своего времени: «В одном департаменте служил один чиновник». Его смерть ничего не меняет: «На другой день уже на его месте сидел новый чиновник». «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».
Внешность
«Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным».
Речь
Башмачкин «изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения», «имел обыкновение совсем не оканчивать фразы». Речь героя свидетельствует о его интеллектуальной и духовной неразвитости.
Способности
Может только переписывать слово в слово, находит невероятно трудным «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье». «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения».
Отношение к работе
Живет исключительно службой: «Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки». «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью».
Житийные черты
- отказ от житейских соблазнов: «не предавался никакому развлечению»,
- смирение и безропотность: «умел быть довольным своим жребием», «отличался всегда тихостью голоса»,
- выносливость к лишениям: «приучился голодать по вечерам»,
- прилежание в труде: «он служил с любовью»,
- уединение, внутренняя сосредоточенность на своей жизненной цели и т. д.
Герой переживает мученичество и лишения. После его смерти происходят чудеса (один значительный чиновник в этом мире становится добрее). Жизнь героя часто соотносят с «Житием святого Акакия Синайского».
Смерть
Перед смертью герой оказывается способным на бунт: «сквернохульничал, произнося самые страшные слова», «слова эти следовали непосредственно за слогом “ваше превосходительство”».
«Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное». Герой одинок в мире.
После смерти душа Акакия Акакиевича не находит покоя, пока не восстанавливает справедливость.
Акакий Акакиевич — тип «маленького человека», один из центральных в литературе 40-х гг. XIX в.
Гоголь продолжает пушкинские традиции (Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», Евгений из «Медного всадника») в изображении героя бедного, но способного на любовь, сострадание, самоотречение. Он в конфликте с бездушным миром, который отнимает смысл жизни. В случае Башмачкина таким смыслом жизни становится шинель.
Конфликт
«Маленький человек» <=> Бездушный мир чиновничества
Власть чина
В мире Акакия Акакиевича «прежде всего нужно объявить чин».
Должность полностью порабощает душу «значительного лица», лишает его человеческого облика.
- «...Разговор его с низшими отзывался строгостью и состоял почти из трех фраз: “Как вы смеете? Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами?”
Впрочем, он был в душе добрый человек, хорош с товарищами, услужлив, но генеральский чин совершенно сбил его с толку». - «Сострадание было ему не чуждо; его сердцу были доступны многие добрые движения, несмотря на то что чин весьма часто мешал им обнаруживаться».
Художественные средства организации повествования
Обобщение
«Поступила просьба от одного капитан-исправника, не помню какого-то города». «Так уж на святой Руси все заражено подражанием., всякий дразнит и корчит своего начальника»
Детализация
«И прежде всего бросился в глаза большой палец, очень известный Акакию Акакиевичу, с каким-то изуродованным ногтем, толстым и крепким, как у черепахи череп».
Юмор, ирония, сарказм
«Как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу».
Гротеск и абсурд, каламбуры
«Поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мертвого, и наказать его». «Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом»
Иллюзии реальности повествования
«Где именно жил пригласивший чиновник, к сожалению, не можем сказать: память начинает нам сильно изменять...».
Особая синтаксическая организация повествования
Автор нанизывает придаточные предложения, дает огромное количество деталей, подробностей, а потом снимает напряжение банальностью, синтаксическим алогизмом.