Крестьянский мир в «Записках охотника» И. С. Тургенева
- Класс: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Русский народный характер во всех его творческих и общечеловеческих проявлениях, неприкрытая правда о бедственном положении русского народа нашли своё отражение в «Записках охотника» И. С. Тургенева.
Сборник вышел в 1852 г. и привлёк внимание всех слоёв населения.
Л. Н. Толстой считал, что автор сборника «сумел в эпоху крепостничества осветить крестьянскую жизнь…». И. С. Тургенев говорил: «В русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел…».
И. С. Тургенев продолжает традиции Н. В. Гоголя, «Мёртвые души» которого сатирически изобразили жизнь русских губерний. Однако в рассказах И. С. Тургенева выступают уже не души, а личности из простого люда.
Это был антикрепостнический вызов обществу.
Достоверно изображая своих героев, изучая жизнь России со всех сторон, автор прибегает к реальным прототипам, восстанавливает историческую правду о духовной составляющей простого человека.
Натурализм в изображении человека из народа подчёркивают следующие детали:
- географические направления (Орловская, Калужская губерния);
- описание особенностей семейного быта и уклада;
- «природность» героев;
- песни, народные голоса, русские струны души;
- трагические судьбы простого народа.
М. Горький называл «Записки охотника» в числе книг, которые «вымыли» ему душу, «очистив её от шелухи».
Рассказ «Хорь и Калиныч» начинается с того, что автор пространно рассуждает о том, чем отличается мужик Орловской губернии от мужика Калужской губернии.
Может показаться, что уже в самом начале рассказа Тургенев хочет проникнуть в тайну народного русского характера.
Писатель специально сопоставляет два психологических типа:
- рассудительного, практичного Хоря;
- мечтательного, поэтичного Калиныча.
Они как две стороны одной медали, две составляющие части единого русского характера. Внешность и внутренние черты героев Тургенева показывают, что они очень разные люди.
Хорь — «…лысый, низкого роста, плечистый и плотный. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос».
Калиныч «был человек самого весёлого, самого кроткого нрава, беспрестанно напевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны».
Калиныч ближе к природе, чем Хорь: к своему другу Калиныч приходит с пучком земляники, как «посол природы».
Хорь лучше понимал людей, Калиныч — природу.
Но эти отличия не мешали их искренней и преданной дружбе: «они составляют единство, имя которому — человечество».
Тургенев в рассказе вступает в спор со славянофилами, которые считали, что реформы Петра Первого оторвали Россию от исконной русской народности, и утверждали, что главная добродетель русского народа — послушание и смирение.