О, как убийственно мы любим. Ф. И. Тютчев. Анализ стихотворения
- Класс: 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» было написано в 1851 г.
Жанр — интимная лирика.
Стихотворение посвящено Елене Денисьевой, возлюбленной Тютчева, отвергнутой обществом.
Елена Александровна была на 22 года моложе поэта. Всей душой они полюбили друг друга и четырнадцать лет были открыто связаны узами и внебрачными детьми.
Незаконная, запретная любовь приносила Елене Александровне много страданий.
Мучительными для Денисьевой были отношения Тютчева с женой Эрнестиной фон Пфеффер.
Елена Александровна, долго болевшая чахоткой, умерла в возрасте 38 лет. Скончались от чахотки и двое детей Тютчева и Денисьевой.
Тютчев посвятил возлюбленной целый цикл стихов, которые исследователи назвали «денисьевским».
Все стихи этого цикла исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя.
В них нет радости, счастья, которые свойственны любящим людям. Чувство раздвоённости поэта между Нести (Эрнестина) и Лёлей (Елена) приводит его к «страшному выводу»: «о, как убийственно мы любим...».
Стихотворение представляет собой скрытый диалог, при этом один из собеседников присутствует незримо.
Любовь созидательна — она возрождает к жизни, зовёт на подвиги, без любви род людской перестал бы существовать.
Но у Тютчева любовь и жизнь, любовь и счастье — «вещи несовместимые», любовь Тютчева — это любовь-страдание, страсть, разрушающая объект, на который направлена.
«О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!»
Любовь лирического героя смешана с чувством вины, так как приносит страдания любимой.
«И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе её цвело».
Автор раскаивается, понимая, что своей любовью причинил девушке, которая не заслуживала ничего плохого, много горя.
Он подчеркнул, что «незаслуженным позором на жизнь её она [любовь] легла».
Любовь ушла, оставив «злую боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз».
Использование архаизмов (ланиты, очи, отрада, отреченье, взор), междометий напоминает о высоком стиле од, а интонация стихотворной речи помогает передать чувства автора.
Стихотворный размер — пятистопный хорей с перекрёстной рифмой.
Поэт использует экспрессивный синтаксис: в стихотворении множество риторических вопросов, восклицаний, многоточий — всё это усиливает эмоциональность произведения, делая речь лирического героя напряжённой, взволнованной.
«И что ж теперь? И где всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолётным гостем он!»
Начинается и заканчивается стихотворение одними и теми же строками. («О, как убийственно мы любим! <…> Что сердцу нашему милей!..»).
Этот повтор помогает усиливать впечатление от прочитанного стихотворения, понимать всю силу чувств автора.
Выбор эпитетов имеет большое значение для выражения чувств.
Довольно необычное выражение «убийственно любим» помогает понять и глубину любви, и силу страданий автора.
- Аверченко А. Т.(1)
- Акимушкин И. И.(1)
- Александрова Т. И.(1)
- Алексеев С. П.(3)
- Алешковский Ю. (1)
- Андреев Л. Н.(2)
- Астафьев В. П.(16)
- Байрон Д. Г.(1)
- Балинт А.(1)
- Баратынский Е. А.(1)
- Батюшков К. Н.(1)
- Беляев А. Р.(1)
- Биссет Д.(1)
- Бичер-Стоу Г.(1)
- Блайтон Э. М.(1)
- Боккаччо Дж.(1)
- Брагин В. Г.(1)
- Браун Ф.(1)
- Брэдбери Р.(3)
- Булычёв К.(6)
- Васильев Б. Л.(3)
- Велтистов Е. С.(1)
- Верн Ж.(1)
- Вестли А-К.(1)
- Гайдар А. П.(1)
- Гарин-Михайловский Н. Г.(1)
- Генри О.(1)
- Гераскина Л. Б.(1)
- Гоголь Н. В.(5)
- Голдинг У.(1)
- Голявкин В. В.(2)
- Горький М.(4)
- Гофман Э. Т. А.(3)
- Грибоедов А. С.(1)
- Грин А. С.(2)
- Грин Р. Л.(1)
- Гринвуд Д.(1)
- Гюго В. М.(1)
- Гёте И. В.(2)
- Данте Алигьери(1)
- Даррелл Д.(1)
- Державин Г. Р.(1)
- Достоевский Ф. М.(1)
- Дуров В. Л.(1)
- Ершов П. П.(1)
- Есенин С. А.(1)
- Жуковский В. А.(1)
- Зальтен Ф.(1)
- Заходер Б. В.(1)
- Зощенко М. М.(14)
- Искандер Ф. А.(2)
- Карамзин Н. М.(3)
- Кассиль Л. А.(1)
- Коваль Ю. И.(1)
- Козлов С. Г.(2)
- Кольцов А. В.(1)
- Крапивин В. П.(3)
- Кретьен де Труа(1)
- Кротов В. Ф.(2)
- Крюкова Т. Ш.(1)
- Куприн А. И.(4)
- Курчевский В. В.(1)
- Кэрролл Л.(1)
- Ларри Я. Л.(1)
- Левитан Е. П.(1)
- Лем С.(1)
- Лермонтов М. Ю.(5)
- Лесков Н. С.(2)
- Ли Харпер(1)
- Линдгрен А. А. Э.(1)
- Ломбина Т. Н.(1)
- Ломоносов М. В.(2)
- Лондон Дж.(1)
- Лопе Де Вега Ф.(1)
- Мальмузи Л.(1)
- Маяковский В. В.(1)
- Медведев В. В.(1)
- Мериме П.(18)
- Милн А. А.(1)
- Михалков С. В.(3)
- Могилевская С. А.(1)
- Мокиенко М. Ю.(1)
- Мольер(1)
- Муур Л.(1)
- Народное творчество(2)
- Не указан(5)
- Некрасов Н. А.(1)
- Носов Н. Н.(6)
- Олеша Ю. К.(1)
- Остер Г. Б.(1)
- Островский А. Н.(6)
- Патту Э.(1)
- Перовская О. В.(1)
- Петрарка Ф.(1)
- Платонов А. П.(2)
- Пляцковский М. С.(1)
- По Э. А.(2)
- Погодин Р. П.(2)
- Подготовка к экзамену(70)
- Постников В. Ю.(1)
- Прокофьева С. Л.(4)
- Прёйсен А.(2)
- Пушкин А. С.(16)
- Радищев А. Н.(2)
- Рауд Э. М.(1)
- Сабитова Д. Р.(1)
- Сент-Экзюпери А.(1)
- Скотт В.(2)
- Соколов-Микитов И. С.(4)
- Стендаль(1)
- Стивенсон Р. Л.(1)
- Твардовский А. Т.(1)
- Твен М.(2)
- Токмакова И. П.(1)
- Томас Т. (1)
- Тургенев И. С.(3)
- Тютчев Ф. И.(1)
- Уайльд О.(1)
- Усачев А. А.(1)
- Успенский Э. Н.(3)
- Уэллс Г. Д.(3)
- Фет А. А.(1)
- Фонвизин Д. И.(2)
- Хармс Д. И.(1)
- Хитрук Ф. С.(1)
- Хогарт Э.(1)
- Чаплина В. В.(1)
- Черненко Г. Т.(1)
- Чехов А. П.(8)
- Шекли Р.(1)
- Шекспир У.(5)
- Шиллер И. К. Ф.(2)
- Шторм Г. П.(2)
- Шукшин В. М.(28)
- Янссон Т. М.(1)