О, как убийственно мы любим. Ф. И. Тютчев. Анализ стихотворения
- Класс: 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» было написано в 1851 г.
Жанр — интимная лирика.
Стихотворение посвящено Елене Денисьевой, возлюбленной Тютчева, отвергнутой обществом.
Елена Александровна была на 22 года моложе поэта. Всей душой они полюбили друг друга и четырнадцать лет были открыто связаны узами и внебрачными детьми.
Незаконная, запретная любовь приносила Елене Александровне много страданий.
Мучительными для Денисьевой были отношения Тютчева с женой Эрнестиной фон Пфеффер.
Елена Александровна, долго болевшая чахоткой, умерла в возрасте 38 лет. Скончались от чахотки и двое детей Тютчева и Денисьевой.
Тютчев посвятил возлюбленной целый цикл стихов, которые исследователи назвали «денисьевским».
Все стихи этого цикла исполнены трагизма, боли, горечи лирического героя.
В них нет радости, счастья, которые свойственны любящим людям. Чувство раздвоённости поэта между Нести (Эрнестина) и Лёлей (Елена) приводит его к «страшному выводу»: «о, как убийственно мы любим...».
Стихотворение представляет собой скрытый диалог, при этом один из собеседников присутствует незримо.
Любовь созидательна — она возрождает к жизни, зовёт на подвиги, без любви род людской перестал бы существовать.
Но у Тютчева любовь и жизнь, любовь и счастье — «вещи несовместимые», любовь Тютчева — это любовь-страдание, страсть, разрушающая объект, на который направлена.
«О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!»
Любовь лирического героя смешана с чувством вины, так как приносит страдания любимой.
«И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе её цвело».
Автор раскаивается, понимая, что своей любовью причинил девушке, которая не заслуживала ничего плохого, много горя.
Он подчеркнул, что «незаслуженным позором на жизнь её она [любовь] легла».
Любовь ушла, оставив «злую боль ожесточенья, боль без отрады и без слёз».
Использование архаизмов (ланиты, очи, отрада, отреченье, взор), междометий напоминает о высоком стиле од, а интонация стихотворной речи помогает передать чувства автора.
Стихотворный размер — пятистопный хорей с перекрёстной рифмой.
Поэт использует экспрессивный синтаксис: в стихотворении множество риторических вопросов, восклицаний, многоточий — всё это усиливает эмоциональность произведения, делая речь лирического героя напряжённой, взволнованной.
«И что ж теперь? И где всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолётным гостем он!»
Начинается и заканчивается стихотворение одними и теми же строками. («О, как убийственно мы любим! <…> Что сердцу нашему милей!..»).
Этот повтор помогает усиливать впечатление от прочитанного стихотворения, понимать всю силу чувств автора.
Выбор эпитетов имеет большое значение для выражения чувств.
Довольно необычное выражение «убийственно любим» помогает понять и глубину любви, и силу страданий автора.
***
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел — спроси и сведай,
Что уцелело от нея?
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?
И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.
И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.
И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..