Роман-эпопея «Война и мир». Л. Н. Толстой. 1869. Анализ произведения
- Класс: 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
История создания
1856 г.
Рождение замысла. Толстой решает написать произведение о декабристах, вернувшихся из Сибири домой после 30-летней ссылки.
1860 г.
Начинает писать повесть «Декабристы» о судьбах Петра и его жены Натальи (Пьер и Наташа в «Войне и мире»): «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько способными к работе. Работа эта — роман из времени 1810 и 20-х годов». «Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России...».
1863 г.
Год официального начала написания романа «Война и мир». С 1864 г. по 1867 г. — создание первой редакции текста.
1867 г.
Публикация первых глав. Выбор названия («Война и мир»).
1869 г.
Роман опубликован в журнале М. Н. Каткова «Русский вестник»
Л. Н. Толстой о замысле романа
«В 1856 году я начал писать повесть <...>, героем которой должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию».
- «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое».
- «Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 года».
- «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. <...> Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года».
Хронотоп и композиция романа
I книга
Том 1
1805 г.
Основные события — Шенграбенское и Аустерлицкое сражения.
Том 2
1806-1811 гг.
Основные события — Мирная жизнь Андрея, Пьера, Наташи.
II книга
Том 3
1812 г.
Основные события — Отечественная война. Бородинское сражение.
Том 4
1812-1813 гг.
Основные события — Партизанское движение, изгнание французов из России.
Эпилог
1820 г.
Основные события — Иные Пьер и Наташа. Известия Безухова о тайном обществе.
Жанр «Войны и мира»
Л. Н. Толстой о жанре: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. “Война и мир” есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось».
Роман-эпопея — масштабное по объему монументальное эпическое произведение, сочетающее в себе черты романа и эпопеи, раскрывающее эпохальные события жизни народов. «Война и Мир» по жанру — роман-эпопея (также романами-эпопеями являются «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. А. Шолохова).
Романное начало
- наличие нескольких разветвленных сюжетных линий;
- изображение судеб отдельных семейств и персонажей;
- духовное развитие героев на протяжении произведения;
- повествование о жизни героев в кризисные периоды.
Главные признаки эпопеи
- большой объем произведения;
- предмет изображения — глобальные события, меняющие ход истории;
- всеохватывающий характер отображения действительности.
Классические образцы эпопеи — «Илиада», «Одиссея» Гомера.
Черты романа-эпопеи в «Войне и мире»
- соединение повествования об исторических событиях с изображением судеб отдельных людей в переломную эпоху;
- изображение картин русской истории, грандиозных событий (Аустерлицкое и Бородинское сражения, пожар Москвы и др.);
- описание разных слоев общества (дворянство, крестьяне, армия);
- раскрытие разнообразия человеческих характеров;
- включение событий общественной и политической жизни (масонство, деятельность Сперанского, организация тайных обществ);
- большая протяженность во времени (15 лет);
- широкий охват пространства (Москва, Петербург, Пруссия, Австрия);
- совмещение картин жизни с философскими рассуждениями автора.
Мужские образы
Андрей Болконский
Характеристика героя
Андрей — «небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой». Он видит пустоту и фальшь светской жизни, ему скучно в салоне. Естественен только с Пьером.
Аустерлиц
Кумир Болконского — Наполеон. Герой ищет признания, свой Тулон (Тулон — город, ставший для Наполеона первой ступенькой к успеху). Для славы готов пожертвовать всем: «смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».
Останавливая отступающие войска, Андрей получает ранение, падает и впервые видит небо над головой: «Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче?» К Болконскому приходит новое понимание жизни: «Да, я ничего, ничего не знал до сих пор». Происходит крах старых идеалов и обретение истинных знаний о мире: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками».
Маленькая княгиня
Андрей не любил жену, он признается Пьеру: «Это одна из тех редких женщин, с которою можно быть покойным за свою честь; но, Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!» Вернувшись из плена домой в момент родов жены и услышав крик новорожденного сына, Андрей «всхлипывая, заплакал, как плачут дети». Во время родов умирает маленькая княгиня.
После смерти жены Болконский винит во всем себя и переживает глубокий душевный кризис.
Встреча с Пьером в Богучарове
«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя верой в людей. Разговор на пароме возрождает Андрея к жизни: «что-то давно заснувшее, что-то лучшее, <...>, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». Важными оказываются слова Безухова: «Надо жить, надо любить, надо верить». Болконский впервые после Аустерлица снова видит высокое небо. Он начинает преобразования в имениях.
Встреча с Наташей в Отрадном
Новые силы придает герою встреча с Наташей. Он начинает по-иному воспринимать мир. Видит дуб, который «один не хотел подчиняться обаянию весны». Теперь дуб «весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Оказывается, «жизнь не кончена в 31 год», герой понимает: надо «чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!».
Общественное благо, Сперанский
Андрей возвращается к общественной деятельности, работает в комиссии Сперанского. Однако вскоре замечает фальшь и ненужность своей работы. Это приводит его к новому кризису.
Любовь к Наташе
Князь Андрей на балу снова встречается с Наташей Ростовой и влюбляется. Свадьба откладывается на год, он уезжает. В это время Наташа увлекается Анатолем Курагиным и отказывает Болконскому. Тот не может простить измены, возвращается в армию.
Война 1812 г.
Болконский сближается с простыми солдатами. Накануне Бородинского сражения Андрей говорит Пьеру о своей вере в победу. Однако теперь князь по-новому смотрит на войну: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни».
Слова героя: «Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла... Ну, да ненадолго!» стали первыми предвестниками его гибели. В бою Андрей получает смертельное ранение: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю ту траву, землю, воздух...».
Встреча с Кулагиным
В лазарете Андрей встречается с Анатолем, которому оторвало ногу. Герой испытывает к бывшему врагу сострадание. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!».
«Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью божеской».
Встреча с Наташей
После ранения Андрей «в первый раз представил себе» «душу» Наташи. «Возобновившаяся любовь к одной женщине привязывает опять к жизни, вытесняя безразличное чувство любви вообще <...>. В этой борьбе одолевает абстракция, нечеловеческая любовь, одолевает смерть. Неидеальная, земная, мирская любовь требует от человека такого участия в жизни, впутанности в нее, которые князю Андрею были всегда тяжелы, невозможны» (С. Г. Бочаров «“Война и мир” Льва Толстого»).
Смерть
Радость прощения Анатолю, сострадание, жалость и даже любовь к врагу — эти чувства возможны, понятны только перед лицом смерти. Эти чувства не для жизни. «В умирающем Андрее идет борьба между любовью земной, мирской, ограниченной, различающей, избирательной, любовью к одному человеку, Наташе, которая не может быть неотрывна от ненависти к другому, — и абстрактной любовью, неразличающей, беспредметной, безличной», божеской (С. Г. Бочаров «“Война и мир” Льва Толстого»).
Наташа — княжне Марье: «Он слишком хорош, он не может, не может жить... потому что...». Автор комментирует: «Он понимал что-то другое, такое, чего не понимали и не могли понять живые и что поглощало его всего». Для него смерть — пробуждение от жизни.
Пьер Безухов
Характеристика героя
«Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках...». Анна Павловна с беспокойством и страхом отнеслась к «умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». «Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками», «он был рассеян». «Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности».
Он естественен, ищет умных людей, натыкается лишь на пустые разговоры. Выделяется тем, что не может играть по общим бессмысленным правилам. Он говорит живо и то, что думает.
Пьер — незаконнорожденный сын графа Кирилла Безухова, воспитывался за границей. После получения наследства становится завидным женихом.
Женитьба на Элен
Пьера женят на развратной красавице Элен. Для этого князь Василий, отец Элен, воспользовавшись совестливостью и растерянностью Безухова, идет на хитрость и добивается желаемого. Пьер чувствует, что между ними нет любви, но не может противиться настойчивости князя Василия.
Дуэль с Долоховым
Из-за связи Долохова с Элен Пьеру приходится с ним стреляться. До этого Безухов не держал в руках пистолета, он случайно попадает в Долохова и ранит его. После дуэли Пьер переживает, что чуть не убил человека. Он задается вопросами о смысле жизни: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?».
Масонство
Выйти из душевного кризиса Пьеру помогло масонство, в котором он увидел «царство добра и правды». Пьеру близки идеалы масонов, их стремление к нравственному обновлению, братству «на пути к добродетели».
Герой безрезультатно занимается преобразованиями в своих имениях, пытаясь облегчить участь крепостных. В идеях масонства Пьер тоже разочаровывается: члены ложи действуют только с целью личной выгоды.
Любовь к Наташе
Пьер полюбил в Наташе ее непосредственность, внутреннюю красоту, искренность. Они похожи: им чужды условности, предрассудки.
После встречи с Наташей Пьер ощущает счастье. Комета 1812 г. сливается с образом Наташи.
Отношение к Наполеону
Сначала Пьер считает Наполеона «величайшим человеком в мире» и оправдывает все его действия. Позже он начинает понимать цену жизни каждого человека и решает убить Наполеона.
На поле сражения при Бородине
Пьер вел себя неловко, на все смотрел с робкой улыбкой, не осознавал возможности смерти. Одетый не «по-военному», в зеленый фрак и белую шляпу, он производил нелепое впечатление. «Солдаты эти сейчас же мысленно приняли Пьера в свою семью. Присвоили себе и дали ему прозвище “наш барин”».
Плен
В оставленной Москве Пьер спас француза, с которым проговорил ночь как с другом о своей любви к Наташе, спас среди пожара девочку.
В плену он встречается с Платоном Каратаевым, который меняет взгляды Пьера на жизнь.
Там же, в неволе, произошло парадоксальное обретение Пьером свободы: «Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. “И все это мое, и все это во мне, и все это я! — думал Пьер. — И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!" Он улыбнулся и пошел укладываться спать к своим товарищам».
Весь безграничный космос Пьер ощущает в себе, а себя — в нем. Этот процесс часто называют «космизацией души» и сопоставляют с близкими явлениями в творчестве Ф. М. Достоевского или поэзии Ф. И. Тютчева («Все во мне, и я во всем»).
Обретение свободы разрешило вопрос о смысле жизни: «Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? — теперь для него не существовал».
«В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом», «что на свете нет ничего страшного».
После плена
Слуги находили, что Безухов много попростел. Он стал добр для всех, и это чувствовали даже бывшие враги. Он видел в людях самое прекрасное.
Брак с Наташей
В семье Пьера и Наташи царили любовь и взаимопонимание. Для Николеньки Пьер «был предметом, его восхищения и страстной любви».
Будущее Пьера
Пьер — основатель тайного общества. В будущем он, вероятно, примет участие в восстании декабристов и будет сослан в Сибирь, а Наташа последует за ним. Герой приходит к простой и глубокой мысли: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое».
Платон Каратаев
- «Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого», «духа простоты. и правды».
- Каратаев несет в себе гармонию: «В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез».
- Каратаев способен восстановить мир в душе человека. Он спасает Пьера: дарит ему смысл существования. Как самодостаточная капля, Каратаев бесследно исчезает из людского моря.
Женские образы
Наташа Ростова
- Пьер: «Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать», «она не удостаивает быть умной».
- Наташа — воплощение живой, естественной жизни. Она далека от размышлений о смысле жизни. Весь смысл жизни в ней самой.
- Героиня непосредственна. Она позволяет себе кричать при гостях через весь стол, целовать приехавшего брата и незнакомого Денисова. Нарушая условности, она вскрывает их искусственность.
- Наташа переживает ежеминутно полноту жизни, она отдается чувству без остатка, ощущает неповторимость каждого мгновения: хочет улететь в небо, потому что такой ночи никогда не было и не будет. Ее счастье зависит от того, пригласят ли ее на танец.
- Тонко чувствуя людей, она приходит в нужную минуту на помощь. Иногда ей не хватает слов для выражения мысли, и она начинает говорить образами. Например, о Борисе: «он узкий такой, как часы столовые... Узкий, знаете, серый, светлый...», о Безухове: «тот синий, темно-синий с красным, и он четвероуголъный».
- Наташе близка стихия народной жизни. После охоты, в доме у дядюшки, Ростова танцует под русскую плясовую.
- Иногда необдуманность поступков и следование велению сердца приводят Наташу к ошибкам (увлечение Анатолем Курагиным, идеальный образ которого девушка себе придумала сама).
- Разрыв с князем Андреем повлек за собой духовный кризис и физическую болезнь героини, после чего она стала несколько спокойней. В это время Наташа приходит к Богу, начинает жить «осердеченным умом».
- Став матерью, Наташа «опустилась», перестала заботиться о своей внешности и полностью ушла в заботы о муже и детях, однако не утратила природной естественности своей натуры.
Марья Болконская
- Воспитана отцом в строгости. Горда и независима. Некрасива внешне, имеет богатый внутренний мир. Умна, интеллигентна.
- Глубоко религиозна, принимает у себя странников, в тайне от отца помогает им. Иногда и сама помышляет о странничестве.
- Марья терпит тяжелый характер отца, любит и прощает его.
- Княжна воспитывает сына князя Андрея, маленького Николеньку.
- Полюбив, она готова быть верной своему чувству: «Как ни стыдно ей было признаться себе, что она первая полюбила человека, который, может быть, никогда не полюбит ее, она утешала себя мыслью, что никто никогда не узнает этого и что она не будет виновата, ежели будет до конца жизни, никому не говоря о том, любить того, которого она любила в первый и в последний раз».
- Любовь к спасшему ее Николаю Ростову преображает героиню: «Как вдруг с неожиданной поражающей красотой выступает на стенках расписного и резного фонаря та сложная искусная художественная работа, казавшаяся прежде грубою, темною и бессмысленною, когда зажигается свет внутри: так вдруг преобразилось лицо княжны Марьи. В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу. <...> ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование — все это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица».
- Семья Марьи и Николая основана на единстве противоположностей. Муж удивлялся ее «душевности», «возвышенному, нравственному миру»: «Он гордился тем, что она так умна и хороша, сознавая свое ничтожество перед нею...», «она с своей душою не только принадлежала ему, но составляла часть его самого».
- «Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна».
«Диалектика души» в романе
Диалектика — философская система, в основе которой лежат представления о постоянном развитии, движении, которое осуществляется в борьбе противоположных начал (добро и зло, жизнь и смерть).
«Диалектика души» (определение Н. Г. Чернышевского) —-изображение «самого психологического процесса, его форм, его законов». Толстой детально показывает зарождение и формирование мыслей, чувств героя, перетекание состояний из одного в другое (например, переход от любви к ненависти).
«Мысль народная» в романе-эпопее
В «Войне и мире» Толстой любил «мысль народную». Это идея единения народа, проходящая через весь роман
Все духовно развивающиеся герои проходят этап единения с народом. Солдаты принимают князя Андрея и Пьера. Наташа Ростова помогает раненым, Марья Болконская отказывается остаться в осажденном Наполеоном городе. Все герои чувствуют себя частью народа, переживают патриотические чувства
Автор полно и целостно изображает психологию народа.
Сопоставление образов Наполеона и Кутузова
Наиболее разработанными в романе оказываются фигуры двух полководцев — Наполеона и Кутузова, изображённые в романе по принципу контрастного сопоставления.
- Наполеон предстаёт перед читателем как самолюбивый полководец, любящий внимание, стремящийся производить впечатление. Поле сражения для него — шахматный бой с неодушевлёнными фигурами.
- Кутузов же — народный полководец. Он похож на простого солдата, в нём нет ложной театральности. Это религиозный, способный к состраданию человек — он удерживает русские войска от бесполезных атак, жалеет пленных. Кутузов отлично понимает строение армии, близок к рядовым солдатам.
Мнимому величию Наполеона противопоставляется мудрость Кутузова: «...Не Наполеон распоряжался ходом сраженья, потому что из диспозиции его ничего не было исполнено и во время сражения он не знал про то, что происходило впереди его. Стало быть, и то, каким образом эти люди убивали друг друга, происходило не по воле Наполеона, а шло независимо от него, по воле сотен тысяч людей, участвовавших в общем деле. Наполеону казалось только, что всё дело происходило по воле его».
О Кутузове же в романе сказано: «...Он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».
Реальные исторические личности в романе: Наполеон, Багратион, Сперанский, Кутузов, Александр I.