Рассказ «Человек в футляре». 1898. Анализ произведения. А. П. Чехов
- Класс: 9 класс, 10 класс, 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Первая часть «маленькой трилогии», посвященной теме «футлярности». Также в нее входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», объединенные образами охотников Ивана Ивановича Чимши-Гималайского и учителя гимназии Буркина.
Читайте рассказ → Человек в футляре
Образ «человека в футляре» стал нарицательным.
Тематика и проблематика
Чехов показывает душевное оскудение, измельчание человека.
«Футлярность» — стереотипность мышления, «улиточ-ность» существования, отчужденность личности от «живой жизни» — явление одновременно психологическое, социальное и философское.
Рассказ приобретает общественно-политическое звучание. В нем есть приметы России эпохи правления Александра III: запрещающие циркуляры, полицейский сыск, доносы, «фискальство», страх.
Проблемы выходят за пределы отдельной личности и эпохи, они имеют универсальный, вневременной характер.
Композиция и сюжет
Особенности композиции
Композиция построена на приеме «рассказа в рассказе»: история Беликова рассказывается и комментируется охотниками на привале. Такая структура позволяет вскрыть универсальный смысл образа главного героя, избегая прямой оценки.
Рамочный сюжет
В сарае старосты на краю села Мироносицкого расположились на ночлег охотники: ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин. Речь заходит о жене старосты Марфе, которая в последние десять лет даже на улицу выходит только по ночам. Это напоминает Буркину историю жизни своего сослуживца Беликова.
История Беликова
Беликов был учителем греческого языка, «у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь».
В гимназию, где работают Буркин и Беликов, назначают нового учителя географии, Михаила Саввича Коваленко. С ним приезжает и его тридцатилетняя сестра Варенька. Она хороша собой, весела, прекрасно поет. Варенька очаровывает всех, даже Беликова. Учителя решают женить их. Кто-то рисует карикатуру, изображая героя с зонтом под руку с Варенькой и с подписью «влюбленный антропос». На Беликова это производит тяжелое впечатление. Вскоре он встречает на улице Коваленок, катающихся на велосипеде. Он возмущен этим и отправляется к ним, чтобы высказать это. Коваленко спускает его с лестницы. Подошедшая Варенька, увидев в ситуации только комизм, смеется.
Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, приводит Беликова в такой ужас, что он, придя домой, «слег и через месяц умер».
Рамочный сюжет
По окончании рассказа Иван Иванович говорит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор — разве это не футляр?».
Приятели устраиваются на ночлег в сарае и, засыпая, слышат шаги Марфы. Взволнованный Иван Иванович восклицает: «Нет, больше жить так невозможно!».
Оппозиция персонажей
Беликов
Воплощение «заразы», ведущей к внутренней смерти.
Варенька
Воплощение вольной жизни, наполненной движением, радостью и смехом.
- Аверченко А. Т.(1)
- Акимушкин И. И.(1)
- Александрова Т. И.(1)
- Алексеев С. П.(3)
- Алешковский Ю. (1)
- Андреев Л. Н.(2)
- Астафьев В. П.(16)
- Байрон Д. Г.(1)
- Балинт А.(1)
- Баратынский Е. А.(1)
- Батюшков К. Н.(1)
- Беляев А. Р.(1)
- Биссет Д.(1)
- Бичер-Стоу Г.(1)
- Блайтон Э. М.(1)
- Блок А. А.(1)
- Боккаччо Дж.(1)
- Брагин В. Г.(1)
- Браун Ф.(1)
- Брэдбери Р.(3)
- Булычёв К.(6)
- Бунин И. А.(2)
- Васильев Б. Л.(3)
- Велтистов Е. С.(1)
- Верн Ж.(1)
- Вестли А-К.(1)
- Гайдар А. П.(1)
- Гарин-Михайловский Н. Г.(1)
- Генри О.(1)
- Гераскина Л. Б.(1)
- Гоголь Н. В.(5)
- Голдинг У.(1)
- Голявкин В. В.(2)
- Горький М.(5)
- Гофман Э. Т. А.(3)
- Грибоедов А. С.(1)
- Грин А. С.(2)
- Грин Р. Л.(1)
- Гринвуд Д.(1)
- Гюго В. М.(1)
- Гёте И. В.(2)
- Данте Алигьери(1)
- Даррелл Д.(1)
- Державин Г. Р.(1)
- Достоевский Ф. М.(1)
- Дуров В. Л.(1)
- Ершов П. П.(1)
- Есенин С. А.(1)
- Жуковский В. А.(1)
- Зальтен Ф.(1)
- Заходер Б. В.(1)
- Зощенко М. М.(14)
- Искандер Ф. А.(2)
- Карамзин Н. М.(3)
- Кассиль Л. А.(1)
- Коваль Ю. И.(1)
- Козлов С. Г.(2)
- Кольцов А. В.(1)
- Крапивин В. П.(3)
- Кретьен де Труа(1)
- Кротов В. Ф.(2)
- Крюкова Т. Ш.(1)
- Куприн А. И.(4)
- Курчевский В. В.(1)
- Кэрролл Л.(1)
- Ларри Я. Л.(1)
- Левитан Е. П.(1)
- Лем С.(1)
- Лермонтов М. Ю.(5)
- Лесков Н. С.(4)
- Ли Харпер(1)
- Линдгрен А. А. Э.(1)
- Ломбина Т. Н.(1)
- Ломоносов М. В.(2)
- Лондон Дж.(1)
- Лопе Де Вега Ф.(1)
- Мальмузи Л.(1)
- Маяковский В. В.(1)
- Медведев В. В.(1)
- Мериме П.(18)
- Милн А. А.(1)
- Михалков С. В.(3)
- Могилевская С. А.(1)
- Мокиенко М. Ю.(1)
- Мольер(1)
- Муур Л.(1)
- Народное творчество(2)
- Не указан(5)
- Некрасов Н. А.(2)
- Носов Н. Н.(6)
- Олеша Ю. К.(1)
- Остер Г. Б.(1)
- Островский А. Н.(7)
- Патту Э.(1)
- Перовская О. В.(1)
- Петрарка Ф.(1)
- Платонов А. П.(2)
- Пляцковский М. С.(1)
- По Э. А.(2)
- Погодин Р. П.(2)
- Подготовка к экзамену(86)
- Постников В. Ю.(1)
- Прокофьева С. Л.(4)
- Прёйсен А.(2)
- Пушкин А. С.(16)
- Радищев А. Н.(2)
- Рауд Э. М.(1)
- Сабитова Д. Р.(1)
- Салтыков-Щедрин М. Е.(11)
- Сент-Экзюпери А.(1)
- Скотт В.(2)
- Соколов-Микитов И. С.(4)
- Стендаль(1)
- Стивенсон Р. Л.(1)
- Твардовский А. Т.(1)
- Твен М.(2)
- Токмакова И. П.(1)
- Томас Т. (1)
- Тургенев И. С.(4)
- Тютчев Ф. И.(1)
- Уайльд О.(1)
- Усачев А. А.(1)
- Успенский Э. Н.(3)
- Уэллс Г. Д.(3)
- Фет А. А.(1)
- Фонвизин Д. И.(2)
- Хармс Д. И.(1)
- Хитрук Ф. С.(1)
- Хогарт Э.(1)
- Чаплина В. В.(1)
- Черненко Г. Т.(1)
- Чехов А. П.(13)
- Шекли Р.(1)
- Шекспир У.(5)
- Шиллер И. К. Ф.(2)
- Шторм Г. П.(2)
- Шукшин В. М.(28)
- Янссон Т. М.(1)