Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Рассказ «Человек в футляре». 1898. Анализ произведения. А. П. Чехов

  • Класс: 9 класс, 10 класс, 11 класс

Первая часть «маленькой трилогии», посвященной теме «футлярности». Также в нее входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», объединенные образами охотников Ивана Ивановича Чимши-Гималайского и учителя гимназии Буркина.

Читайте рассказ → Человек в футляре

Образ «человека в футляре» стал нарицательным.

Тематика и проблематика

Чехов показывает душевное оскудение, измельчание человека.

«Футлярность» — стереотипность мышления, «улиточ-ность» существования, отчужденность личности от «живой жизни» — явление одновременно психологическое, социальное и философское.

Рассказ приобретает общественно-политическое звучание. В нем есть приметы России эпохи правления Александра III: запрещающие циркуляры, полицейский сыск, доносы, «фискальство», страх.

Проблемы выходят за пределы отдельной личности и эпохи, они имеют универсальный, вневременной характер.

Композиция и сюжет

Особенности композиции

Композиция построена на приеме «рассказа в рассказе»: история Беликова рассказывается и комментируется охотниками на привале. Такая структура позволяет вскрыть универсальный смысл образа главного героя, избегая прямой оценки.

Рамочный сюжет

В сарае старосты на краю села Мироносицкого расположились на ночлег охотники: ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин. Речь заходит о жене старосты Марфе, которая в последние десять лет даже на улицу выходит только по ночам. Это напоминает Буркину историю жизни своего сослуживца Беликова.

История Беликова

Беликов был учителем греческого языка, «у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь».

В гимназию, где работают Буркин и Беликов, назначают нового учителя географии, Михаила Саввича Коваленко. С ним приезжает и его тридцатилетняя сестра Варенька. Она хороша собой, весела, прекрасно поет. Варенька очаровывает всех, даже Беликова. Учителя решают женить их. Кто-то рисует карикатуру, изображая героя с зонтом под руку с Варенькой и с подписью «влюбленный антропос». На Беликова это производит тяжелое впечатление. Вскоре он встречает на улице Коваленок, катающихся на велосипеде. Он возмущен этим и отправляется к ним, чтобы высказать это. Коваленко спускает его с лестницы. Подошедшая Варенька, увидев в ситуации только комизм, смеется.

Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, приводит Беликова в такой ужас, что он, придя домой, «слег и через месяц умер».

Рамочный сюжет

По окончании рассказа Иван Иванович говорит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор — разве это не футляр?».

Приятели устраиваются на ночлег в сарае и, засыпая, слышат шаги Марфы. Взволнованный Иван Иванович восклицает: «Нет, больше жить так невозможно!».

Оппозиция персонажей

Беликов
Воплощение «заразы», ведущей к внутренней смерти.

Варенька
Воплощение вольной жизни, наполненной движением, радостью и смехом.

Рассказ «Человек в футляре». Анализ произведения. А. П. Чехов

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.