- Информация о материале
- Литература By
Рассказ «Человек в футляре». 1898. Анализ произведения. А. П. Чехов
- Класс: 9 класс, 10 класс, 11 класс
Первая часть «маленькой трилогии», посвященной теме «футлярности». Также в нее входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», объединенные образами охотников Ивана Ивановича Чимши-Гималайского и учителя гимназии Буркина.
Читайте рассказ → Человек в футляре
Образ «человека в футляре» стал нарицательным.
Тематика и проблематика
Чехов показывает душевное оскудение, измельчание человека.
«Футлярность» — стереотипность мышления, «улиточ-ность» существования, отчужденность личности от «живой жизни» — явление одновременно психологическое, социальное и философское.
Рассказ приобретает общественно-политическое звучание. В нем есть приметы России эпохи правления Александра III: запрещающие циркуляры, полицейский сыск, доносы, «фискальство», страх.
Проблемы выходят за пределы отдельной личности и эпохи, они имеют универсальный, вневременной характер.
Композиция и сюжет
Особенности композиции
Композиция построена на приеме «рассказа в рассказе»: история Беликова рассказывается и комментируется охотниками на привале. Такая структура позволяет вскрыть универсальный смысл образа главного героя, избегая прямой оценки.
Рамочный сюжет
В сарае старосты на краю села Мироносицкого расположились на ночлег охотники: ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин. Речь заходит о жене старосты Марфе, которая в последние десять лет даже на улицу выходит только по ночам. Это напоминает Буркину историю жизни своего сослуживца Беликова.
История Беликова
Беликов был учителем греческого языка, «у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». «Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь».
В гимназию, где работают Буркин и Беликов, назначают нового учителя географии, Михаила Саввича Коваленко. С ним приезжает и его тридцатилетняя сестра Варенька. Она хороша собой, весела, прекрасно поет. Варенька очаровывает всех, даже Беликова. Учителя решают женить их. Кто-то рисует карикатуру, изображая героя с зонтом под руку с Варенькой и с подписью «влюбленный антропос». На Беликова это производит тяжелое впечатление. Вскоре он встречает на улице Коваленок, катающихся на велосипеде. Он возмущен этим и отправляется к ним, чтобы высказать это. Коваленко спускает его с лестницы. Подошедшая Варенька, увидев в ситуации только комизм, смеется.
Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, приводит Беликова в такой ужас, что он, придя домой, «слег и через месяц умер».
Рамочный сюжет
По окончании рассказа Иван Иванович говорит: «А разве то, что мы живем в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор — разве это не футляр?».
Приятели устраиваются на ночлег в сарае и, засыпая, слышат шаги Марфы. Взволнованный Иван Иванович восклицает: «Нет, больше жить так невозможно!».
Оппозиция персонажей
Беликов
Воплощение «заразы», ведущей к внутренней смерти.
Варенька
Воплощение вольной жизни, наполненной движением, радостью и смехом.