Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Рассказ «Господин из Сан-Франциско». 1915. И. А. Бунин. Анализ произведения

  • Класс: 11 класс

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» стилистически и философски связан с рассказами «Братья» (1914) и «Сны Чанга» (1916).

По словам автора, толчком к замыслу послужила повесть Томаса Манна «Смерть в Венеции».

«Господин из Сан-Франциско» в художественном плане — самый совершенный из всех рассказов, написанных И. А. Буниным до революции.

Рассказ написан в 1915 г., в начале Первой мировой войны, которую И. А. Бунин воспринял апокалиптически, как мировую катастрофу. Поэтому в первой редакции рассказ имел эпиграф из Апокалипсиса: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» (впоследствии И. А. Бунин его снял из художественных соображений).

Первоначальное название — «Смерть на Капри» (в рукописи, датируемой 14-15 августа 1915 г.).

Опубликован в пятом номере московского сборника «Слово» в 1915 г. с эпиграфом из Апокалипсиса «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» (снят автором в последующих изданиях).

Читайте рассказ → Господин из Сан-Франциско

В основе сюжета — история последних месяцев жизни богатого американца, совершающего путешествие из Америки в Европу. Во время этого круиза главный герой повествования, пожилой господин из Сан-Франциско, умирает. Путешествие, спланированное им на два года, заканчивается через месяц.

Внешность у Господина совсем не примечательная. Когда он прибывает в Неаполь, с пренебрежением говорит «оборванцам» «Прочь! Прочь!», хотя они ему ничего не сделали. Все бедные люди прислуживают Господину из Сан-Франциско и склоняются перед ним. Но этому способствуют его деньги и положение.

Писатель намеренно не даёт имени своему герою: он такой, как все, каких много, типичный буржуа. Его смерть в рассказе является единственным событием, выпадающим из размеренной жизни путешественников, которые видят в этом просто досадное происшествие. В то время, когда тело «господина из Сан-Франциско» находится в трюме, в ящике из-под содовой воды, на палубе сидят скучающие туристы.

Смерть героя является поворотным пунктом сюжета, заставляющим переосмыслить содержание произведения, переводящим всё из плана быта в план бытия.

«Бунин не жалеет отталкивающих подробностей, чтобы воссоздать картину жалкой, отвратительной смерти некогда могущественного человека, которого никакое богатство не может спасти от последующего унижения. <...> позже мёртвому даруется и подлинное общение с природой, которого он был лишён, в чём никогда не испытывал потребности, будучи живым» (М. В. Михайлова).

Сюжет и композиция

Экспозиция

Некий господин из Сан-Франциско с женой и дочерью на пароходе «Атлантида» отправляется в Европу. Господин богат, ему пятьдесят восемь лет. Обстоятельно излагается маршрут путешествия — все учтено, места для случайностей нет.

Завязка и развитие действия

Из-за плохой погоды в Неаполе, куда прибыла семья, план приходится корректировать — господин решает переехать на солнечный остров Капри.

Предвосхищение развязки

Предложением «В день отъезда, — очень памятный для семьи из Сан-Франциско! — даже и с утра не было солнца» Бунин намекает на развязку сюжета. Он подробно описывает переезд, панораму острова, сообщает детали гостиничного сервиса, описывает костюм господина, предвкушающего обед.

Кульминация

Внезапность, нелогичность смерти героя, который был уверен в своем благополучии, подчеркивается наречием «вдруг». Картина агонии героя лишена авторских оценок: «шея его напружилась, глаза выпучились, пенсне слетело с носа... Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха — и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом — и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то».

Выход за рамки сюжета

Повествование не заканчивается — границы рассказа шире сюжета о господине из Сан-Франциско. Автор описывает панораму Неаполитанского залива, делает зарисовку уличного рынка, показывает колоритные образы лодочника Лоренцо, двух горцев, дает обобщающую лирическую характеристику «радостной, прекрасной, солнечной» страны. История господина из Сан-Франциско оказывается фрагментом неостановимого течения жизни.

Финал

Все та же «Атлантида» в темном трюме везет тело господина из Сан-Франциско обратно. На палубах продолжается жизнь: так же все завтракают и обедают, все так же страшен волнующийся океан. Со скал Гибралтара за пароходом наблюдает Дьявол.

Зеркальная композиция — композиционный повтор описания «Атлантиды» в начале и в финале — придает рассказу соразмерность и завершенность, увеличивает размеры созданной картины.

Особенности художественного метода

Бунин использует возможности реализма, переходя его грань.

Символические образы и «вечные вопросы» сближают рассказ с произведениями символ истов. Символично название парохода — «Атлантида». Комфортабельный плавучий отель — искусственность цивилизации — окружен бурлящим океаном (жизненная стихия), путешествие «господина» оказывается движением к смерти вместе с цивилизацией, обреченной на гибель (образ Дьявола в рассказе). Символично и отсутствие имени у главного героя, хотя проходные персонажи названы (коридорный Луиджи, лодочник Лоренцо).

Показывая, как цивилизация обесценивает, выхолащивает личность, низводя её до уровня безымянного предмета, Бунин видит причину в ложных ценностях современного общества — комфорте и удовольствиях. Ощущение пустоты и противоестественности цивилизации, построенной на этих принципах, обрекает её на неизбежную гибель. Сложно определить художественный метод Бунина:

1. Писатель полностью использует возможности реализма, переходя его грань.
2. Насыщенность рассказа символическими образами и постановка вечных вопросов сближает его с произведениями символистов.
3. Обращение к пограничной ситуации смерти, ощущение жизни как вечного движения, постановка онтологических проблем сближает Бунина с литературой экзистенциализма.

Обращение к пограничной ситуации смерти, ощущение жизни как вечного движения, постановка онтологических проблем сближает Бунина с литературой экзистенциализма.

Рассказ «Господин из Сан-Франциско». И. А. Бунин. Анализ произведения

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.