- Информация о материале
- Литература By
Поэма «Реквием». А. А. Ахматова. Анализ произведения
- Класс: 10 класс, 11 класс
Реквием (от первого слова латинского текста: «Requiem aeternam dona eis, Domine» — «Покой вечный дай им, Господи») — траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших.
Слово «реквием» в начале католического гимна означает просьбу вечного покоя, Ахматова же боится забыть происходящее — забыть «ив смерти блаженной».
Читайте поэму здесь → Реквием. А. А. Ахматова
Время создания
Время создания стихотворений, вошедших в основной корпус цикла-поэмы — 1935-1940 гг.
1935
Первое стихотворение поэмы —
«Уводили тебя на рассвете...».
1938
II и IV из десяти стихотворений основного корпуса цикла-поэмы и первая часть X стихотворения — «Распятие».
1939
Стихотворения III, V, VI, VII. Приговор, VIII. К смерти.
1940
Посвящение, вторая часть X стихотворения — «Распятие», эпилог.
1957
Время написания прозаического
«Вместо предисловия»
1961
Создание стихотворения
«Так не зря мы вместе бедовали...», из которого взят эпиграф к поэме.
События, послужившие толчком к написанию поэмы
- Моральное потрясение, вызванное первым арестом и ссылкой О. Э. Мандельштама (1934) и высылкой в 1935 г. из Ленинграда многих представителей интеллигенции (начинались репрессии, спровоцированные убийством Кирова).
- 1935 г. — арест Н. Н. Пунина, тогда же был арестован Л. Н. Гумилев (сын А. А. Ахматовой).
- В 1938 г. Л. Н. Гумилев снова был арестован фактически лишь за то, что имел неугодных режиму родителей.
- 17 месяцев Анна Андреевна ждала решения судьбы сына, стояла с передачами в длинных очередях «под красною ослепшею стеною» тюрьмы «Кресты», что на берегу Невы
Сыну Ахматовой был вынесен приговор: десять лет исправительно-трудовых лагерей (в 1939 г. срок сократили до пяти лет).
Жанровое своеобразие
Жанровые признаки
Поэма
«Реквием» написан от первого лица — поэтессы и лирической героини одновременно. Лирическое начало соединяет фрагменты в единое целое.
Стихотворный цикл
В «Реквием» вошли стихотворения, написанные в разное время, каждое из них имеет свой законченный лирический сюжет.
Поэма-цикл
Поэма-цикл, собранный авторский цикл — лиро-эпическое сочинение, обладающее цельностью.
Триединство лирической героини «Реквиема»
Реальная женщина в определенной исторической эпохе, переживающая трагедию ареста сына. Этот образ формируется автобиографической основой поэмы. Наиболее ярко проявляется в стихотворении «Приговор» (1939 г.). Обыденность речи в сочетании с предельным переживанием создает драматический эффект.
Собирательный образ русской женщины (вечная трагедия русской женщины). Формируется за счет апелляции к историческому прошлому (стрелецкие женки и т. п.), к фольклору. Разговор в очереди, описанный во вступлении, показывает, что горе лирической героини (и самой Ахматовой), не индивидуальное, а общее для многих женщин эпохи террора. Необходимость высказать это общее горе определяет лиро-эпическую форму произведения
Образ Богоматери, возникающий в результате обобщения, символизации и обращения к библейским («вечным») мотивам. Наиболее ярко образ лирической героини-богоматери проявляется в 10-м стихотворении — «Распятие». Выражение внутренней жизни через внешние формы, недосказанность, ассоциативные смыслы создают предельное напряжение:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел
Разделение лирической героини на три ипостаси является условным, в тексте же наблюдается их сращение, сближение, обращаемость.