Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Поэма «Реквием». А. А. Ахматова. Анализ произведения

  • Класс: 10 класс, 11 класс

Реквием (от первого слова латинского текста: «Requiem aeternam dona eis, Domine» — «Покой вечный дай им, Господи») — траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших.

Слово «реквием» в начале католического гимна означает просьбу вечного покоя, Ахматова же боится забыть происходящее — забыть «ив смерти блаженной».

Читайте поэму здесь → Реквием. А. А. Ахматова

Время создания

Время создания стихотворений, вошедших в основной корпус цикла-поэмы — 1935-1940 гг.

1935
Первое стихотворение поэмы —
«Уводили тебя на рассвете...».

1938
II и IV из десяти стихотворений основного корпуса цикла-поэмы и первая часть X стихотворения — «Распятие».

1939
Стихотворения III, V, VI, VII. Приговор, VIII. К смерти.

1940
Посвящение, вторая часть X стихотворения — «Распятие», эпилог.

1957
Время написания прозаического
«Вместо предисловия»

1961
Создание стихотворения
«Так не зря мы вместе бедовали...», из которого взят эпиграф к поэме.

События, послужившие толчком к написанию поэмы

  • Моральное потрясение, вызванное первым арестом и ссылкой О. Э. Мандельштама (1934) и высылкой в 1935 г. из Ленинграда многих представителей интеллигенции (начинались репрессии, спровоцированные убийством Кирова).
  • 1935 г. — арест Н. Н. Пунина, тогда же был арестован Л. Н. Гумилев (сын А. А. Ахматовой).
  • В 1938 г. Л. Н. Гумилев снова был арестован фактически лишь за то, что имел неугодных режиму родителей.
  • 17 месяцев Анна Андреевна ждала решения судьбы сына, стояла с передачами в длинных очередях «под красною ослепшею стеною» тюрьмы «Кресты», что на берегу Невы
    Сыну Ахматовой был вынесен приговор: десять лет исправительно-трудовых лагерей (в 1939 г. срок сократили до пяти лет).

Жанровое своеобразие

Жанровые признаки

Поэма
«Реквием» написан от первого лица — поэтессы и лирической героини одновременно. Лирическое начало соединяет фрагменты в единое целое.

Стихотворный цикл
В «Реквием» вошли стихотворения, написанные в разное время, каждое из них имеет свой законченный лирический сюжет.

Поэма-цикл
Поэма-цикл, собранный авторский цикл — лиро-эпическое сочинение, обладающее цельностью.

Триединство лирической героини «Реквиема»

Реальная женщина в определенной исторической эпохе, переживающая трагедию ареста сына. Этот образ формируется автобиографической основой поэмы. Наиболее ярко проявляется в стихотворении «Приговор» (1939 г.). Обыденность речи в сочетании с предельным переживанием создает драматический эффект.

Собирательный образ русской женщины (вечная трагедия русской женщины). Формируется за счет апелляции к историческому прошлому (стрелецкие женки и т. п.), к фольклору. Разговор в очереди, описанный во вступлении, показывает, что горе лирической героини (и самой Ахматовой), не индивидуальное, а общее для многих женщин эпохи террора. Необходимость высказать это общее горе определяет лиро-эпическую форму произведения

Образ Богоматери, возникающий в результате обобщения, символизации и обращения к библейским («вечным») мотивам. Наиболее ярко образ лирической героини-богоматери проявляется в 10-м стихотворении — «Распятие». Выражение внутренней жизни через внешние формы, недосказанность, ассоциативные смыслы создают предельное напряжение:

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел

Разделение лирической героини на три ипостаси является условным, в тексте же наблюдается их сращение, сближение, обращаемость.

Поэма «Реквием». А. А. Ахматова. Анализ произведения

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.