Меню
  • Главная
  • Музыка
    • Слушать музыку
    • Ноты
    • Музыкальные занятия
  • Поделки
  • Игры для детей
    • Подвижные игры на воздухе
    • Подвижные игры в помещении
    • Ребусы
    • Головоломки
    • Настольные игры
    • Викторины
    • Экологические игры
    • Развивающие игры
    • Кроссворды
  • Сценарии
    • Сценарии для дошкольников
    • Сценарии для школьников
    • Сценарии к 8 марта и ко Дню Матери
    • Сценарии к 23 февраля, 9 мая и на военную тему
    • Сценарии к Новому году, Рождеству и на Масленицу
    • Сценарии ко Дню Рождения
    • Осенние праздники
  • Загадки. Стихи
    • Стихи
    • Потешки, колыбельные
    • Загадки
    • Хочу все знать
  • Раскраски и рисунки
    • Раскраски
    • Рисование
  • Сказки
    • Азиатские сказки
    • Американские сказки
    • Русские сказки
    • Сказки народов России
    • Сказки народов Австралии и Океании
    • Сказки народов Европы
    • Сказки народов Ближнего и Среднего Востока
    • Сказки стран Африки
  • Статьи
  • Библиотека школьника
МЕНЮ
Мир детей Сайт для детей и родителей
Информация о материале
Литература By Литература
Литература

Рассказ «Дом с мезонином» А. П. Чехов. Анализ произведения

  • Класс: 7 класс, 8 класс, 11 класс

Безымянный герой рассказа, художник-пейзажист, живёт на даче, где знакомится с семейством Волчаниновых — вдовой и двумя её дочерями.

Читайте рассказ здесь → Дом с мезонином

  • Он влюбляется в младшую, Женю (Мисюсь), видя в ней родственную душу.
  • Лидия, старшая сестра, не одобряет «праздности» героя, их споры постепенно приобретают обобщённый смысл — о роли образованного человека в современном обществе.
  • Лида и «кружок симпатичных ей людей» исповедуют теорию «малых дел», они стремятся облегчить жизнь народа хоть чем-то («аптечками, библиотечками, книжками»).
    «Нужно делать что-нибудь...».
  • Герой с ней не соглашается, он считает, что необходимо в корне изменить жизнь общества, тогда и народ будет счастлив.
  • Лидия смотрит узко, но что-то делает, художник же говорит о прекрасном будущем, но ничего не предпринимает для его достижения — конфликт не разрешается.
  • Возлюбленную героя, Мисюсь, увозят, чтобы помешать развитию её отношений с художником. Герой тяжело переживает разлуку, «ему по-прежнему стало скучно жить».

Главная мысль произведения заключена в самом его названии.
Дом — символ дворянского гнезда, символ традиций, прошлого, корней; мезонин (верхний полуэтаж дома) — то, что, возможно, пристраивают впоследствии.
Антитеза «верх — низ», отражённая в названии рассказа, становится символом неразрешимости конфликта прежнего и нового.

Время в рассказе движется в обратном направлении — из настоящего в прошлое; вопрос же («Мисюсь, где ты?»), замыкающий повествование и адресованный в будущее, остаётся без ответа.

Рассказ «Дом с мезонином» А. П. Чехов. Анализ произведения

Литература
Литература
Произведения разных писателей и обучающая литература — помогут хорошо сдать экзамен по литературе.
Предыдущий: Рассказ «Дама с собачкой». 1899. Анализ произведения. А. П. Чехов Назад Следующий: Рассказ «Матрёнин двор» 1959. А. И. Солженицын. Анализ произведения Вперед