МЕНЮ
- Информация о материале
- Литература By
Рассказ «Дом с мезонином» А. П. Чехов. Анализ произведения
- Класс: 7 класс, 8 класс, 11 класс
Безымянный герой рассказа, художник-пейзажист, живёт на даче, где знакомится с семейством Волчаниновых — вдовой и двумя её дочерями.
Читайте рассказ здесь → Дом с мезонином
- Он влюбляется в младшую, Женю (Мисюсь), видя в ней родственную душу.
- Лидия, старшая сестра, не одобряет «праздности» героя, их споры постепенно приобретают обобщённый смысл — о роли образованного человека в современном обществе.
- Лида и «кружок симпатичных ей людей» исповедуют теорию «малых дел», они стремятся облегчить жизнь народа хоть чем-то («аптечками, библиотечками, книжками»).
«Нужно делать что-нибудь...». - Герой с ней не соглашается, он считает, что необходимо в корне изменить жизнь общества, тогда и народ будет счастлив.
- Лидия смотрит узко, но что-то делает, художник же говорит о прекрасном будущем, но ничего не предпринимает для его достижения — конфликт не разрешается.
- Возлюбленную героя, Мисюсь, увозят, чтобы помешать развитию её отношений с художником. Герой тяжело переживает разлуку, «ему по-прежнему стало скучно жить».
Главная мысль произведения заключена в самом его названии.
Дом — символ дворянского гнезда, символ традиций, прошлого, корней; мезонин (верхний полуэтаж дома) — то, что, возможно, пристраивают впоследствии.
Антитеза «верх — низ», отражённая в названии рассказа, становится символом неразрешимости конфликта прежнего и нового.
Время в рассказе движется в обратном направлении — из настоящего в прошлое; вопрос же («Мисюсь, где ты?»), замыкающий повествование и адресованный в будущее, остаётся без ответа.