Антиутопическая повесть «Котлован». А. П. Платонов. Анализ произведения
- Класс: 11 класс
- Автор: Подготовка к экзамену
Повесть «Котлован» датируется декабрём 1929 г. — апрелем 1930 г., в ней автор выбирает жанр антиутопии для изображения современной ему действительности.
Написана повесть в год «великого перелома», на основе личных впечатлений. Когда развернулась кампания по «сплошной коллективизации», Платонов занимался в Воронежской области вопросами мелиорации. Его наблюдения легли в основу повести.
Читайте повесть здесь → Котлован. А. П. Платонов
Время действия — 1929 год (период коллективизации), тема — изображение индустриализации (строительство «общепролетарского дома») и коллективизации («ликвидация кулачества»).
Повесть состоит из двух частей.
Основа сюжета — строительство «общепролетарского дома», в котором потом будет счастливо жить новое поколение.
Рабочий Вощёв после увольнения с завода попадает в бригаду землекопов, которые готовят котлован для фундамента этого дома.
Работа забирает у героев все силы.
«Все спящие были худы, как умершие... каждый существовал без всякого излишка жизни...».
Вощёва они уверяют, что познали смысл жизни, «что равносильно вечному счастью».
«Однако их лица были худы и угрюмы. А вместо покоя жизни они имели измождение...».
- Бригадир Чиклин приводит в барак, где живут рабочие, девочку-сироту Настю (символ будущего).
- Двое рабочих бригады по указанию руководства направляются в деревню — для помощи местному активу в проведении коллективизации. Там они гибнут от рук неизвестных кулаков.
- Прибывшие в деревню Чиклин и его товарищи доводят «ликвидацию кулачества» до конца, сплавляя на плоту в море всех зажиточных крестьян деревни. Затем рабочие возвращаются в город, на котлован. Той же ночью заболевшая Настя, ребёнок-сирота, ради которого и перестраивается мир, умирает, и одна из стенок котлована становится для неё могилой.
В центре повести — поиски истины, «нового смысла жизни».
- Главная идея, отражённая в названии повести, сюжетно реализована в судьбе Насти: разрушение прошлого и настоящего ведёт к краху будущего (котлован — яма).
- Раскрывая тему, автор выбирает жанр антиутопии, позволяющий показать чудовищность и абсурд социальных экспериментов.
Название повести символично. Котлован — это не просто стройка. Это и огромная яма, могила, которую рабочие роют для самих себя. В этом месте многие и погибают. Построить счастливый общепролетарский дом, по-рабски относясь к труду и унижая человеческое достоинство, нельзя.
Можно уверенно сказать, что А. П. Платонов шёл не в ногу со временем — он опережал это самое время.
По словам Андрея Битова, произведение «...наиболее полно выразило нашу историю и наш век».
Особое внимание критики привлекал неповторимый стиль платоновской прозы. И. Бродский в статье «Послесловие к “Котловану” А. Платонова» пишет: «он писал на языке данной утопии, на языке своей эпохи; а никакая другая форма бытия не детерминирует сознание так, как это делает язык. Но, в отличие от большинства своих современников, <. > Платонов сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нём такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не мог скользить по литературной поверхности, занимаясь хитросплетениями сюжета, типографскими изысками и стилистическими кружевами».
- Аверченко А. Т.(1)
- Акимушкин И. И.(1)
- Александрова Т. И.(1)
- Алексеев С. П.(3)
- Алешковский Ю. (1)
- Андреев Л. Н.(3)
- Астафьев В. П.(17)
- Ахматова А. А.(1)
- Бабель И. Э.(1)
- Байрон Д. Г.(1)
- Балинт А.(1)
- Баратынский Е. А.(1)
- Батюшков К. Н.(1)
- Беляев А. Р.(1)
- Биссет Д.(1)
- Бичер-Стоу Г.(1)
- Блайтон Э. М.(1)
- Блок А. А.(3)
- Боккаччо Дж.(1)
- Брагин В. Г.(1)
- Браун Ф.(1)
- Брэдбери Р.(3)
- Булгаков М. А.(1)
- Булычёв К.(6)
- Бунин И. А.(4)
- Васильев Б. Л.(3)
- Велтистов Е. С.(1)
- Верн Ж.(1)
- Вестли А-К.(1)
- Гайдар А. П.(1)
- Гарин-Михайловский Н. Г.(1)
- Генри О.(1)
- Гераскина Л. Б.(1)
- Гоголь Н. В.(5)
- Голдинг У.(1)
- Голявкин В. В.(2)
- Горький М.(6)
- Гофман Э. Т. А.(3)
- Грибоедов А. С.(1)
- Грин А. С.(3)
- Грин Р. Л.(1)
- Гринвуд Д.(1)
- Гумилёв Н. С.(1)
- Гюго В. М.(1)
- Гёте И. В.(2)
- Данте Алигьери(1)
- Даррелл Д.(1)
- Державин Г. Р.(1)
- Достоевский Ф. М.(1)
- Дуров В. Л.(1)
- Дюма А.(1)
- Ершов П. П.(1)
- Есенин С. А.(2)
- Жуковский В. А.(1)
- Зальтен Ф.(1)
- Замятин Е. И.(1)
- Заходер Б. В.(1)
- Золя Э.(1)
- Зощенко М. М.(14)
- Ибсен Г.(1)
- Искандер Ф. А.(2)
- Карамзин Н. М.(3)
- Кассиль Л. А.(1)
- Коваль Ю. И.(1)
- Козлов С. Г.(2)
- Кольцов А. В.(1)
- Крапивин В. П.(3)
- Кретьен де Труа(1)
- Кротов В. Ф.(2)
- Крюкова Т. Ш.(1)
- Куприн А. И.(8)
- Курчевский В. В.(1)
- Кэрролл Л.(1)
- Ларри Я. Л.(1)
- Левитан Е. П.(1)
- Лем С.(1)
- Лермонтов М. Ю.(5)
- Лесков Н. С.(4)
- Ли Харпер(1)
- Линдгрен А. А. Э.(1)
- Ломбина Т. Н.(1)
- Ломоносов М. В.(2)
- Лондон Дж.(2)
- Лопе Де Вега Ф.(1)
- Мальмузи Л.(1)
- Маяковский В. В.(5)
- Медведев В. В.(1)
- Мериме П.(18)
- Милн А. А.(1)
- Михалков С. В.(3)
- Могилевская С. А.(1)
- Мокиенко М. Ю.(1)
- Мольер(1)
- Мопассан Ги де(2)
- Муур Л.(1)
- Народное творчество(2)
- Не указан(5)
- Некрасов Н. А.(2)
- Носов Н. Н.(6)
- Олеша Ю. К.(1)
- Остер Г. Б.(1)
- Островский А. Н.(7)
- Патту Э.(1)
- Перовская О. В.(1)
- Петрарка Ф.(1)
- Платонов А. П.(4)
- Пляцковский М. С.(1)
- По Э. А.(2)
- Погодин Р. П.(2)
- Подготовка к экзамену(109)
- Постников В. Ю.(1)
- Прокофьева С. Л.(4)
- Прёйсен А.(2)
- Пушкин А. С.(16)
- Радищев А. Н.(2)
- Рауд Э. М.(1)
- Сабитова Д. Р.(1)
- Салтыков-Щедрин М. Е.(11)
- Северянин И.(1)
- Сент-Экзюпери А.(1)
- Скотт В.(2)
- Соколов-Микитов И. С.(4)
- Солженицын А. И.(2)
- Стендаль(2)
- Стивенсон Р. Л.(1)
- Твардовский А. Т.(4)
- Твен М.(2)
- Токмакова И. П.(1)
- Томас Т. (1)
- Тургенев И. С.(4)
- Тютчев Ф. И.(1)
- Уайльд О.(1)
- Усачев А. А.(1)
- Успенский Э. Н.(3)
- Уэллс Г. Д.(3)
- Фет А. А.(1)
- Фонвизин Д. И.(2)
- Хармс Д. И.(1)
- Хитрук Ф. С.(1)
- Хогарт Э.(1)
- Цветаева М. И.(1)
- Чаплина В. В.(1)
- Черненко Г. Т.(1)
- Чехов А. П.(18)
- Шекли Р.(1)
- Шекспир У.(5)
- Шиллер И. К. Ф.(2)
- Шмелёв И. С.(1)
- Шолохов М. А.(1)
- Шоу Б.(1)
- Шторм Г. П.(2)
- Шукшин В. М.(28)
- Янссон Т. М.(1)