Обрядовый детский фольклор - народный календарь, заклички
В старину, в связи с большой ролью обрядовой культуры в жизни народа (традиционный народный календарь и семейно-бытовая обрядность), значительное место и в детской жизни занимал обрядовый детский фольклор. Это детские обрядовые обходы дворов в зимние святки, на масленицу, на Средокрестье в период Великого поста; закликание птиц весной и т. д. Дети своей чистотой, своей новизной в этом мире должны были, по поверьям наших предков, способствовать обновлению жизни в переломные моменты годового природного круговорота. Дети принимали живейшее участие в обрядовой жизни в пору зимнего солнцеворота и весеннего равноденствия — во время напряженного ожидания пробуждения природы от зимнего сна и начала нового годичного цикла в жизни растений, животных и в хозяйственной деятельности людей.
Если обратить внимание на сюжетно-тематический состав обрядовых детских песенок, то очевидной окажется их связь с традиционными произведениями обрядового фольклора взрослых, для которых характерны мотивы, предвещающие брак или рисующие счастливую семейную жизнь: «мост мостить — сына женить»; «летел соколок, уронил сапожок»; «у Ивана на дворе три терема стоят». Самое широкое распространение имело исполнение песен вопросно-ответной формы, в том числе «Коза, коза, где была?», в качестве колядных, поющихся при обходе дворов в зимние святки. Глубоко традиционен и образ «кумушки» в троицких детских закличках, образ «жаворонка» в закликаниях весны, производившихся на Сороки, в день памяти Сорока мучеников Севастийских 9/22 марта.
Яркие детские воспоминания пожилой песенницы из Онеги Архангельской области, связанные с весенней календарной обрядностью:
«Выйдем на гору в веселый, в хороший день, солнопечный. На горе-то на высокой прямо любо! На девках и женках сарафаны-набивники в цветах, как в лучах, и полушубочки светят, хазы-рукавчики светят, повязки-то на головах золотны-жемчужны светят.
Все светом светит, так и золотится, как солнышко. Мать-то наша обрядится в старинный наряд. И у нас, маленьких, такой же наряд, только он по малому росту собран. Вот обрядились. Мать и нас с собой тянет, за подол ее ухватимся и с ней на гору идем. А гора колеблется от людей-то. Кто смотрит, кто хоровод водит. И с чужедальних деревень съезжались отовсюду: из Поречья и Кольской Губы, из Яранчи. Дак и столько найдет людей — дождем не смочит, столько людей со всех сторон.
Кто круг ведет, кто песни поет, ходят, кружатся да наперекрест с песнями. Красивые девушки все пели, которые гуляли. У взрослых свой хоровод, а у нас, маленьких ребятишков, свой маленький в сторонке хоровод. А песни те ж переймаем, и как большие круг пошли, так и мы закружились-завертелись, а где «змейкой» и «уточкой» пройдем. Как тихое-то время — хорошо, далеко песни слышно».
К детскому народному календарю можно отнести и заклички.
Это не лишено смысла, так как без этих коротеньких рифмованных приговорок трудно представить себе жизнь детей в летнюю пору. Миниатюрные произведения, каждое из которых начинается экспрессивным двойным обращением к мышке, улитке, божьей коровке, коршуну, ястребу, бабочке, солнцу, дождю и радуге, выполняют при всей своей наивности и простоте очень важную роль. Они дают детям поэтическую форму общения с миром природы — с птицами, насекомыми, с главным нашим светилом, с природными явлениями. По происхождению своему заклички связаны с магией слова, которое должно было, по представлениям наших далеких предков, воздействовать на силы природы так, как это было необходимо людям в их хозяйственной деятельности.
Со временем древние представления утратили практическую актуальность. Однако в детском обиходе заклички сохранились в трансформированном виде, потому что в них осталась актуальность психологическая и эстетическая. Заклички как нельзя лучше отвечают мировосприятию детей, для которых свойственно естественно, по-родственному одухотворять живую и неживую природу.
Детский календарь - заклички
Зимой
1
Повсеместно «на свету» (ранним утром) первого дня праздника (Рождества Христова) ребятишки (иначе «челядь») бегают по избам и славят: «Рождество Твое, Христе Боже наш», и т. д. После чего припевают:
Слáвитё, слáвитё,
Сами про то знáетё:
Я по булочку пришел,
По калачичек пришел,
И по шанежку пришел.
Хозяин во дому,
Што Адам во раю;
А хозяйка во дому,
Што оладья во меду.
Хозяину и хозяйке, не пустившим в избу «славельщиков», поют:
Не крешшона изба (до трех раз).
Хозяин во дому,
Што дьявол во аду;
Хозяйки во дому —
Головня бы ей в д...у. (Очень откровенное и фривольное, для наших времен, понятие) (Ангара)
Днем группами в 5—10 человек ребятишки ходят с мешком и поют, так сказать, задним числом под окнами «Калиду»:
Калидá, Калидá
Накануне Рожесва!
Хто не дас(т) пирога,
То корову за рога,
Телку за холку,
Быка за хвос(т),
На Великий пос(т). (...)
Им подают калачи и т. п.
2
В Новый год, на заре, «челядь» (дети) бегает по избам в одиночку или группами и «посеват» овсом, как это совершается и в России. Зерна бросают в «передней» или «красной угол» (где образа — Бога), а сами поют:
Сею-вею, посеваю,
С новым годом поздравляю,
Со скотом, с животом,
С малым детушкам!
(с. Ужур)
Маленьких «сеятелей», в которых видят предвестников будущего урожая «хлебушка» и нового счастья для людей, одаривают, чем только могут.
3
1 января утром мальчики-подростки ходят «засевать». По двое, по трое, иногда в одиночку заходят в каждую избу, не минуя ни одной. Войдя в хату, дети разбрасывают по полу зерна ржи, овса, проса и проч, и говорят:
Ходит Илья на Василья,
Носит трубу жестяную,
А другую просяную,
Зароди, Боже,
Жита, пшеницу,
Всякую пашницу.
В доме добро,
В поле — зерно.
В доме порожисто,
В поле колосисто.
Васильева мать
Пошла щедровать.
Заросилася, замочилася,
На престоле стояла,
Золотой крест держала.
А вы, люди, знайте.
Богу свечку ставьте,
И нам грошик дайте.
Здравствуйте, хозяин с хозяичкой!
С новым годом,
С новым счастьем.
С новым здоровьем!
Хозяева дают детям лепешку, пирог, кусок сала или копейку, и они бегут в следующую хату, а на их место являются другие. Хозяева никогда не выгоняют их и дают всем, сколько бы их ни приходило. Отцы рассуждают так: «Я твоему дам, а ты — моему — вот и поквитаемся»
4
— Ой, овсень, ой, коляда!
Дома ли хозяин?
— Его дома нету:
Он уехал в поле
Пашеницу сеять.
Сейся, пашеница,
Колос колосистый!
Колос колосистый,
Зерно зернисто!
5
— Овсень, овсень,
Подай брусень!
— На что брусень?
— Косу точить.
— На что косу?
— Траву косить.
— На что траву?
— Коров кормить.
— На что коров?
— Молоко доить.
— На что молоко?
— Робят кормить.
— На что робят?
— А им пашню пахать,
Переложки ломать.
6
А летела пава,
Ай, овсень!
Через наше поле,
Ай, овсень!
А роняла перья.
Кому перья брати,
Кому подбирати?
— Хозяину дома.
— На что ему перья?
— Ему шапку шити,
Перьями пушити.
— На что ему шапку?
— В торги ехать.
— На что в торги ехать?
— Топор купить.
— На что топор купить?
— Дрова рубить.
— На что дрова рубить?
— Пиво варить.
— На что пиво варить?
— Сына женить,
Ай, овсень!
Дочку выдать,
Ай, овсень!
7
Коляда молода!
Летел сокол,
Коляда молода!
Через батюшкин дворок,
Сронил сапожок.
— Катерина, подыми!
— Недосуг поднять:
Я головушку чешу,
Я русу косу плету,
Я к обедне спешу,
Я коровушку дою,
Я лепешки пеку.
8
Кто подаст пирога,
Полон двор живота,
Подавай, не ломай;
Кто не даст пирога,
Мы корову за рога;
Тому бык да корова,
Да и та безголова,
Она дегтем доит,
Она смолку цедит.
Окна скачут,
Причалины пляшут.
Столы раздвигаются,
Полы подымаются,
Печка замуж идет,
Перебор ее берет.
9
Усени, ой, усени,
Я пришел к воротам,
Золотым берегам:
— Дома ли хозяин?
— Его дома нету,
Он уехал на базар
Торг, торг торговать,
Калачи закупать.
Хочет сына женить,
Василису приводить.
Василиса идет,
С собой курочку несет.
Курочка в сапожках,
В золотых ремешках,
Избушку метет,
Гречишку дерет,
Блинки печет.
— Бабушка, бабушка,
Дай блинка!
(Обычно к бабушке обращались.)
А не дашь блинка —
Уведу сынка!
— Бабушка, бабушка,
Дай пирога!
А не дашь пирога —
Уведу корову за рога!
— Бабушка, бабушка,
Дай киселю!
А не дашь киселю —
За ворота навалю!
— Бабушка, бабушка,
Дай ножку!
А не дашь ножку —
Разобью окошко!
— Ее не поют, а приговаривают. Это дети поют, а бабушка им должна... Обычно у нас чего дают?
Бабушка, бабушка,
Открывай сундучок,
Подавай пятачок!
И вот им теперь дают кто чего: кто тысячу (по теперешним временам), раньше — пятачок, копейку, десять копеек... А на это они сами себе сладости покупали.
10
Усени-масени!
— Дома ли хозяин?
— Его дома нету.
— Куда ж он уехал?
— Он уехал в поля.
— Зачем он уехал?
— П(ы)шеницу засевать,
Мост мостить.
— Кому по мосту ехать?
— Василюшке-Шатрушке.
— Чем погонять?
— Трестой толстой.
Треста толста перломилась,
Свинья по мосту катилась.
— Бабушка-старушка,
Дай пышку-лепешку.
Не дашь пышку-лепешку,
............................... (вот забыла)
Дай, дай пирога,
А не дашь пирога —
Уведу корову за рйга,
В хлев запру,
Помелом заткну.
— А потом забыла про деньги: «Дай, дай...» Это дети ходили. У нас дети ходют под Новый год, «Усени-масени» кричали...
11
Куледа, куледа,
У ворот трава
Притопчена,
Примолотчена.
— А кто толок?
— Кони толкли.
— А где кони?
— Ушли за гору.
— А где гора?
— Черви выточили.
— А где черви?
— Ушли в тресняк.
— А где тресняк?
— Девки выломали.
— А где девки?
— Ушли по мужья.
— А где мужья?
— Мужья померли.
— А где гроба?
— Гроба погнили.
Бабушка-старушка,
Дай пышку-лепешку,
А не дашь пирога —
Уведу корову за рога.
Куледу кричали это вот ребятишки...
12
— Ребята, ребята,
Вставайте пораньше.
Таусень.
Берите вы тупары.
Таусень.
— Зачем вам тупары?
Таусень.
— Мосты мостить.
Таусень.
— Кому по нем ездить?
Таусень.
— Василюшке Шатрушке.
Таусень.
13
— Усени, усени,
Рано вставайте,
Мост мостите,
Доски колите.
— Кто по мосту ходит?
— Иванушка Шатрушка.
— На чем он едет?
— На свинке, на пестрой.
— Чем погонять?
— Кистой толстой.
Киста обломилася,
Под пол укатилася.
— Ой, дедушка-усок,
Дай говядинки кусок.
— Бабушка, дай пышку.
Не дашь пышку,
Набьем тебе шишку!
14
Коляда, коляда,
Приходила коляда
В золотыя вечера.
— Баушка-старушка,
Дай пышку-лепешку.
А не дашь пышку-лепешку —
Вышиблю окошки.
Чево есть в пече,
Да и нам мече.
Сергой гремит,
Помелом метит.
Как у дядюшки Ивана
Золотая борода,
Позолоченный усок,
Дай говядинки кусок.
А не дашь кусок —
Потянем за усок.
Это было под Новый год... вечером. Ребятишки бегали маленькие. Вдруг прошли мальчики, вдруг прошли девочки... Бывало, всю деревню обойдем... У меня на колядоре пляшут, пляшут, вынесешь им поесть чего-нибудь...
15
Таусень, таусень,
Под печкой баран.
— Что он он тама делает?
— Камушки собирает.
— Зачем ему камушки?
— Косу точить.
— Зачем ему косу точить?
— Траву косить.
— Зачем траву косить?
— Корову кормить.
— Зачем корову кормить?
— Молока доить.
— Зачем молока доить?
— Ребят поить.
— Зачем ребят поить?
— На войну провожать.
— А где война?
— Посередь гумна.
И вот, значит, откричали кто чего, а баушка-то моя налила в стакан воды, ну, тоже все с озорством, а сверху, говорит, насыпала семечки. Они, говорят, думали — семечки, давай скорей в карман. А я, говорит, им «раз», а оттуда вытекло... Так было с озорством.
16
Таусень, таусень,
Под печкой баран.
— Что он там делает?
— Камушки собирает.
— Зачем камушки?
— Косу точить.
— Зачем косу?
— Траву косить.
— Зачем траву?
— Коров кормить.
— Зачем коров?
— Молочка доить.
— Зачем молочко?
— Детей кормить.
17
Усени, усени,
По клетке баран.
— А что камушки брали?
— Косу точить.
— На что косу?
— Траву косить.
— На что трава?
— Коров кормить.
— На что коров кормить?
— Молоко доить.
— На что молоко доить?
— Детей поить,
Дубья сажать.
— Зачем дубья сажать?
— Желудки сшибать.
— Зачем желудки сшибать?
— Свиней кормить,
Дедку с бабкой париться возить.
18
Коляда, коляда,
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Мы ходили, мы искали
Коляду святую
По всем дворам,
Переулочкам,
По заулочкам.
Мы нашли коляду
У Петра на дворе.
Петров-то дом
Под железом стоит,
У Петра на дворе
Три терема стоят.
Как во первом терему —
Ясны месяцы,
Во втором терему —
Часты звездочки,
А во третьем терему —
Ваши деточки.
Хозяин с хозяюшкой,
Отпирайте сундучки,
Доставайте пятачки,
Малогривеннички.
С праздничком вас,
С Рождеством Христовым!
19
Коляда, маляда,
Пришла коляда
Опосля Рождества.
— Бабушка-старушка,
Дай пышку-лепешку
В заднюю окошку.
В окошко не лезет
И в дверь не идет,
Подворотню метет.
Усени, усени,
Вставайте вы рано,
Доски колите, мост мостите.
— Кому по мосту ехать?
— Иванушке-дурачку.
— И чем погонять?
— Крестом, пестом.
Крест отломился
И в подпол закатился.
Как у дедушки Ивана
Золотая борода,
Подсеребренный усок,
Дай говядинки кусок.
Ехал, ехал соколок
Через бабкин домок,
Уронил сапожок,
Кричит: «Девица, подай!»
— Не досуг давать —
Мне коровку доить,
Мне теленка поить,
Мне к обедне идти,
Жениха выбирать.
— Какой твой жених?
— На пене в решете,
Лапти квыреные,
Подковыренные.
20
Усени, усени,
Открывайте двери,
Доставайте сундучки,
Вынимайте пятачки.
Пятачков нету —
Гони монету,
Монеты нету —
Давай пятьсот.
21
В селе Юдине Веневского уезда Тульской губернии, а также в некоторых соседних селениях, например в деревне Васильевской, существует обычай славить, величать детей под Новый год. Славильщики, дети же, называются «баусниками». В распеваемых ими песнях часто повторяется слово «баусень». Обыкновенно славят маленьких детей, лет до четырех, но иногда, особенно в надежде на хорошее вознаграждение, и детей, которые сами не ходят славить. Под Новый год пекут «коровки» — небольшие, вершка в полтора длиною, из теста, крайне неискусные подобия коровы. «Коровки» эти даются «баусникам» в качестве вознаграждения. Впрочем, «баусники» получают за это и деньги, копейку-две (больше 5 копеек никто не дает им) на партию человек в 10—12. Несмотря на то что обычным временем для славления признается вечер, партия «баусников» чуть не засветло начинает славить из опасения, как бы их товарищи ранее не собрали все «коровки» и копейки, предназначенные «баусникам». Тем из них, кто прославит раньше, пока «баусники» не надоели хозяевам, хозяева подают щедрее. Целый день в деревне оживление, бегают толпы детей, то здесь то там слышится их громкое пение. Девочки для славления собираются в партии, особо от мальчиков, и поют лучше, стройнее, чем мальчики. В дом «баусники» обычно не входят — туда они в большинстве случаев и не поместились бы, но останавливаются перед дверью и начинают песню:
Ой, баусень!
Под яблонькой,
Ой, баусень!
Под кудрявой,
Течет ручей.
По том ручью
Плывет селезень.
У батюшки
Есть сыночек
Павел государь.
Просил он,
Молился он:
— Пусти, батюшка,
Пусти, матушка,
На ручей погулять,
Селезня поглядеть.
— Дитя ль мое, дитятко,
То не селезень,
То разлука твоя!
Разлучить тебя хотят
С отцом, с матерью.
С родом, с племенем!
Подайте коровку,
Маслену головку.
Не откусывайте,
Не обламывайте.
Не общипывайте!
Не дадите пирога,
А то корову уведем за рога.
Если в доме несколько маленьких детей, то песня повторяется для каждого отдельно. Когда величают ребенка-сироту, у которого нет отца, а только мать, поют: «У матушки есть сыночек». Круглого сироту, проживающего у деда или бабки, величают: «У дедушки или у бабушки есть внучек». При величании девочек «сыночек» заменяется словом «дочка», «внучка».
На Масленицу
22
...За неделю или две до Маслянки парни любой деревни, соединяясь в артели, сооружают одну общую «катушку» или несколько — «поулошно», то есть отдельно для каждой улицы или для каждого «кутка» селения...
«Катушка» — та же ледяная гора. Она возводится среди улицы, или со спуска к реке, или с какого-нибудь пригорка. Снеговой ее скат поливается водой, пока не образуется на нем толстая ледяная кора; продолжение пути — «хвос(т)», если для него служит полотно реки, расчищается от снега. Верхняя площадка — «голова» катушки также поливается водой; по бокам площадка, как и крутизна ската, обставляется вехами. На ней толпятся катающиеся; здесь же производится посадка на «санки», кожу и пр. Благоустройство «катушки» и порядок катания поддерживают заведывающие ею парни с начала и до конца Масляны. Днем открытия катаний бывает воскресенье масленой недели.
Под вечер каждого дня на «катушку» собираются шумные толпы парней, девушек, ребятишек, молодух и вообще всех, кто находит удовольствие в катании с гор, в ком дух веселья просится наружу. Парни выказывают свое молодечество, спускаясь на «санках» или «салазках» с головокружительной высоты, имея у себя на коленях одну или двух девушек; между последними всегда находятся смелые, умеющие самостоятельно управлять «саночками»; тогда они катают своих подруг по примеру парней. С гор спускаются целыми компаниями также на «кожуре» (шкуре) и санях-«дровнях». Малыши, как муравьи, кишат, толкаются на головке катушки, добиваясь своей очереди. Испуганные крики вывалившихся из санок, дружный смех зрителей этой сцены, звуки гармоники и «проголосных» песен соединенного хора парней и девиц, гоготанье, свист спускающихся на шкуре, визг «челядишек», плач обиженного, шутки и смех... — все сливается в один задорный, жизнерадостный масленичный гул...
23
В Обчинской волости Покровского уезда Владимирской губернии устраивают сжигание Масленицы: ребятишки выпрашивают по дворам дрова и солому и складывают в один или два костра, смотря по величине селения. Костры зажигают за час до сумерек, вокруг костров устанавливают лавки, вынесенные из нескольких изб, на которых размещаются гуляющие, и попеременно поют с разных костров, если их два, или с разных концов круга, если костер один:
Масленица — обманщица,
Мимо красного села
Обманула провела,
В закоулок завела.
Дала редьки хвост
На Великий пост.
Когда начнет смеркаться и костры догорят, ребятишки толпами ходят под окнами и колядуют:
Тин-тинка,
Подай блинка.
Оладышка-прибавышка.
Последний кусок.
Мочальный кусок.
Все выпрошенное ребята делят между собой.
24
Мы пост Рождествен пропряли,
Святой вечер проиграли,
Масленицу мы прокатали,
Масленица, свет, дорогая,
Где же ты ночесь ночевала?
Ночевала я на болотце,
Там под кустом по дорожке
Ехали там скоморошки,
Срезали они по пруточку,
Сделали они по гудочку.
Вы, гудки, не гудите,
Масленицу не будите.
Масленица наша дорогая,
Пьет она винцо зеленое.
Чарочка у ней поплывутка.
Всех она гостей напоила,
Спать полегла со кручины.
Меньшего братца убили.
Где же его схоронили?
Там, у Петра, у Миколы,
Там, под тремя колоколы.
Там, под большими под звоны,
Кто же по братце поплачет?
Плакали два волка хохлаты,
Плакали медведи лохматы,
Плакали две свиньи горбаты,
Курицы две да бесхвосты,
Два петуха безголовы.
Сор под порог закурился,
Прятались ряженцы по полкам,
Пиво в бочонке подралося.
Сучка да с печки скочила,
Хвостик в сусло обмочила,
Много она бед нашутила.
Бить было сучку кочергою,
Бить кочергою да далеко,
Там ли у Савки на лавке.
Весной
25
В Великий пост перед обедом дети говорят:
Сядем-ко, побаем-ко,
Капустки похлебаем-ко,
Друг на дружку поглядим,
Хорошо ли мы едим.
26
В Страстной четверг (четверг Пасхальной недели) варят кисель для «кормления» мороза. Дети выносят его вечером на крыльцо и кричат:
Мороз, мороз,
Не морозь наш овес.
Киселя поешь,
Нас потешь.
27
По возвращении из церкви в Вербное воскресенье детей бьют вербой и приговаривают:
Верба бьет — Ума дает!
28
Не я бью,
Верба бьет!
Какая — Святая.
Будь здорова, как корова,
Богата, как земля.
29
Верба хлест
Бьет до слез,
Верба бела
Бьет за дело.
Верба красна
Бьет напрасно.
30
Пришла верба из-за моря,
Принесла верба здоровья,
Верба хлест,
Бей до слез,
Еще на здоровье
До красненького яичка.
31
Первого марта (св. Евдокии) пекут из муки «чувилки» (птички), в этот день ребята поют:
Чувиль-виль-виль,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Время теплого,
Хлеба нового.
32
Девятого марта (Сороки святые) (Сороки — 9/22 марта, день памяти сорока мучеников севастийских). В этот день в селе Хитровке Суджанского уезда, как и в других деревнях Курской губернии, пекут кулики — ржаные лепешки с загнутыми краями, изображающими крылья, и шарообразной головой, посередине которой, справа налево, идет гребень, без шеи, с мочками вместо глаз. Дети находят их очень красивыми и, прежде чем съесть (они приносят их в школу на завтрак), они их «закликают». В нынешнем (о 1904 годе) году на большой перемене дети вынесли из класса несколько парт, поставили их в ряд и, посадив своих «куликов» рядышком наверху парт, начали их «закликать»:
Кулик-саморот,
Полетел на горот.
Сломил палку,
Убил галку,
Галка плачет,
Кулик скачет.
Потом дети начали «закликать» весну:
Весна-красна,
На чем пришла —
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочке,
На ржаном колосочке.
Накричавшись вволю и налюбовавшись своими «куликами», дети не без сожаления разламывают их и начинают завтракать.
33
В селе Ивне Обоянского уезда Тульской губернии 9 марта дети покупают «куликов» у местного булочника, так что их «кулики» пшеничные с изюминками вместо глаз. «Закликают» их несколько иначе, чем в деревне Хитровке. Садятся где-нибудь повыше — на стог соломы, на ветку — и кричат:
Кулик-латтатули,
Сел на соломку,
Повесил головку.
34
Матери возвещают радостную весть о весне своим детям в такой форме: «Жаварёнки прилетели, на головку малым деткам сели!»
35
Сороки — это 22 марта. Это считали, что жаворонки в этот день прилетают и несут весну. Нам пекла мать жаворонков из теста, настоящих: с крылышками, с хвостом; бусинки, горох — глаза, или еще чего... Мы с этими жаворонками старались влезть куда-нибудь повыше: шли на чердак или на хлев какой-нибудь. Повыше, чтоб нас видели, и кричали:
Жавронки, жавронки,
Прилетите к нам,
Тепло лето принесите нам,
Холодну зиму унесите от нас.
Ваша мать за лесом
Вертит колесом,
Мякины мешок,
Мякины мешок
И пшена горшок!
Видимо, считали, что за это им дадут. Еще кричали, еще, пока горло заболит. Птичек иногда подбрасывали вот с этой песней, потом подбирали их и сами ели.
36
Жаворонушки, мои матушки,
Прилетите ко мне,
Принесите-ко мне
Весну красную,
Лето теплое,
С сохой, с бороной
И с кобылой вороной,
С жеребеночком,
Вороненочком!
37
С Егорья женщины и «челядь» (детвора) копают «саранки» (луковицы Lilium tennefolium и Martagon — Кежемская вол.) как съедобное лакомство. В Ужурской волости копают для того же «колючки» — корешки болотного растения (Carlina vulgaris); они же служат в виде отвара и лекарственным средством для детей от «переполоху»; в этом случае их должно накопать до «первова грому».
38
В Егорьев день (23 апреля)1 дети ходят по домам и поют песенку:
Батюшка Егорий,
Спаси нашу скотинку,
Всяку животинку,
В поле и за полем,
В лесу и за лесом.
Волку да медведю —
Пень да колоды,
Ворону — вороне —
Камешек дресвяный.
Батюшке Егорию на свечку,
Нам, молодцам, по яичку.
Троицкие заклички
39
Ходили, рядили березычку на Семик (четверг на седьмой неделе после праздника Пасхи). Собирали у портних все лоскутики, вешали, делали нарядну березу. А на Троицу мы ходили, собирались опять та же компания, ее разряживали. Развязывали все тряпочки, ленточки... Однажды мы ходили на Семик в лес, в рожь. У нас здесь на горе были большие поля ржи. Соседка у меня здесь ходила — девочка с ребеночком. И этого ребеночка мы чуть не потеряли, до того нагулялись...
Детские? Вот Семик... Детские были песни:
Береза кудрява,
Во ржи росла,
Не выросла.
Тебе девки шли
И ребята шли...
Где девки шли —
Там цветы цвели,
Где ребята шли —
Там рожь густа,
Оборотиста.
Это дети пели. Ходили с наряженной березочкой. И к каждому дому ходили, эту песенку пели. Давали им, дарили, там кто денежку даст, кто конфет даст, кто яичко даст. Все собирали там... Корзиночку несли с собой дети. Все нарядные были.
40
Береза кудрява,
В лесу росла,
Не выросла.
К тебе кумушка идет,
По яичку несет,
По пшейничку,
По драчейничку,
Еще кума —
Графин вина.
Ты, береза, хороша
И пушистая.
«И вот споем мы под окошком, нам давали кто денег, кто пироги, кто конфеты, кто чего давали. Ну, мы радовались. Это вот наше было детство. А как наши бабушки там гуляли? Ну, наверное, тоже так же, мне мама рассказывала... И вот мы ее пели, по всей деревне бегали».
41
Ах, ты, кумушка,
Ты голубушка,
Ты к нам пришла,
По яичку принесла,
Хлеба по кусочку,
Блинца по блиночку.
Где кум прошел,
Там овес взошел,
Где кума прошла,
Там рожь взошла.
Кума мылица купила,
Кума рылица умыла,
Кума, мойся белей,
Кума, будешь веселей.
Подайте под кумушку!
42
Кума, кума,
Расти больша,
Приземиста,
Прикуремиста,
Где девки шли,
Там цветы взошли,
Где парень шел,
Там овес взошел,
Подайте под кумушку
Денежку или конфеточку!
43
Ах, ты, кумушка-кума,
Завивайся душа,
Ты к нам пришла,
По яичку принесла,
По пшеничку,
По горшеничку,
По честному пирогу.
Честной пирог
Развалился поперек.
Подайте под кумушку
Яичко или копеечку!
44
Когда на поле дожинают рожь, дети говорят:
Солнышко красное,
Нас, сирот, пожалей!
Садись поскорей!
45
После озимого ржаного жнитва катаются по полю и говорят:
Жнива, жнива,
Дай мне силушку
Еще на яровую жнивушку!
46
По окончании жнивья дети говорят:
Моя галка наперед
Золоты ключи несет,
Коробочку отпирает,
Рубашечку вынимает,
Завтра в баню,
В среду — на мылку.
В воскресенье — на новоселье.
Пора галкам лететь —
Пир пировать,
Одонья клевать!
47
В заговенье (27 ноября) (заговенье на Рождественский пост) дети ходят по избам, просят яиц и пирогов и поют песни:
Цапка, царапка,
Подай пирожка,
Не режь, не ломай,
Лучше весь подавай!
Счёт дней недели
48
Сибирская детвора тоже подучается к нему (к устному народному календарю) своим детским путем, судя по образцу нижеследующего детского припева, записанного в с. Казачинском от Ал. Н. Казанцева. В нем своеобразно ведется счет дням недели:
В понедельник — по комельник (бревна);
Во вторник — по кокорник (сучья, коряги);
В среду — по берегу;
В четверг — по ячмень;
В пятницу — по ярицу;
В субботу — на работу;
В воскресенье — на веселье.
49
Завтра воскресенья,
Мать лепешки напекет.
И помашет, и покажет,
И на полку покладет.