Детские страшные вызывалки
Ту же цель, как и страшилки с пугалками — испытать коллективное чувство страха и победить его, — породившую страшные рассказы, преследуют дети и в магически-игровых вызываниях персонажей детского мифотворчества (страшных вызывалках): Пиковой дамы, Ведьмы, гномиков, Жвачного Короля, Чертика, Большой Бабочки, Пушкина и др. Большинство вызываемых персонажей — герои книг, фильмов и мультфильмов, некоторые восходят к народной демонологии или порождены фантазией детей. В «вызываниях» выразилась извечная тяга древнего и детского сознания к тайне, чуду. Их мифологизированные описания представляют собой плод более свободной фантазии, чем страшилки, скованные строгой сюжетной схемой.
Цель ритуала «вызывания» — в самом факте появления сверхъестественного существа или обнаружения последствий его прихода («вызывают для прикола», по словам современных детей). Участников привлекает именно проникновение чудесного в обыденное течение жизни, они жаждут прикоснуться к нему, преодолевая страх перед таящейся неизвестной опасностью. Загадывание же «доброго» или «злого» желания — не основная цель, скорее, предлог, ведь дети даже забывают сказать, сбылось ли потом желание, — им достаточно того, что они чувствовали приход и уход вызываемого существа.
Дети младшего школьного возраста, как правило, верят в существование демонологических персонажей, невзирая на скептицизм и даже насмешки взрослых, стараясь просто не посвящать их в свою тайну. Психологически точно сформулировал 12-летний московский школьник Петр Вяткин: эти существа на взрослых обижаются за их неверие и не показываются, а являются только детям, потому что те верят в их существование так же, как в реальность Деда-Мороза.
В этом жанре ритуально-игровое начало почти вытеснило словесную сторону. «Вызывания» — явление синтетическое: в нем неразрывны предметная атрибутика (зеркало, вода, конфетки, нитки, игральная карта, губная помада, фломастеры и др.), действия, условия исполнения (в темноте, без взрослых) и короткая словесная формула.
Образ Пиковой дамы, встречающийся как демонологический персонаж и в страшилках, в детских «вызываниях», начиная с 70—80-х гг. XX века наиболее популярен; «инструкции» по вызыванию ее записаны во множестве вариантов, о них слышал практически каждый современный школьник. Пиковая дама в детском фольклоре уже неоднократно становилась предметом изучения.
«Вызывание» Пиковой дамы — «модернизированное гадание» городских девочек и в то же время своеобразный гипнотический сеанс. С традиционными гаданиями его сближает время, обстановка, использование зеркала и карт, воплощающих «мифологему двойничества». Зеркало — рамка, оформляющая переход из чудесного в реальное пространство, поэтому особую опасность представляет возможный выход существа из зеркала. «"Зазеркалье”... изоморфно миру сновидений», и ученый предполагает, что некоторые тексты — пересказы детских снов. А. Л. Топорков поднимает и интересную проблему перекличек детских «вызываний» Пиковой дамы и рассказов о ней с повестью А. С. Пушкина «Пиковая дама» и карточными гаданиями, где дама пик — «злодейка».
Наконец, в данном ряду «страшного» фольклора детей стоит и театрализованная игра «Комната страха», также отторгающая страх смехом форма современного детского творчества. Комната является «спонтанным возрождением... структуры обряда инициации», но и продолжением традиций игр в жмурки, в Кострому, деревенских молодежных забав — игр в «покойника», ряжения, разных форм одурачивания новичков.
ПИКОВАЯ ДАМА
Рассказы реальных людей.
***
Как вызывали-то? Просто: брали зеркало, маленькое, обыкновенное зеркало. Насколько я помню, на нем надо было что- то нарисовать. Если честно, я уже не помню что, но что-то рисовали губной помадой. И потом начинали выть страшным голосом: «Пиковая Дама!!!» — душераздирающие вопли. Если честно, я один раз пробовала такое сделать... Потом надо было там чего- то стирать платочком. В результате, когда ты ее довызываешься — ох (берет себя за горло), не советую тебе этого делать, потому что я еле не упала. Знаешь, вот у нас в школе лестница, да, такая, ну, во дворе — мы это там делали. И когда идешь, такое ощущение, как будто тебя кто-то душит. У меня еще не очень сильно — другие вообще идти не могли. Нас было человек пять. Я правду говорю, на самом деле было такое ощущение...
(А что об этой Пиковой Даме рассказывают?)
Эти девчонки сами, которые это устраивали, они говорили, что лучше этого в принципе не делать, поскольку рассказывают такую историю, я не знаю, правда это или нет, «былина», можно сказать... Что, в общем, некоторые вызывали-вызывали, довызывались — вплоть до гибели доходило. Начинала их Пиковая Дама мучить.
(Как мучить?)
По-разному. И душить, в общем, все возможно. В конце концов, она их доводила уже... до конца их додушивала, держала... Я делала один раз только, и то я очень долго не могла оправиться, а другие раз по пять, по семь делали. Им уже настолько плохо становилось, что они уже даже стоять не могли... Вспомнила: зеркало закрывают платком, чтобы не было видно, и начинают вызывать. Потом вот этот платок, если снимешь и посмотришь туда, это всё...
(А долго вызывать-то надо?)
Ну, пока не почувствуешь, что плохо станет. Я не знаю, для чего это делается, но я так помню. И вот как только чувствуешь, что тебе плохо становится, если ты не сотрешь вот это все, то можно дойти до того, о чем рассказывали в этих «былинах». Так что надо скорей платком это все стереть. Как правило, стирал не тот, кому уже плохо стало, на кого гадали, — он уже просто не в состоянии был стирать, — а тот, кто все это помогал делать. То есть два человека должны быть обязательно: тот, кому гадают, и тот, кто гадает. В свое время это был очень любимый прикол, у нас только об этом и говорили — по-моему, во втором классе или в начале третьего.
(Когда это лучше делать: днем, утром, вечером?)
Без разницы, но лучше этого не делать ночью. Я тебе скажу точно, ночью никто не пробовал делать не потому, что все спят.
(Потому что все боятся?)
Потому что Пиковая Дама ночью выходит на свободу. И тогда можно уже совсем... Она никогда не придет, если ее не вызывать, а вот если вызывать, то она будет знать, что ее сюда зовут, что она сюда может приходить... Ну, если вот один раз вызвал, допустим, то лучше ее больше не вызывать, иначе чем больше ты ее вызываешь, тем больше риск того, что она придет ночью и задушит.
(То есть она сама даже может прийти?)
Если ты очень много раз это будешь повторять, то естественно. И ни в коем случае не надо делать это подряд. Но я вообще не советую этого делать, я просто делала из любопытства. Я один раз сделала, больше не захотелось. Правда, я не знаю, зачем повторять... Особенно узнав, как это плохо. Она может и до конца додушить, если ее второй раз вызовешь...
***
Надо на зеркале помадой нарисовать лестницу и в конце лестницы помадой нарисовать дверь и поставить куда-нибудь в темное место, но чтобы было видно это зеркало. Все должны смотреть на это зеркало, в итоге там должно появиться на лестнице серое облачко, оно должно двигаться, двигаться по лестнице вверх к двери. Но существует поверье, что нельзя, чтобы это облачко приблизилось к двери, иначе оно войдет туда, и есть такое, что девочки родят по тридцать три ребенка... А мальчики не вызывают Пиковую Даму, девочки в основном всегда вызывают. Ну, просто ради интереса... Но, по-моему, это неправда.
Когда уже закончили вызывать Пиковую Даму, надо обязательно разбить зеркало и закопать его, пока Пиковая Дама не окрепла. Если зеркало не разбивается, то надо очень глубоко закопать и никому не говорить о том, что ты его закопала.
***
Дети вызывают для прикола: получится или нет. Пиковую Даму вызывают так: на зеркале рисуются три пики (знак карточной масти). Еще рисуются ступеньки. Ты должна сосредоточиться и наблюдать за шариком, и он должен упасть с лестницы, перекатываясь по ступеням вниз. Нельзя, чтоб дошел шар до конца, а то будет несчастье. Если видишь, что он внизу, быстро стираешь водой! Рисуют обычно фломиками. Вызывать можно в любой день, только в темноте и чтоб зеркало было большое. Я сама вызывала в школе в туалете. Четыре человека было, собрались, кто-то знал из девчонок. Стекло лопнуло, так как не стерли вовремя, и девчонке стало плохо...
(А как шарик падает?)
Надо сосредоточиться на шарике... Шар на месте, но как бы тень падает.
***
Надо ночью смотреться в зеркало. Поставить свечку, налить в блюдце воду, уйти подальше от зеркала, чтоб никто не видел. Минут через 20 можно вернуться в комнату. Вызывать лучше за полночь, дома, может участвовать сколько угодно человек; главное, чтобы никто в это время в комнате не находился.
(А взрослые могут присутствовать?)
До 18 лет могут, максимум до 20...
(Вы сами «вызывали»?)
Да, сначала боялись, но потом решили... Когда пришли, в блюдце не было воды, свечка потушена. Значит, приходила. На зеркале заметны были пятна черные. Нельзя без зеркала делать... Она якобы из зеркала видит, что кто-то в комнате находится и не ушел. Я раньше не верила, то, казалось, сказка, то — правда. А когда сделали, поверила...
(Как ты себе представляешь Пиковую Даму?)
Не знаю точно, но, наверное, она вся в черном, в шляпке с вуалью...
(А она добрая или злая?)
Вообще добрая, но мы раздразнили: не поставили блюдце с водой. Одна девочка, у которой делали, сильно заболела. У нее летом было воспаление легких.
***
Днем или вечером из окошка выбрасывают игральную карту с изображением пиковой дамы. А пока карта летит, нужно сказать: «Пиковая Дама! Приди!» И сказать, когда и к кому. А перед тем, как она придет, нужно выключить свет (она приходит только ночью), встать около выключателя. И как только она появится, включить свет. Если не успеешь, она задушит. А если у тебя есть злое желание, то его можно загадать, пока Пиковая Дама подходит. Оно сбудется. Но потом нужно скорее включить свет, чтобы не задушила.
РАССКАЗ О ВЫЗЫВАНИИ ПИКОВОЙ ДАМЫ
Однажды мальчик вызвал Пиковую Даму. И вдруг из-под кровати высунулись черные руки с когтями. Мальчик выбежал из квартиры, а руки — за ним, подбежал к остановке, а руки — за ним. Из автобуса выходила старушка, мальчик подбежал и спрятался за ней. Руки вцепились ей в горло и задушили.
ДОМОВОЙ
Надо складывать фломастеры или карандаши любые, как домик, и класть внутрь что-то сладкое (печенье, конфету, только без фантика). Садиться в круг желающим, закрывать глаза, браться за руки и про себя повторять «Услышь меня, Домовой!» три раза. Потом по очереди начинать загадывать желания. Когда вопрос задаешь и мысленно тебе Домовой отвечает, ты говоришь: «Ответил». И начинает следующий про себя загадывать желание. И когда все зададут по два вопроса, третий обязательно все должны про себя задать такой: «Тебе нравится угощение, которое мы тебе положили?» Если он мысленно всем ответит «да», то все нормально: он уйдет, потом надо рушить эти фломастеры. А если он кому-то ответил «нет», то надо быстро убирать угощение и класть другое и опять спрашивать. Если опять нет, то надо говорить: «Уходи!» Просто рушить фломастеры и все убирать.
ЖВАЧНЫЙ КОРОЛЬ
Дети вызывают, потому что интересно, что будет. Взрослые при этом не присутствуют. Добрый персонаж приносит пользу, например исполняет хорошие желания. При мне ничего не сбывалось. Дети часто верят в существование вызываемых существ, по крайней мере они уверяют в этом других. В одном из вызываний я участвовала.
Вот что мне рассказывали. Если очень хочется жвачек, можно вызвать Жвачного Короля. Для этого надо залезть в темный шкаф, взяв зеркало. Закрыть дверь и повторить три раза: «Жвачный Король, появись!» Он появится и будет бегать по стенам. Тут его нужно поймать и разломить пополам. Через две недели придет человек в черном пиджаке и брюках. Он скажет: «В вашем доме два блока жвачек!» Тогда надо быстро бежать обратно, потому что с потолка начнут сыпаться жвачки. Их надо ловить, потому что если они упадут на пол, то исчезнут.
Я сама пробовала вызвать Жвачного Короля. Мне помогала подружка. Все это происходило в лагере, когда мне было десять лет. Я взяла маленькое зеркало и залезла в тумбочку, в которой не было полки. Я как можно плотнее закрыла дверь, но свет все равно просачивался сквозь щели. Наконец я стала говорить заклинание и водить зеркальцем. По стенкам стало бегать светлое пятно (наверное, солнечный зайчик). Подождав, пока оно набегается, я положила зеркальце и поймала... как оказалось, воздух. Но я не смутилась и сделала движение, как будто разламываю что-то.
Правда, результат вызывания был незавидный: никакого «черного человека» и никаких жвачек...
Жвательного Короля так вызывают. Надо на ночь поставить тарелку, стаканчик воды и черного хлеба ломтик положить на тарелку. И еще ножик поставить в темное место. А наутро там должна появиться жвачка. Король приходит ночью, выпивает воду, съедает хлеб, разрезает свой живот, достает оттуда жвачку и кладет ее на блюдечко.
ЖВАТЕЛЬНАЯ КОРОВА
Надо корову нарисовать на обоях, это Жвательная Корова называется. И попросить ее, чтобы каждую ночь она жвачку приносила, чтобы ты находил под подушкой жвачку. Для этого надо нарисовать корову, взять жвачку, обклеить ее всю жвачкой и сказать несколько слов, но каких, я не знаю. И тогда у тебя каждую ночь будет жвачка под подушкой.
ГНОМИК
***
Чтобы вызвать Жвачного Гномика, нужно в 12 часов ночи прийти с фонариком и с булкой. Булку надо держать в правой руке вверх, а фонарик надо направлять в зеркало. И ровно в 12 часов ночи говорить: «Жвачный Гномик, приди! Жвачный Гномик, приди!», пока он не появится. Когда он появится, в правой руке будет держать синий флажок, а в левой — красный флажок. Надо быстро дернуть за синий флажок, и тогда тебя осыплет жвачками. Но Гномик очень шустрый, и если он успеет убрать руку, то где рука у него с красным флажком, он тебе даст пощечину и у тебя останется след на все лицо.
***
На маленькое зеркальце кладут конфетку в темной комнате, хлопают в ладоши три раза и говорят: «Гномик, гномик, появись!» Появится гном. Или красный, или синий. Если красный — можно загадать доброе желание, оно сбудется. А синий гном — злой. Он выполняет злые желания. А иногда душит того, кто его вызывает. Если появится синий гном, на всякий случай нужно встать около выключателя, чтобы, если он станет душить, включить свет. Он исчезнет.
***
Так можно вызывать днем. Взять карамельки, положить под кровать и выйти. В комнату заходить нельзя, а то можно спугнуть гнома. Потом приходят гномы, съедают карамельки и оставляют деньги.
Натягиваешь тонкую нитку, чтоб не была заметна, можно между стенами в комнате. Говоришь три раза: «Сказочный Гном, приди!» Потом отворачиваешься, чтоб он не заметил. Если нитка порвется, то он приходил. Мы вызывали вечером в школьном туалете, но сделали не до конца: помешал звонок.
***
Этот гном ругается матом. В темной комнате нужно выключить свет. Взять маленькое зеркальце, положить на него 5 рублей. Они исчезнут. Потом нужно сказать: «Матный Гном! Появись!» Он появится и будет ругаться матом. Он ничего не сделает. Он добрый, только матом ругается. С ним можно разговаривать, но тоже только матом, иначе он не поймет.
БАБКА-МАТКА
Между ножками кровати натягиваются нитки, на них кладется кусочек шоколадки и ставится маленькое зеркальце, чтобы приманить Бабку-Матку. После этого нужно пристально смотреть под кровать и повторять: «Бабка-Матка, приди, Бабка-Матка, появись!» Если нитки задергались, значит, она появилась и споткнулась. Если очень повезет, можно услышать, как она сердится, а в остальном она не приносит ни зла, ни пользы и вызывается только из любопытства.
ДРАКОНЧИК
Надо нарисовать на земле десять квадратов, один в другом. Потом надо сказать: «Дракончик, выходи!» — и отбежать на три- четыре метра. Через пятнадцать минут, если все правильно, он появится. На квадратах появятся следы, ведущие к центру. У нас так появлялся дракончик, но если сильный ветер подует резко, значит, это родители дракончика. Тогда надо все быстро стирать. Рисовать это нужно на земле. Можно в любом месте и в любое время, должно участвовать не меньше пяти человек.
ЧЕРТИК
Чертика вызывают так. Надо скрепить два фломастера... Два человека нужны. Оба человека встают, один держит двумя пальцами с одной стороны, другой с другой. Задают вопрос, на который можно ответить либо «да», либо «нет». Чтобы он вызвался, надо сказать три раза: «Чертик, появись!» Если фломастеры разойдутся как бы в разные стороны, значит, нет, а если вместе сойдутся, значит, «да».
СТАРАЯ КАРГА
Зайти в темное помещение и сказать пять раз: «Старая Карга, появись!» Когда мы с подругами стали вызывать Старую Каргу, то вокруг нас образовался огонь, а потом потух... Мы очень напугались.
ЗОЛУШКА
Устраиваешь бардак и уходишь. Потом должна Золушка прийти и все убрать.
БОЛЬШАЯ БАБОЧКА
В ванной комнате наливают в ванну холодной воды, выключают свет, закрывают глаза (чтобы не ослепнуть, когда Бабочка появится) и говорят: «Большая Бабочка! Появись!» Потом будет слышен плеск воды, значит, она появилась. Нужно загадать доброе желание. Оно сбудется. Когда плеск воды кончится, можно открывать глаза.
ПУШКИН
А на Пушкина — это такое. В общем, говоришь 13 раз: «Пушкин, появись!» Вначале, когда появляется, он говорит: «Кто посмел меня разбудить?» Он задает 12 вопросов, и если на несколько вопросов не ответить, он тебя задушит, а если ответить на все вопросы, то он уйдет.
ФРЕДДИ КРЮГЕР
Чтобы вызвать Фредди Крюгера, надо на листе бумаги нарисовать сперва его лицо, потом, если ему нарисовать нос, он будет нас чуять, если ему нарисовать глаза, он будет нас видеть, а если ему нарисовать уши, он будет нас слышать. Если вы кого-нибудь хотите им убить, надо повесить его на дверь или показать кому-нибудь этот флажок, чтоб он его увидел и убил потом.
ЛОШАДЬ
Рисуется лошадь и говорится три раза: «Лошадь, приди!» И она должна начать светиться в темноте и топать. Рисовать можно где угодно: на стене, на зеркале, на листке бумаги.