Россия. Жилые дома
К середине XIX в. в городах Европы, а затем и в России получил распространение новый тип жилища — так называемый доходный дом. Это были большие дома — в несколько этажей, со множеством квартир. Богатые люди, владевшие в городе участками земли, строили такие здания специально для того, чтобы сдавать квартиры внаем людям победнее. Несмотря на то что главной целью доходных домов было обогащение их хозяев, эти здания нередко становились настоящим украшением больших городов.
Доходный дом Перцовой
Доходный дом 3. А. Перцовой, расположенный на берегу Москвы-реки рядом с храмом Христа Спасителя (точный адрес дома: Соймоновский проезд, д. 1), был построен в 1905-1907 гг. архитектором Н. К. Жуковым по эскизам известного художника С. В. Малютина. Малютин, иллюстратор сказок Пушкина, знаток народного искусства, и дом придумал, похожий на сказочный теремок. Крыша дома то ровная, то вдруг идет изломом, то поднимается вверх башенкой-шатром. Обычно дом имеет один фасад (наружную, «парадную» стену), а у дома Перцовой их несколько — и все отделаны скульптурами, керамической плиткой, из которой складываются особые картины — панно, а на них — причудливые существа, сказочные животные и растения.
Архитектурный стиль, в котором построены дом Перцовой и особняк Рябушинского, называется модерн, что в переводе с французского значит «современный». Модерн подражал природе и использовал новейшие материалы и технологии.
Богатые люди, не желавшие жить в наемных квартирах, на рубеже Х1Х-ХХ вв. строили себе отдельные дома — особняки. Эти особняки были не такими огромными и величественными, как дворцы XVIII—XIX вв., но все же чем-то они напоминали городские усадьбы: были этакими маленькими волшебными замками, вдруг выросшими по-соседству с унылыми многоэтажными домами.
Много особняков построил за свою жизнь замечательный русский архитектор Федор Шехтель. Самый знаменитый из них — московский особняк С. П. Рябушинского на Малой Никитской, построенный в 1900 г. По его фасадам (а у этого двухэтажного дома все фасады — парадные) проходит мозаика, изображающая изысканные цветы, кованая ограда вокруг дома повторяет узоры оконных рам. В доме нет двух одинаковых окон: особняк не кажется застывшим, он как будто дышит, живет...
Парадный вход в особняк Рябушинского